Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:32, контрольная работа
Мышление как высшая психическая функция. Динамика развития восприятия в онтогенезе человека.
Мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Латентный период (от 6 до 11 лет).
Само название этого периода указывает
на скрытый характер проявления либидо.
Характерно явное снижение сексуальной
активности и интересов в сексуальным
вопросам. Обучение и социализация становятся
центральными моментами данного этапа.
Ребенок осваивает формы поведения, свойственные
данному полу. Фрейд не указывает на возможности
фиксации на этой стадии развития. Однако
можно предположить, что недостаточное
освоение форм, установок полового поведения
может привести к фиксации в виде психического
инфантилизма, неадекватного понимания
своей половой роли и половой роли противоположного
пола.
Генитальная стадия (начинается при половом
созревании, 12-18 лет). Характеризуется
возвращением детских сексуальных стремлений,
теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются,
и подросток, с точки зрения З. Фрейда,
стремится к одной цели – нормальному
сексуальному общению. Однако, осуществление
нормального сексуального общения может
быть затруднено, и тогда можно наблюдать
в течение генитальной стадии феномены
фиксации или регрессии к той или другой
из предыдущих стадий развития со всеми
их особенностями. На этой стадии инстанция
"Я" должна бороться против агрессивных
импульсов "Оно", которые вновь дают
о себе знать. Подростки начинают ориентироваться
на половое удовлетворения с партнерами
противоположного пола. Так человек приближается
к зрелости, критериями которой Фрейд
считал способность работать и любить.
Любить другого человека ради него самого,
а не потому что он соответствует подсознательным
установкам, сложившимся в результате
фиксаций на предыдущих стадиях. Одна
из самых значительных задач этой стадии
– освобождение от авторитета родителей,
от привязанности к ним, что обеспечивает
нужную для культурного процесса противоположность
старого и нового поколений.
Ценность психоаналитической концепции
в том, что это динамическая концепция
развития, в ней показана сложная гамма
переживаний, единство душевной жизни
человека, ее несовместимость к отдельным
функциям и элементам. Важнейшей стороной
психоаналитического подхода можно считать
идею чуткого внимания к ребенку, стремление
разглядеть за внешне обычными его словами
и поступками вопросы, беспокоящие его.
Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем:
«Надо брать детей такими, каковы они в
действительности, надо перестать видеть
в них только то, что мы хотели бы в них
видеть, а воспитывая их, надо сообразовываться
не с мертвыми правила
Правилами, а с естественным направлением развития».
1.2 Периодизация жизненного
цикла человека в теории
развития Э. Эрисона.
Ограничения концепции развития
личности З.Фрейда были компенсированы
в теории развития эго-идентичности (тождественности
Я) Э.Эриксона, который был последователем
Фрейда, развивал психоанализ, однако
внес существенные изменения в понимание
движущих сил развития человеческой личности.
Одной из ведущих современных психодинамических
концепций периодизации личностно-социального
развития является схема Э. Эриксона с
точки зрения которой психическое развитие
индивида, формирование "идентичности"
проходит через ряд психосоциальных кризисов.
Американский психолог Э. Эриксон (1902-19994)
известен как представитель направления
эго-психологии. Эриксон пересмотрел некоторые
важные психоаналитические
положения, сделав акцент на развитие Я индивида.
Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. «Это - психология, согласно которой, главной частью структуры личности является не бессознательное, а ее осознаваемая часть его, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. Психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события и их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются структурой». На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности (эпигенез).
Стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон подчеркивает значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Огромное значение Эриксон придает периоду детству, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной зрелости…иррациональные
страхи, происходящие из самого
состояния детства» .
Центральным для созданной
Эриксоном теории развития личности является
положение о том, что человек в течение
жизни проходит через несколько универсальных
для всего человечества стадий. Процесс
развертывания этих стадий регулируется
в соответствии с эпигенетическим принципом
созревания. Под этим Эриксон понимает
следующее: личность развивается ступенчато,
переход от одной ступени к другой предрешен
готовностью личности двигаться в направлении
дальнейшего роста, расширения осознаваемого
социального кругозора и радиуса социального
взаимодействия; общество устроено так,
что развитие социальных возможностей
человека принимается одобрительно, общество
пытается способствовать сохранению этой
тенденции, а так же поддерживать как надлежащий
темп, так и правильную
последовательность развития.
