Ощущение как психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 160.06 Кб (Скачать файл)

Подобно тому как ощущение не возникает  одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется  в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой  инерцией и исчезает не сразу после  того, как перестает действовать  вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого периода времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в “Очерке учения о цвете” писал: “Когда я однажды под вечер  зашел в гостиницу и в комнату  ко мне вошла рослая девушка с  ослепительно белым лицом, черными  волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной  от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне  прекрасного зеленого цвета морской  волны”.

Появление последовательных образов  можно объяснить научно. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов  трех видов. В процессе раздражения  они утомляются и становятся менее  чувствительными. Когда мы смотрим  на красный цвет, соответствующие  ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот  же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость  и мы видим сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными  образами. Наиболее сравнимое явление  при этом “звон в ушах”, т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После  действия на слуховой анализатор в  течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после  прекращения действия звукового  импульса и продолжается в течение  нескольких секунд в зависимости  от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление имеет место  и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое  время после действия раздражителя.

Выделяют следующие функции  ощущений.

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности .

Существует несколько теорий ощущений.

Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение – есть действительная непосредственная связь сознания с  внешним миром, есть превращение  энергии внешнего раздражения в  факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора .

Ощущения начинают развиваться  сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются  одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру  среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4–5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук – в  первые недели жизни, на направление  – через два-три месяца, а на пение и музыку – на третьем-четвертом  месяце). Речевой слух развивается  постепенно. Сначала ребенок реагирует  на интонацию речи (на втором месяце), затем – на ритм, а способность  различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к  концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к  свету у младенца низка, но заметно  возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее  развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности  развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности  ощущать различные виды раздражителей  и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как  правило, на тактильную, болевую, температурную  чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят  синестезию. Еще один вид патологии  ощущений проявляется в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При  различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой  чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.

Индивидуальные различия в ощущениях  – мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности  центральной нервной системы (у  индивидов с сильной нервной  системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито  обоняние); возраст (острота слуха  наибольшая в 13 лет, зрения – в 20–30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие  – хуже); пол (женщины более чувствительны  к высоким звукам, а мужчины  – к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие  оттенки раскаленного потока металла и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.

 

Способность к ощущениям есть у  всех живых существ, имеющих нервную  систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и  качеству возникновения которых  дается отчет), то они есть только у  человека. В эволюции живых существ  ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.

По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью  организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит  в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью  и поведением человека) сведения о  состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущение, в отличие  от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия.

У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы  человека, с момента рождения приспособлены  для восприятия и переработки  различных видов энергии в  форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных).    Раздражитель – любой фактор,  воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Этот факт свидетельствует  о тонкой специализации органов  чувств к отражению того или иного  вида энергии, определенных свойств  предметов и явлений действительности.  Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции,  а сами органы чувств -  продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка  в области ощущений связана с  историческим развитием человеческого  общества и с общественно-трудовой практикой. “Обслуживая” процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они  верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, неспецифичность  органов чувств порождает специфичность  ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность  органов чувств. Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов  и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и имеет, как и  всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция – ответ организма на определенный раздражитель.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий  при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор –  понятие (по Павлову), обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Эфферентный – это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

Афферентный – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Анализатор состоит из трех частей:

1. Периферический отдел (или рецептор), являющийся  специальным  трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Различают два вида рецепторов:

контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, и дистантные рецепторы – рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.

2. Афферентные  (центростремительные) и эфферентные (центробежные)     нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.

3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора,  где происходит переработка нервных  импульсов, приходящих из периферических  отделов (см. рис. 1).

 

Рис. 1.

 

В корковом отделе каждого анализатора  находится ядро анализатора, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры.

Ядерная часть анализатора состоит  из большой массы клеток, которые  находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения большой части всей коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функций грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют  определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками  в коре представлены, например, разные точки сетчатки глаза; пространственно  разным расположением клеток представлен  в коре и орган слуха. То же самое  относится и к другим органам  чувств.

Многочисленные опыты, проведенные  методами искусственного раздражения, в настоящее время позволяют  довольно определенно установить локализацию  в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным  образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части  верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т. д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как  единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения заключается  в превращении внешней энергии  в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс  по центростремительному нерву достигает  ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает  корковых клеток анализатора, мы ощущаем  качества раздражителей, а вслед  за этим возникает ответ организма  на раздражение.

Информация о работе Ощущение как психический процесс