Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:32, дипломная работа
В практическом здравоохранении нашей страны наибольшее число медицинских психологов работают в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). В зависимости от размеров лечебно-профилактического учреждения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Положение психологической службы в системе
Здравоохранения на современном этапе…………………………………….7
История применения психологических знаний в медицине…………7
Становление медико-психологической службы страны…………….13
Основные направления деятельности медико-психологической
службы……........................................................................................................19
Деятельность психолога в отделениях родовспоможения…………..23
Практическое значение перинатальной психологии. Области применения…………………………………………………………………..24
Специфика психологического подхода и связь психологической помощи с медициной………………………………………………………..26
Формы оказания психологической помощи……………………29
Выводы по I главе……………………………………………………………..30
Глава II. Планирование деятельности психолога в отделении родовспоможения МУЗ Лысковская ЦРБ…………………………………………………32
2.1. Организационная характеристика МУЗ Лысковская ЦРБ …………….32
2.2. Описание методик, используемых в ходе исследования……………….36
2.3. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов………..40
Выводы по II главе…………………………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы…………………………………………………………….48
Учитывая реальное положение дел в отечественной медицине, представляется необходимым выделить следующие приоритетные в настоящее время направления в развитии МПС.
По данным директора Института дефектологии РАН В.И. Лубовского, медико-психологической помощью в навале 90-гг. ХХ века было охвачено 600тыс. детей. Но это лишь треть детей школьного возраста, нуждающихся в такой помощи. Вместе же с дошкольниками количество таких детей примерно 3 млн. Понятно, что спустя десятилетие, таких детей стало, по всей видимости, ещё больше. Очень важной является задача подключения психологов к диспансерному обследованию каждого ребёнка уже на первом году его жизни, что традиционно для других стран. Для этого требуется создание широкой сети медико-психологических консультация, где специалисты – психологи могли бы уже до школы видеть у ребёнка те или иные отклонения в его психическом развитии. Однако и этого мало: необходима армия специалистов, которые затем занимались бы исправлением этих нарушений.
Планируется поэтапное создание сети медико-психологических кабинетов в детских поликлиниках, детских и подростковых медико-психологических консультативных центров при комитетах здравоохранения местных администраций. Основными задачами этих кабинетов и центров являются раннее выявление и коррекция аномалий психического развития, консультативная помощь по воспитанию детей и подростков с патологией высших психических функций, анализаторов, речи, движения, наследственными заболеваниями, соматическими и пси
хическими расстройствами, умственной отсталостью, врождёнными уродствами, последствиями патогенных отношений в семье (в том числе и жестокого обращения с детьми), пубертатными кризисами, отклоняющимися формами поведения.
Планируется также введение должностей мед психолога в штатное расписание детских больниц, санаториев (в отдельных учреждениях они уже есть). Основные задачи психологов в этих учреждениях: выявление и психологическая коррекция психосоматической и соматопсихической патологии, основной или сопутствующей нервно-психической патологии, других расстройств, требующих медико-психологической помощи, выявление сохранных сторон личности ребёнка и их актуализация в процессе лечения. Главной целью развития этого направления является обеспечение профессиональной и общедоступной медико-психологической помощи детям и подросткам.
1.3. Основные направления деятельности
медико-психологической службы
В настоящее время
медицинские психологи участвую
а) установление контакта с пациентом, выявление его интересов, потребностей и т.д.;
б) проведение диагностического обследования;
в) завершение обследования, уточнение первичных данных;
г) анализ полученных результатов, их обобщение и подготовка заключения;
д) написание психологического заключения, обсуждение его с пациентом (его родственниками), лечащим врачом.
Следует упомянуть, что психодиагностика обычно предваряет все иные виды психологического сопровождения больного и, если так можно выразиться, «обслуживает» их.
Среди задач, решаемых сегодня МПС,
особенно следует отметить те, что
связаны с проведением различного рода
медицинских экспертиз (врачебно-трудовая,
военно-медицинская, судебно-психиатрическая,
смешанная психолого-психиатрическая,
медико-психолого-
Для решения экспертных вопросов требуется обычно более детальный и широкий (чем для диагностики и терапии) круг данных об особенностях психического склада больного (его нарушенных и сохранных функций), а также необходимо соотнесение психофизиологических возможностей больного с психологической структурой той деятельности, в отношении которой проводится экспертиза. В результате устанавливается степень пригодности человека к той или иной деятельности, его работоспособность, разграничиваются случаи истинного заболевания и симулятивного поведения.
Особо следует выделить врачебно-трудовую экспертизу, которой ежегодно подвергаются тысячи людей и квалифицированное проведение которой требует соотнесения психофизиологических требований той или иной профессии с измененными (или восстановленными) психическими возможностями индивида. Здесь наши задачи смыкаются с задачами, решаемыми психологами труда, занимающимися проблемами профотбора и профориентации. Именно здесь необходимо прежде всего отточить аппарат психологической диагностики, ориентированной на прогноз предстоящей трудовой деятельности, что требует выработки четких критериев прогноза и создания комплекса методов надежной психологической диагностики измененных и компенсированных сторон психической деятельности при разных видах патологии (16).
В последнее время
всё активнее разворачивается восстановитель
Наряду с необходимостью кадрового и организационного обеспечения участия психологов в этой деятельности, на медицинскую психологию ложится ответственность за разработку методологических, теоретических основ психологических аспектов социальной и трудовой реабилитации больных. Уже накопленный (главным образом врачами) в разных лечебных учреждениях страны конкретный опыт этой работы требует своего анализа и теоретического обобщения на основе современных принципов психологической теории. Результаты такой работы, которая пока находится в самом начале, дадут возможность более целенаправленно, научно обоснованно осуществлять реабилитацию больных людей. Практика здравоохранения требует интенсификации соответствующих научно-теоретических исследований.
Особое значение приобретает
в настоящее время такое
Психокоррекция должна быть направлена преимущественно на лиц, не находящихся в клинически выраженном состоянии болезни, в период, когда они могут не нуждаться в лечении, в актуальной врачебной помощи, т.е., как правило, в предболезненном состоянии или по выходу из болезни. Из такого понимания психокоррекции вытекает её непосредственная включённость в решение задач психопрофилактики на всех её этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной психопрофилактики, направленной на работу с так называемыми «группами риска».
Цель коррекционной работы в том, чтобы в конечном итоге благоприятно изменились сами отношения пациента. Личностная перестройка предполагает положительную динамику «Я-образа» и лежащей в его основе самооценки.
Специалисты подчёркивают особое значение групповых методов психокоррекции, для чего медицинский психолог может использовать методы социально-психологического тренинга. При этом встаёт проблема контроля и оценки эффективности группового психокоррекционного процесса. С этой целью пользуются качественной системой психодиагностики, встроенной в коррекционную работу на всех её этапах и выполняющей указанные функции.
В заключение подчеркнём, что, в зависимости от ряда условий (организационных, личностно-профессиональных и других), а также потребностей конкретного медицинского учреждения, психолог может реализовывать на практике либо все перечисленные направления, либо отдавать приоритет каким-то отдельным направлениям. Самое главное, чтобы работы осуществлялась профессионально, в интересах больного и с пользой для него.
Медицинские психологи могут работать в больницах, в центрах здоровья, в санаторно-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психологи работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами и другими специалистами по здоровью. Большинство работают в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.