Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:32, контрольная работа
Мышление как высшая психическая функция. Динамика развития восприятия в онтогенезе человека.
Важное место в психологическом изучении рациональных форм познания занимает проблема соотношения мышления и речи. В культурно-исторической концепции Л.C. Выготского речевое мышление рассматривается как одна из высших психических функций. Действительно, роль слова, знака в продуктивной перестройке тех интеллектуальных функций, что даны человеку природой, является определяющей. Ведь именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности мир окружающих человека физических
предметов дополняется для него миром мыслимым.
Для того, чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях (недоступных систематическому наблюдению), человеку необходимо осуществлять ряд особых операций. Так, ему нужно: а) фиксировать полученные знания для передачи их последующим поколениям; б) сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности; в) иметь для этого компактные, сокращенные формы и способы мыслительной деятельности, не дублирующие оперирование внешними, физическими объектами. Для выполнения этих задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов, событий, используемых им орудий и даже выполняемых действий, обретают особую функцию: они становятся обозначениями, знаками других предметов, событий, действий. Знак есть единство обозначающего, т.е. чувственно воспринимаемой своей формы, и обозначаемого - предмета, события, существенного свойства, к которому относится эта форма, подразумевая именно его. Системой знаков, а также правил оперирования ими является язык. Тем самым язык - это совокупность выделяемых в общественной практике, чувственно обозначенных элементов, в которых фиксируются результаты познания человеком окружающего мира и которые позволяют сопоставлять эти результаты между собой
как части единого целого.
Для психологической характеристики
развитого речевого мышления необходимо
рассмотреть отличия языка от речи. Так,
во-первых, если язык представляет собой
определенную систему знаков и правил
их преобразования, то речь - это реальный процесс
оперирования языком. Во-вторых, если язык
как таковой достаточно устойчив, стабилен,
и правила преобразования знаков остаются
относительно неизменными, то речь предполагает динамику;
использование и воспроизводство языка
в живом речевом процессе является расширенным,
порождая новые правила и законы. В-третьих,
если язык есть система общественно выработанных
обобщений, понятий, то речь отражает процесс
их индивидуального присвоения, в ходе
и результате которого понятия могут обретать
различные конкретные смыслы. В-четвертых,
язык и речь различаются по способам овладения
ими; если языком (например, иностранным
или языком ЭВМ) человек сначала овладевает
теоретически, последовательно осваивая
его условные связи, то речью (например,
на родном языке) - практически осуществляя
ее даже без специального осознания языковых
правил.
Мышление как высшая психическая функция
обладает четырьмя взаимосвязанными признаками,
каждый из которых по-своему характеризует
роль языка и речи в его развитии. Во-первых,
собственно человеческий мыслительный
акт является социальным, "разделенным"
между людьми, что отражает общественный
характер трудовой деятельности, и для
его осуществления необходима речь как средство
коммуникации. Во-вторых, мышление возникает
как процесс, опосредствованный
как единое психическое образование.
Изучение роли речи в становлении и развитии мышления требует широкого понимания речевых процессов: это не только процедуры оперирования знаками, но процессы общения человека с другими людьми, познания, осмысления объективной реальности. В речи выделяют две стороны - внешнюю, выражающую языковые формы и их сочетания, и внутреннюю, семантическую. Если при анализе связей мышления и речи ограничиться только внешней стороной слова, то мысль останется для исследователя "чистой", независимой от речи, лишь получающей свое словесное оформление. При семантическом анализе речи психологу открываются ее действительные связи с мыслью, которая в слове и через слово совершается. Тем самым психологической единицей анализа речевого мышления является внутренняя, смысловая сторона слова, его значение. В значении слова отражено функциональное единство мышления и речи, взаимообусловленность их развития. Так, с одной стороны, развитие обобщений, представленных значениями слов (понятий) предполагает речевое общение людей в совместной деятельности, а с другой - расширение и усложнение речевой коммуникации связано с переходом
обобщений на качественно новую ступень.
Различны функциональные отношения
мышления с видами (и подвидами) речи. Так,
например "аффективная речь", общая
человеку и животным, служит для выражения
эмоциональных состояний, психологического
контакта с себе подобными. Она осуществляется
с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое
состояние (голода и жажды, страха и радости),
а не знаков, за которыми всегда стоят
другие, отличные от самих знаков, объекты
внешнего мира. Поскольку "значения"
сигналов не могут стать понятиями этих
объектов, постольку "аффективная речь"
является внеинтеллектуальной.