В книге "Детство и общество"
(1963г.) Эриксон разделил жизнь человека
на восемь отдельных стадий психосоциального
развития. Он считает, что эти стадии являются
результатом развертывающегося генетического
"плана личности".
1.Младенчество (орально – сенсорная):
базальное доверие / базальное недоверие.
Развития человека соответствует классической
психоаналитической оральной стадии и
охватывает первый год жизни. Кризис первого
года связан с тем, удовлетворяются или
нет основные физиологические потребности
ребенка. Главную роль в жизни ребенка
играет мать, она кормит, ухаживает, дает
ласку, заботу, в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие к миру. Если
мать тревожна, невротична, если обстановка
в семье напряженная, если ребенку уделяют
мало внимания, то формируется базовое
недове
недоверие миру.
2. Раннее детство (мышечно-анальная):
автономия / стыд и сомнение. Охватывает
второй и третий год жизни и совпадает
с анальной стадией Фрейда. В этот период
считает Эриксон у ребенка развивается
чувство автономности на
3.Возраст игры (локоматорно-генитальная):
инициативность / вина. В дошкольном периоде,
который Эриксон назвал «возрастом игры»,
от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт
между инициативой и виной. Ребенок на
этой стадии осваивает многие сложные
психомоторные навыки (езда на велосипеде,
лыжах, коньках), он придумывает игры, способен
занять себя и даже быть помощником. Социальный
параметр этой стадии развивается между
чувством инициативы на одном полюсе и
чувством вины на другом. Взрослые, которые
способствуют проявлению инициативы ребенка,
осуществлению его планов, помогают ему
пройти кризис с положительным результатом.
Тогда как сомнения взрослых в возможностях
ребенка, нежелание и боязнь его инициативности
приводят к тому, что ребенок уносит чувство
вины на сле
следующую стадию развития.
4.Школьный возраст (латентная):
трудолюбие / неполноценность. Это период
обучения в школе, когда у ребенка
особенно актуализированы
стадиях развития.
5.Юность (кризис подросткового
возраста): эго-идентичность / ролевое
смешение. Юность считается самым важным
периодом в психосоциальном развитии
человека: «Юность- это возраст окончательного
установления доминирующей позитивной
идентичности Эго. Именно тогда будущее,
в обозримых пределах, становится частью
сознательного плана жизни» [34;298]. Идентификация
Я означает обретение подростком своей
индивидуальной тождественности. Подросток
приобретает представления о себе в связи
со своим прошлым, настоящим и будущем.
Я – как индивидуальность. На этой стадии
родители играют только косвенную роль.
Кризис подросткового возраста есть результат
всех предыдущих. Если у ребенка было доверие
к миру, чувство инициативы, компетентности,
то его шансы на идентификацию, значительно
возрастают. Для подростка исполненного
чувством недоверия, стыдливого, неуверенного,
осознающего свою неполноценность решить
задачу идентификации будет очень сложно.
Подросток не может определить свое Я.
У него появляются симптомы путаницы ролей,
неуверенность в понимании кто он такой,
куда идет. Эриксон подчеркивал, что жизнь
представляет непрерывную смену аспектов
развития и успешное решение проблем на
одной стадии не гарантирует человеку
отсутствие проблем на последующих.
6. Молодость: достижение близости
/ изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет.
Под близостью Эриксон понимает не только
физическую близость, а способность близости
своего Я. Такое обретение себя в другом
человеке может быть при построении семьи
или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе
человек не достигает близости, тогда
его уделом становится одиночество - состояние
человека, которому не с кем разделить
свою жизнь, не о ком заботиться.
7. Зрелость: продуктивность
/ инертность. Относится к возрасту 26 -64
года. Основная проблема этой стадии -
это выбор между продуктивностью и инертностью.
Продуктивность связана с заботой о будущем
поколении, о понимании общечеловеческого
контекста не только собственной жизни
, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии
появляется новый параметр личности с
общечеловечностью на одном конце шкалы
и самопоглащенностью на другом. Общечеловечностью
Эриксон называл способность человека
интересоваться судьбами людей за пределами
семейного круга, задумываться над жизнью
будущих поколений, формами будущего устройства.
