Ощущение как психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 160.06 Кб (Скачать файл)

      Внимание также невозможно без органов чувств, так как  оно  организует многообразие  ощущений.   Внимание   –   это   процесс   сознательного   или бессознательного (полусознательного) отбора  одной  информации,  поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Память -  это  процессы  воспроизведения,  запоминания,  сохранения  и

переработки  человеком  разнообразной  информации.  А  информация,  в   свою очередь,  как  уже  было  сказано  выше,   поступает  через  органы  чувств. Подумаем  логически,  как  нам  представится  без  ощущений  возможность   к запоминанию? На этот вопрос будет и соответствующий ответ.

     Воображение  - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и  вместе  с  тем  занимающая  промежуточное положение между восприятием,  мышлением  и  памятью.  Это  сложный  процесс, который протекает  в  мышление  под  воздействием  той  информации,  которая поступает в мозг из внешней  среды  через  органы  чувств  и  обрабатывается через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся  в

памяти человека.

     Мышление -  является познавательным высшим процессом. Оно  представляет собой порождение нового  знания,  активную  форму  творческого  отражения  и преобразование человеком в действительности. Мышление можно  также  понимать как   получение   новых   знаний   творческое    преобразование    имеющихся представлений. На формирование и развитие  мышления оказывает влияние  новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются  через ощущения.

     Речь – это средство общения. Речь формируется под воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем, слов,  предложений,  фраз),  которыми  обмениваются индивиды с помощью звуковых ощущений. Под воздействием  полученных  сигналов формируются активный и пассивный словарные запасы и навыки произношения.

 

5.1. Влияние ощущений на психологию личности

 

     Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века.  С  мыслью  о  том,  что  личностью  человек  не  рождается,  а становится,       согласны       сейчас       большинство        психологов.

Личность – это человек  как носитель сознания, взятый  в  системе  таких его   психологических   характеристик,   которые   социально    обусловлены, проявляются  в  общественных  по  природе  связях  и   отношениях   являются устойчивыми,   определяют   нравственные    поступки    человека,    имеющие существенное значение для него самого  и  окружающих.  Личность  включает  в себя индивидуальность.

     Индивидуальность – это индивидуальные и личностные  свойства  человека, такое их  сочетание,  которое  данного  человека  отличает  друг  от  друга. Личность  -  это  прижизненно   формирующаяся   индивидуально   своеобразная совокупность  психофизиологических  систем   -   черт   личности,   которыми определяются  своеобразное  для  данного  человека  мышление  и   поведение. Исследователи выделяют  важное  значение   ощущений  в  развитии   личности. Трудно представить  себе  личность,  у  которой  они  отсутствуют  или  даже

невозможно.

     Рассмотрим структуру личности. В  нее  обычно  включаются  способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.

     Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам,  но обеспечивает   их   быстрое   приобретение,   закрепление   и    эффективное использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют  главную  роль Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через  все органы чувств, в зависимости от рода деятельности.  Например,  скульптор  по роду  своей  деятельности  приобретает  и   закрепляет   способности   через осязание,  зрение;  человек  имеющий  способности   к   иностранным   языкам совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.

     Темпераментом  –   называют   совокупность   свойств,   характеризующих динамические  особенности  протекания  психических  процессов  и   поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент выступает  как  бы  связывающим  звеном  между  организмом, личностью  и  познавательными   процессами.   Темперамент   разделяется   на сангвинический,    меланхолический,    холерический    и     флегматический. Психофизиологическая   оценка    темперамента   включает   в   себя   четыре компонента:   выносливость,   пластичность,   скорость   и   эмоциональность (чувствительность).  У человека  складывается  и развивается определенная линия  психического  поведения  под  воздействием  той  информации,  которая поступает  из  внешней  среды  к  индивиду  через  познавательные  процессы. Ощущения при этом играют не последнюю роль,  так  как  прежде  чем  организм человека обрабатывает полученную информацию, на основе  которой  формируется его  психофизическое  поведение,  эта  информация  каким-то  образом  должна поступить в организм.

    Характер –   это  совокупность  устойчивых  индивидуальных  способностей личности, который складывается и проявляется в  деятельности,  в  общении  и обуславливает  типичные  для  личности  способы  поведения,  это   то,   что определяет его значимые поступки, а не случайные  реакции  на  те  или  иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Некоторые устойчивые черты характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера  ребенка  играет его  общение  с  окружающими  людьми.  У  ребенка  формируется  определенное отношение  к  формам  поведения  близких  взрослых  людей,  которым   он   в последствии подражает, на основе его личных  ощущений  внешнего  мира.   При помощи прямого поучения через подражание  и  эмоциональные  подкрепления  он усваивает форму поведения взрослых.

     Воля – это настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на пути преград, вполне  реальное  явление, обладающее  своими  специфическими,  легко  обнаруживаемыми  и  описываемыми научным языком признаками. Воля является сложным  процессом  и  ощущения  задействованы  здесь  на первом этапе этого процесса.  Далее  человек  перерабатывает  и  осмысливает полученную информацию,  ставит  приоритеты,  оценивает  свои  возможности  и желание, переходит к активным  действиям.