Выделяют два основных вида - знаковой
речи - внешнюю и внутреннюю. Внешняя человеческая
речь - основное средство коммуникации
в совместной деятельности, которое позволяет
использовать язык для указания внешних
предметов (индикативная функция речи),
их обозначения (
значение слов новым содержанием.
Следует отметить, что в генетических исследованиях речевого, понятийного мышления важное место занимает проблема стадий развития его основных единиц. Если в логике понятия изучаются, главным образом, в своих сложившихся, совершенных формах, то в психологии рассматривают и такие средства познания, которые по своей структуре и содержанию еще не стали готовыми понятиями, но по выполняемой функции эквивалентны им. Функциональные эквиваленты понятий как стадии развития значений слов исследуются с помощью методик образования искусственных понятий.
При анализе соотношения языка с мышлением в широком смысле, с сознательным представлением человеком окружающей действительности возникает одна из наиболее интересных фундаментальных научных проблем. Эта проблема, поставленная в ряде конкретных межкультурных исследований познавательных процессов, нашла свое первое решение в гипотезе лингвистической относительности (Э. Сепир, Г.Л. Уорф). Согласно этой гипотезе, существует взаимозависимость между структурной организацией языка (его лексикой, грамматикой, синтаксисом, семантикой) и тем, как человек - носитель данного языка, принадлежащий к определенной культуре, представляет, познает и объясняет мир. В современной психологии и психолингвистике эту гипотезу нельзя считать доказанной, хотя она имеет ряд убедительных эмпирических подтверждений в различных культурах и, главное, стимулирует исследователей к детальному изучению взаимосвязи языка и сознания. При этом и подтверждения, и опровержения гипотезы выводят указанную проблему в более широкий контекст. Существенным оказывается вопрос об общей детерминации как структуры языка, так и представления мира особенностями общественной жизни и деятельности людей в конкретных исторических условиях.
Основные концепции психического
развития человека в онтогенезе
1.1 Психическое развитие с позиции психоаналитической
теории З. Фрейда
Основы психоаналитического подхода к
пониманию развития психики в онтогенезе
заложены З.Фрейдом (1856-1939). Психическое
развитие в психоанализе отождествляется
с процессом усложнения сферы влечений,
мотивов и чувств, с развитием личности,
с усложнением ее структур и функций.
Фрейд считал, что психика состоит из трех
слоев - сознательного ("Сверх Я"),
предсознательного ("Я") и бессознательного
("Оно"), в которых и располагаются
основные структуры личности. При этом
содержание бессознательного по мнению
Фрейда не доступно осознанию практически
ни при каких условиях. В центре его научных
интересов был бессознательный уровень
психики - вместилище инстинктивных потребностей
организма, влечений, в первую очередь
сексуальных и агрессивных. Содержание
предсознательного слоя может быть осознано
человеком, хотя это и требует от него
значительных усилий.
Личность человека, по Фрейду,
включает в себя три структурных компонента
– Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.
Оно (Ид)- примитивное ядро личности; оно
имеет врожденный характер. Фактически
является энергетической основой личности.
"Оно" - бессознательное (глубинные
инстинктивные, в основном сексуальные
и агрессивные побуждения), играет главную
роль, определяющую поведение и состояние
человека. В "Оно" содержатся врожденные
бессознательные инстинкты, которые стремятся
к своему удовлетворению, к разрядке и
таким образом детерминируют деятельность
субъекта. Фрейд считал, что существует
два основных врожденных бессознательных
инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт
смерти, которые находятся в антагонистических
отношениях между собой создавая основу
для фундаментального, биологического
внутреннего конфликта.
Я (Эго) – рациональная и в принципе осознаваемая
часть личности. По мнению Фрейда также
является врожденной и располагается
как в сознательном слое, так и в предсознании
Она возникает по мере биологического
созревания между 12 и 36 месяцами жизни
и руководствуется принципом реальности.
Задача Эго – объяснить происходящее
и построить поведение человека так, чтобы
его инстинктивные требования были удовлетворены,
а ограничения общества и сознания не
были нарушены.
Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся со
содержанием "Сверху - Я".
Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго,
как правило, имеют конфликтный характер,
что порождает тревогу, нервозность, напряженность
индивида. В ответ Эго создает и использует
ряд защитных механизмов, таких как вытеснение,
рационализация, сублимация, проекция,
регрессия и др.
Подходы к пониманию детской сексуальности
изложены Фрейдом еще в начале 20 века в
«Трех очерках по теории сексуальности»(1905)
. Он исходил из идеи, что человек рождается
с неким количеством сексуальной энергии
(либидо), которая в строго определенной
последовательности перемещается по разным
областям тела (рот, анус, гениталии). Либидозная
энергия, которая связана с инстинктом
жизни, является также основой развития
личности, характера человека. Фрейд говорил
о том, что в процессе жизни человек проходит
несколько этапов, отличающихся друг от
друга способом фиксации либидо, способом
удовлетворения инстинкта жизни. При этом
Фрейд уделяет большое внимание тому,
каким именно способом происходит фиксация
и нуждается ли человек при этом в посторонних
объектах.
Фрейд наметил порядок развертывания
психосексуальных стадий по мере созревания
организма (биологический фактор развития)
и считал, что стадии универсальны и присущи
всем людям, независимо от их культурного
уровня. Известная фрейдовская периодизация
личностного развития делает основной
акцент на развитии либидо, рассматривая
его как важнейшую движущую силу развития
и описывая тем самым в основном развитие
психосексуальное. В разные возрастные
периоды развития человека она реализуется
через эрогенные зоны, характерные для
данного возраста. Если либидо не получает
своего удовлетворения на данном этапе
развития или удовлетворяется неадекватным
образом, то происходит остановка развития
человека на данной стадии и у него фиксируются
определенные черты личности. Фрейд выделили
пять
стадий личностного развития.
Оральная стадия (от 0 до 1 года.)
Удовлетворение либидо достигается за
счет ротового контакта во время сосания,
покусывания или жевания. Ведущая эрогенная
область на этой стадии - рот, орудие питания,
сосания и первичного обследования предметов.
Личность человека характеризуется такой
чертой как зависимость от окружения и
пассивность. Невозможность реализации
либидо на этой стадии приводит впоследствии
к возникновению таких “пороков” как
курение, гурманство, словесная агрессия.
Оральная стадия характеризуется тем,
что основной источник удовольствия, а,
следовательно, и потенциальной фрустрации,
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. На оральной стадии
фиксации либидо у человека, по мнению
3. Фрейда, формируются некоторые черты
личности: ненасытность, жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.
Уже на оральной стадии, согласно его представлениям,
люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия (от 1 до 2 лет) развития
личности, связанная с возникновением
Эго. Приучение ребенка к чистоплотности
ведет к перемещению удовлетворения либидо
в анальную область тела. Теперь детская
сексуальность находит предмет своего
удовлетворения в овладении функциями
дефекации, выделении. Нарушения развития
на этой стадии могут быть обусловлены
неверным поведением родителей. Родители
могут придавать слишком большое значение
данному процессу, постоянно фиксировать
внимания ребенка на необходимости соблюдать
чистоту тела, выражать либо бурную радость
удачным действиям ребенка, либо отвращение
к его экскрементам. Они хаотично приучают
ребенка к туалету, то ругают, то хвалят
его. Такая неупорядоченность требований
и действий рождает трудности в регуляции
поведения ребенка, что также нарушает
его развитие. Фиксация (застревание, остановка,
которая происходит из–за неудовлетворенности
реализации либидо через соотвествующие
эрогенные зоны) ребенка на этой стадии
приводит к развитию таких черт личности
как пунктуальность, скупость, чрезмерная
чистоплотность или упрямство.Социальное
принуждение, наказания родителей, страх
потерять их любовь заставляют ребенка
мысленно представлять себе, интериоризировать
некоторые запреты. Таким образом, начинает
формироваться "Сверх-Я" ребенка
как часть его "Я", где в основном
заложены авторитеты, влияние родителей
и взрослых людей, которые играют очень
важную
роль в качестве воспитателей в жизни ребенка.
Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3.Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование
Информация о работе Основные концепции психического развития человека в онтогенезе