Основные концепции психического развития человека в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Мышление как высшая психическая функция. Динамика развития восприятия в онтогенезе человека.

Файлы: 1 файл

Псих.docx

— 107.64 Кб (Скачать файл)

1.Детское развитие имеет  сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. 2.Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений, ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания. 4.Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий – средств, выработанных в ходе развития человеческого общества, - т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития.  
Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, т.е. обучение. «…Процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают в ход, дают начало этим процессам…». Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции . По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова.  
Итак, специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.  
2.2 Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе  
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития). Особенно очевидны быстрые и качественные перемены у детей первых лет жизни, то есть в период детства, когда даже наблюдающие постоянно за ребенком родители признают стремительность и внезапность изменений в развитии ребенка. Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ - это продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития общества. Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства.  
Человеческое детство не только продукт эволюции, но и результат исторического развития. Д.Б. Эльконин показал, что детство и его непременный спутник - ролевая игра - связаны с уровнем развития производительных сил общества. Также он выдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этим животным нужных форм поведения и возникло детство. Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных периодов на примере появления одного из детских возрастов. Период игры сдвигает период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст.  
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.  
Вторая особенность состоит в гетерохронности возрастного развития. При сопоставлении между собой темпов изменчивости психических функций и свойств выявляется разновременность в прохождении ими фаз возрастного развития, роста, достижения зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и противоречивости возрастного развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально -психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста. Гетерохронность развития связана с понятием сензитивных и критических периодов развития. Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.  
Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, "скачка" развития. 
Критичность развития психических функций, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода. В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются.  
Понятие стадии используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствования и накопления достижений. Она находит свое отражение в ведущихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.  
Выготский Л.С. называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики». Выготский составил свою периодизацию психического развития в детском возрасте, исключив из нее период юности, полагая, что она является первым возрастом в цепи зрелых возрастов, а там развитие подчинено другим закономерностям, отличным от закономерностей детского развития. Новым в своей периодизации он считал введение в ее схему критических возрастов, исключение из схемы эмбрионального периода, периода юности и включение возраста полового созревания в число стабильных, а не критических возрастов. Выготский говорил о том, что стабильные периоды имеют отчетливые границы начала и окончания, и их надо определять по этим границам, тогда как критические периоды надо считать от его кризисной точки, принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание – ближайшее полугодие последующего возраста.  
В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты:  
Кризис новорожденности  
Младенческий возраст (2 месяца- 1 год)  
Кризис одного года  
Раннее детство (1 год- 3 года)  
Кризис трех лет  
Дошкольный возраст (3 года – 7 лет)  
Кризис семи лет  
Школьный возраст (8 лет- 12 лет)  
Кризис 13 лет  
Пубертатный возраст (14 лет- 18 лет)  
Кризис 17 лет  
В отечественной психологии одной из наиболее развитых периодизаций психического развития является Д.Б. Эльконин. Он исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей.  
В классификации Эльконина рассматриваются три эпохи жизни – раннее детство, детство и подростничество. В развитии детей Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития» . В каждой эпохе происходят смена ведущих типов деятельности, которые обуславливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок - общественный взрослый» и в системе «ребенок – общественный предмет» в той последовательности, в которой они становятся ведущими. В результате он получил следующий ряд, где наблюдается периодичность смены ведущих типов деятельности:  
кризис новорожденности;  
младенчество (непосредственно - эмоциональное общение);  
кризис одного года;  
раннее детство (предметно - манипулятивная деятельность);  
кризис трех лет;  
дошкольный возраст (ролевая игра);  
кризис семи лет;  
младший школьный возраст (учебная деятельность);  
кризис 11-12 лет;  
подростковый возраст (интимно-личностное общение);  
кризис 15 лет;  
старший подросток (учебно-профессиональная деятельность).  
Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.  
Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. В деятельности могут быть выделены две стороны - мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности ребенка. Согласно гипотезе Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа: 1)в возрастах первого периода (младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно мотивационно-общественная сторона некой деятельности; 2)в возрастах второго типа (раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность) у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.  
Гипотеза Эльконина о периодизации психического развития исходит из существования противоречий в самой психической жизни, относительно независимых от внешних воздействий. На сегодня считается, что периодизация Эльконина и более позднее уточнение ее А.Н.Леонтьевым о ведущей деятельности, т.е. о форме активности, которая определяет развитие ребенка в конкретный период, связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского.  
Многие ученые - психологии следуют концепции стадийного развития: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие. Однако, не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, существует почти полное согласие в том, что стадийность развития совсем не исключает, а скорее предполагает непрерывность процесса. Более того, непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. Можно видеть, что развитие идет вдоль одной впадины (непрерывные изменения) пока оно не переходит в новую впадину через критическую точку (скачкообразное изменение). Переходы в развитии приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.  
 
   Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики в терминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.  
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений.  
Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э. Эриксон), или период оральной стадии (З.Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж.Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.  
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям.

 

3. Разработайте памятку  на основе знаний о специфике  данного периода по взаимодействию с младшими школьниками. 

 

Ваш малыш стал школьником!

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и Отцом!

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1

Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 1

Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3        

Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 5

Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях! Хорошо ориентируйтесь в своих «ДА» и «НЕТ».

Закон 10

Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Период детства скоротечен, и так много нужно успеть попробовать, прежде чем стать взрослым. Дайте ребёнку возможность быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для Вашего ребёнка, и для Вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье –

видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Мы желаем Вам успехов!

2.Что мы, как  родители делаем для того, чтобы  наш ребёнок был

успешным в школе:

  • Приучили в дошкольном возрасте к самообслуживанию

  • Приучаем к самоорганизации (организовывать себе место для игр, выполнения д/з)

  • Сформировали до 1класса положительную внутреннюю мотивацию к учению

  • Обеспечиваем соблюдение ребёнком режима дня

  • Учим ребёнка правильно общаться с другими детьми

  • Посещаем врачей и получаем консультации по укреплению и сохранению здоровья ребёнка

  • Контролируем, чтобы наш ребёнок не опаздывал и не пропускал занятия без уважительной причины

  • Следим, чтобы ребёнок был полностью обеспечен учебными принадлежностями и не забывал их

  • Ежедневно проверяем дневник, тетради, домашние задания

  • Контролируем выполнение устных и письменных домашних заданий

  • Ежедневно интересуемся у ребёнка о его новых знаниях, о друзьях, успехах и неудачах

  • Анализируем вместе с ребёнком его ошибки в письменных работах

  • Стараемся заниматься с ребёнком дополнительно

  • Не сравниваем ни в чём (особенно успешность) своего ребёнка с другими детьми

  • Не умаляем достоинств и способности других детей, возвышая своего ребёнка

  • Не обсуждаем компетентность учителей дома при ребёнке

  • Не подрываем авторитет педагогов, а стараемся найти причины неудач в своих поступках

  • Читаем новинки педагогической литературы для родителей

Помните, труд родителя – самый важный труд. Мало посеять семена даже в плодородную землю; надо взрастить их, приложив максимум стараний, терпения и труда. Только в этом случае вы сможете увидеть положительный результат у ребёнка.

3.Создание  благоприятной семейной атмосферы

  • Помните, от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его разбудят родители.

  • Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

  • Научитесь встречать детей после работы. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики и грубые интонации.

Успехов Вам в воспитании детей!

4.Советы учителям  и родителям

  1. Старайтесь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

  1. Знайте, что ребёнку тогда интересно с Вами, когда Вам интересно с ним.

  1. Давайте возможность каждому ребенку сделать своё маленькое открытие.

  1. Если ребёнку тяжело, то найдите для него такое задание, которое ему по силам.

  1. Не навязывайте ребёнку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

  1. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.

  1. Вместо отметок – главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учёбе, чем успех), пользуйтесь рекомендуемой системой оценивания в РО.

  1. Помните, что ошибка одного может породить мысль другого. Не пугайтесь детских ошибок.

  1. Не бойтесь сделать вид, что Вы что-то не понимаете, этому всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

  1. Не бойтесь признаться в том, чего сами не знаете.

  1. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

  1. Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у Вас есть разумные аргументы за или против высказываний детей.

  1. Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обобщений до того, как он выполнит предметное действие или какое – либо задание.

  1. Учебники носят рефлексивный характер: дети вместе со взрослыми конструируют их содержание.

  1. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов – недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избежать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

5.Что делать, если …

  • ребенок левша

- Не переучивайте насильно  левшу – дело не в руке, а  в устройстве мозга.

- Не переусердствуйте  с соблюдением режима, если ребенок  левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

- Будьте терпеливы и  внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним

- Берегите левшу от  чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны наказывая его.

- Не старайтесь сделать  левшу таким же, как все, больше  доверяйте его природе. Его уникальность  и непохожесть на других –  это его достоинство.

  • ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями.

  • ребенок плохо выполняет письменные работы

Информация о работе Основные концепции психического развития человека в онтогенезе