Ощущение как психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 160.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Ощущение, как таковое  – достаточно непростое психическое  явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его  роли в психологии деятельности и  познавательных процессах человеком  недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и  в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической  связи организма со средой.  

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов  как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и  совершенствование природы, и строительство  общества.

В самом начале жизни у  людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая  является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несет  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств. Письменная речь чаще выступает  как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы  выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично  или даже невозможно без таких  видов ощущения как зрение, слух, осязание.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого  организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения.  На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Жизненная роль ощущений состоит  в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной  системы,  как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. 

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на  социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.  

Полноценное протекание всех вышеперечисленных  процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

 

 

 

 

 

 

1. Ощущение как психический  процесс

1.1 Понятие об ощущениях

Разнообразную информацию о состоянии  внешней и внутренней среды человек  получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.

Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и, как всякое психическое  явление, имеет рефлекторный характер.

Ощущение – это отражение  свойств реальности, возникающее  в результате воздействия их на анализаторы  и возбуждения нервных центров  головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое  представляет собой осознаваемый или  неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки  его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих  во внешней или внутренней среде. Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Что же является источником ощущений? Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного  диапазона – от коротких космических  лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Именно длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии  субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных  ощущений . Так например, доказано, что существует конкретная связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета .

Необходимо отметить, что ощущения возникают не сразу. Существует временной  порог и латентный период. Остановимся  на данных понятиях более подробно.

Временной порог – это минимальная  продолжительность воздействия  раздражителя, необходимая для возникновения  ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое  называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и  неспецифическим структурам нервной  системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой.

Для исчезновения ощущения после окончания  воздействия также требуется  некоторое время, которое определяется как инерция.

Инерция – это время исчезновения ощущения после окончания воздействия  раздражителя. Известно, например, что  инерция зрения у нормального  человека оставляет 0,1–0,2 с, поэтому  время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами  должны быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2–0,5 с. В противном  случае во время прихода нового сигнала  у человека в сознании будет оставаться образ предыдущего.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность  и пространственную локализацию  ощущений .

Качество — это свойство, характеризующее  основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую  в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют  информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий  или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам  информацию о химических характеристиках  объекта, но другого рода: цветочный  запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Интенсивность ощущения является его  количественной характеристикой и  зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния  рецептора, определяющего степень  готовности рецептора выполнять  свои функции. Например, если у вас  насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения — это  временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием анализатора, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного  образа. Различают положительные  и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному  раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ  заключается в возникновении  качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение  отрицательных последовательных образов  объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному  воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или  на какой участок тела воздействует раздражитель.

Рассмотренные основные понятия, связанные  с понятием ощущения не будут полными, пока мы не рассмотрим основные закономерности ощущений как психического процесса. Итак, перейдем к их рассмотрению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные закономерности ощущений

К основным закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и  синестезия.

Охарактеризуем более подробно каждое понятие.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать  ощущения. Так, например, прикосновения  пушинки к телу нельзя почувствовать. А при действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда вообще перестают возникать  ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. А сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного  вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую  характеристику зависимости между  интенсивностью ощущения и силой  раздражителей выражает понятие  порога ощущений, или порога чувствительности.

В психофизиологии различают два  вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает  едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. А та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним  абсолютным порогом чувствительности.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, из всех электромагнитных колебаний  глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный  цвет) миллимикрон; колебания, различаемые  ухом как звук, занимают область  от 20 до 20 тысяч герц. В настоящее  время подробно изучена характеристика верхнего и нижнего порогов всех видов чувствительности.

Действие на нервную систему  раздражителей, которые не достигают  пороговой величины, не остается бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут подсознательно корректировать движения и действия.

Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы  со шкалами непрерывного изменения  силы раздражителя. Начав воздействие  на анализатор с подпорогового стимула, экспериментатор постепенно увеличивает  силу раздражителя до тех пор, пока испытуемый не скажет, что у него возникло ощущение. В соответствии с показателями испытуемого регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение  производится несколько раз. Затем  условия опыта изменяются: сила раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается  до тех пор, пока испытуемый не скажет, что ощущение исчезло. Сделав несколько  таких измерений, экспериментатор  высчитывает среднее арифметическое всех значений, которое и считается  пороговой силой раздражителя .

Как мы уже говорили выше, кроме  силы, раздражитель характеризуется  длительностью воздействия, т. е. тем  отрезком времени, в течение которого он действует на анализатор. Известно, что существует зависимость между  силой раздражителя и длительностью  его воздействия, необходимой для  достижения пороговой величины. Чем  слабее раздражитель, тем больше времени  необходимо для того, чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды) возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.

Между чувствительностью (порогом) и  силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна  для возникновения ощущения, тем  ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны  для каждого человека. Эту психологическую  закономерность ощущений должен предусматривать  учитель, особенно в начальных классах. Потому как иногда встречаются дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо  видели и слышали, нужно создать  условия для наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у  детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня.

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также  порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при котором возникает  едва заметное различение в силе или  качестве ощущений и называется порогом  чувствительности к различению.

Информация о работе Ощущение как психический процесс