     Эмоции  –  особый   класс   субъективных   психологических   состояний, отражающих в форме  непосредственных  переживаний,  ощущений  приятного  или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к  другим людям, к самому себе.Ощущения и эмоции  это взаимосвязанные явления эмоциональной сферы личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов  чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и  услышал, что  к  нему  плохо  относятся  (увидел  хмурый  (веселый)  взгляд   другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и  у  него  поднялось  (или наоборот испортилось) настроение, т.е.  проявились  соответствующие  эмоции. Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например,  ребенок  упал, поранился,  ощутил  чувство  боли  и  заплакал,  боль   прошла   и   ребенок успокоился.

 

5.2. Роль ощущений в спорте

 

Предметом психологии спорта являются психологические особенности  спортивной деятельности в ее разнообразных  видах и психологические особенности  личности спортсмена. Возникновение  физических упражнений исторически  обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в  движении и, естественно, в развитии физических качеств. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и  содействует воспитанию его морально-волевых  качеств. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом  психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических  основ физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

В основе этой характеристики лежит содержание спортивной деятельности, выражающееся в действиях, специфических  для данного вида физических упражнений. В отличие от трудовой деятельности, рабочие операции в которой направлены на достижение внешней цели – изготовление требуемой продукции, двигательные операции в спортивной деятельности направлены на совершенное выполнение самой этой деятельности. Сточки зрения психологии эти действия отличаются друг от друга, во-первых, по степени сложности психических процессов, во-вторых, по степени и характеру вовлечения в эту деятельность внешних факторов среды. Исходя из этого, можно выделить следующие группы физических упражнений:

·    Элементарные движения отдельных звеньев человеческого тела: движение рук, ног, туловища, головы – наклоны, выпрямления, повороты и т. п. (например, многие упражнения гигиенической гимнастики, утренней зарядки; более или менее сложные комбинации элементарных движений входят в вольные гимнастические упражнения). Эти движения просты по своей структуре. Психологически они основаны на точных проприоцептивных, мышечно-двигательных ощущениях.

·    Перемещения всего тела при упражнениях на снарядах (например, различные упражнения на гимнастических снарядах: параллельных брусьях, кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы отличаются тем, что в них движения отдельных звеньев тела объединены в сложную структуру, обеспечивающую требуемое характером упражнения перемещение всего тела в целом. Кроме того, выполнение движений в них невозможно без точного учета внешних факторов, таких, как положение снаряда, его размеры, упругость и др. Психологически эти упражнения основаны на точности не только проприоцептивных, но также зрительных и осязательных ощущениях в их взаимосвязи.

Существуют и другие группы физических упражнений, которые тесно  связанны с ощущениями. Мы их перечислим, так как спорт без ощущений практически не возможен.

·     Передвижения в пространстве (спортивная ходьба, бег, лазание, конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.).

·     Упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей, метание, упражнения с булавами и т. д.).

·     Единоборства (борьба, бокс, фехтование).

·     Спортивные игры.

Спортивная деятельность представляет собой движение, которое  всегда бывает сложным: оно состоит  из зрительных и двигательных элементов  в их единстве. В итоге длительной практике определенные зрительные образы движения связываются с определенными  мышечно-двигательными представлениями. Эта связь становится настолько  прочной, что достаточно возникнуть в сознании человека зрительному  представлению, как оно тотчас же влечет за собой определенный мышечно-двигательный импульс. Таким образом, важнейшая  роль ощущений в спорте очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

 

 Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы  своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый  ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных  процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Итак, ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Можно себе только представить, что случится, если в этом сложнейшем процессе обмена произойдёт сбой...что  будет с нами. Так можно говорить о любой структуре организма, она может не являться главной, но без неё деятельность всего организма  будет не совсем верной и полной. Всё равно, что в часах. Если отсутствует  одна, даже самая маленькая деталь в механизме, часы уже не будут  работать абсолютно точно. И вскоре часы сломаются. Так же и наш организм, при нарушении одной из систем, постепенно ведёт к сбою всего организма, а в последствие к гибели этого самого организма. Так что в наших интересах следить за состоянием своего организма, и не допускать тех ошибок, которые могут привести к серьёзным последствиям для нас.

Наше  тело - один большой часовой механизм. Он состоит из огромнейшего количества мельчайших частиц, которые расположены в строгом порядке и каждая из них выполняет определённые функции, и имеет свои неповторимые свойства. Этот механизм - тело, состоит из клеток, соединяющих их тканей и систем: все это в целом представляет собой единую цепочку, сверхсистему организма. Величайшее множество клеточных элементов не могли бы работать как единое целое, если бы в организме не существовал утонченный механизм регуляции. Особую роль в регуляции играет нервная система. Вся сложная работа нервной системы - регулирование работы внутренних органов, управление движениями, будь то простые и неосознаваемые движения (например, дыхание) или сложные, движения рук человека - все это, в сущности, основано на взаимодействии клеток между собой. Все это, в сущности, основано на передаче сигнала от одной клетке к другой. Причем, каждая клетка выполняет свою работу, а иногда имеет несколько функций. Разнообразие функций обеспечивается двумя факторами: тем, как клетки соединены между собой, и тем, как устроены эти соединения. 

Информация о работе Ощущение как психический процесс