Подобное чувство возникает не обязательно
при наличии собственных детей. Тот, у
кого это чувство сопричастности человечеству
не выработалось, сосредотачивается полностью
на себе и главной его заботой становится
удовлетворение сво
своих потребностей и собственный комфорт.
8.Старость: целостность эго
/ отчаяние. Относится к возрасту
от 65 лет до смерти человека. Эриксон
считал, что для этой стадии характерен
не столько новый психосоциальный кризис,
сколько суммирование, интеграция и оценка
всех прошлых стадий развития Эго: «Только
у того, кто каким-то образом заботился
о делах и людях, кто переживал триумфы
и поражения при жизни – только у того
могут постепенно созревать плоды семи
предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего
определения для этого, чем эго-интеграция»
. Эриксон говорил, что только у того, кто
каким - то образом заботился о делах и
людях, кто переживал триумфы и поражения
в жизни, кто был вдохновителем для других
и выдвигал идеи - только у того могут постепенно
созреть плоды семи предшествующих стадий.
Чувство интеграции Я проистекает из способности
человека получить удовлетворение от
прожитого, принятия себя со всеми удачами
и промахами в прошлом как единого проявления
своей личности. Подобная интеграция рождает
мудрость, которая видит свое продолжение
в детях или своем творчестве и не страшится
смерти. На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как череде
нереализованных возможностей и ошибок.
Он осознает, что начать все сначала невозможно
и упущенного не вернуть. Такого человека
охватывает отчаяние, озлобленность, недовольство
своим положением, страх смерти.
Эпигенетическая концепция
Эриксона базируется на представлении
о том, что полноценное развитие личности
возможно только путем прохождения последовательно
всех стадий. Согласно Эриксону, каждая
стадия жизненного цикла наступает в определенное
для нее время и сопровождается так называемым
возрастным кризисом. Кризис наступает
в связи с достижением индивидуумом определенного
уровня психологической и социальной
зрелости, необходимого и достаточного
для данной стадии. Кризис- это поворотный
момент развития, из которого человек
может выйти как более адаптированным,
сильным, так и ослабленным, несправившимся
с решением конфликта.
В теории Эриксона, конфликты
играют жизненно важную роль, потому что
и рост и расширение сферы межличностных
отношений связанны с растущей уязвимостью
функций эго на каждой стадии. В то же время,
он отмечает, что кризис означает "не
угрозу катастрофы, а поворотный пункт,
и тем самым онтогенетический источник,
как силы, так и недостаточной адаптации"
[28;219].Задача личности, таким образом, заключается
в том, что бы адекватно решался каждый
кризис, что позволит подойти к следующей
стадии развития более адаптивной и зрелой
личностью.
1.3 Психическое развитие
как развитие интеллекта: концепция
Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980)- швейцарский и французский
психолог и виднейший представитель Женевской
школы генетической психологии. Пиаже
изучал механизмы познавательной деятельности
ребенка. Становление интеллекта рассматривается
Пиаже как стержневая линия психического
развития, от которой зависят все другие
психические процессы. Основные вопросы,
поставленные в работах Пиаже: особенности
детской логики, происхождение и развитие
интеллекта у ребенка, развитие восприятия,
памяти, воображения, игры, подражания,
речи и их функций в процессе познания.
«Исследования Ж. Пиаже составили
целую эпоху в развитии учения о речи и
мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении.
Они отмечены историческим значением»,
- писал Л.С. Выготский уже о первых работах
Пиаже .
Свою теорию детского мышления
Пиаже строил на основе логики и биологии.
Он исходил из идеи о том, что основой психического
развития является развитие интеллекта.
В серии экспериментов он доказывал свою
точку зрения, показывая, как уровень понимания,
интеллект влияют на речь детей, на их
восприятие и память. Также он развивал
идею о том, что мышление ребенка не может
быть выведено только из врожденных психобиологических
факторов и из влияний физической среды,
но должно быть понято также и преимущественно
из тех отношений, которые устанавливаются
между ребен
Информация о работе Основные концепции психического развития человека в онтогенезе