Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Цель: выявить к каким стилям поведения склонны люди в конфликтных ситуациях.
Для достижения цели, мной поставлены следующие задачи:
Проанализировать накопленный опыт в области теоретических исследований конфликта
Провести экспериментальное изучение выбора стилей поведения в конфликтных ситуациях среди людей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА
Теории и структура конфликта…………………………………………...5-13
Стиль поведения в конфликтных ситуациях…………………...............13-22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СРЕДИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Задачи и методики исследования……………………………………….23-26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….………..26-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……….29-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...…..32
Ко второй группе участников конфликта, относят так называемых косвенных участников конфликта, тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы в конкретном конфликте не обязательно. Однако, если участники второй группы существуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны. Обычно в этой группе выделяют: подстрекателей, организаторов, пособников. Подстрекатель - это лицо, которое подталкивает другого участника к конфликту. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами. Пособник - лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами. Организатор - это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности.
Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта, влияя своим авторитетом, статусом, или применяя иные средства. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками конфликта часто бывает подвижной, так как участники конфликта могут меняться местами, ведь конфликт нередко имеет тенденцию к расширению.14 Иными словами, в любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта, которых условно можно разделить на основных и второстепенных, необходимо отметить, что данная классификация является условной, так как грань между основными и второстепенными участниками конфликта является весьма подвижной. Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника.
Далее рассмотрим динамику конфликта, включающую в себя такие стадии как:
Перейдем к более подробному рассмотрению данных составляющих.
На Предконфликтной стадии происходит рост напряженности, но не всегда противоречия произрастают в конфликте, лишь те противоречия, которые сознаются как несовместимые, ведут к обострению отношений. Возникновение противоречий: характеризуется ростом недоверия, предъявления односторонних или взаимных обвинений, уменьшение контактов, накопление обид. Эмоциональная неприязнь: стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинений, замыкание на своих собственных стереотипах, появление предубеждений и неприязнь в эмоциональной сфере. Установка на борьбу: переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности, формирование образа врага.
Открытый конфликт:
Инцидент: ситуация, в результате которой происходит переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Эскалация: для достижения своих целей и блокирования действий соперника вводятся новые ресурсы. Улучшение возможности найти компромисс, конфликт становится неуправляемым и непредсказуемым. Забывается истинная причина конфликта и её цели. Сбалансированное противоборство: противодействие продолжается, но его интенсивность снижается, стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не даст результата. Завершение конфликта: переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта.
Постконфликтная ситуация- открытый конфликт завершается, когда происходит частичная нормализация отношений. Частичная нормализация: когда ещё не исчезли негативные эмоции, но при этом происходит коррекция самооценки, уровень притязаний. Полная нормализация: стороны осознают важность дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодолеваются негативные установки и устанавливается доверие между партнерами.
1.2 Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Когда человек находится в
Относительно общения между людьми стиль — это манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т. е. способ преодоления конфликтного противостояния, решения проблемы, приведшей к конфликту.15
Стили поведения в конфликтной
ситуации связаны с общим источником
любого конфликта - несовпадением интересов
двух и более сторон. Существует
пять таких основных стилей поведения
в конфликтной ситуации. Ваш стиль
поведения в конкретной конфликтной
ситуации определяется той степенью
готовности, в которой вы хотите
удовлетворить собственные
Соперничество. Как правило, соперничество (или конкуренцию, противоборство) избирают в тех ситуациях, когда:
Соперничество вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов. Возможно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опирается на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова.
Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы «элегантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, крушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Потому желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.
Сотрудничество. В конфликтном взаимодействии возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:
Наградой за общие усилия служат
конструктивный, всех устраивающий результат,
совместно найденный
Компромисс. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:
Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных отношений, прерывая, тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.
Избегание. Такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:
Избегание бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.
Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации избегание и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение; причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.
Уступка. Обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда:
Информация о работе Основные стили поведения в конфликтных ситуациях