Основные стили поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить к каким стилям поведения склонны люди в конфликтных ситуациях.
Для достижения цели, мной поставлены следующие задачи:
Проанализировать накопленный опыт в области теоретических исследований конфликта
Провести экспериментальное изучение выбора стилей поведения в конфликтных ситуациях среди людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА
Теории и структура конфликта…………………………………………...5-13
Стиль поведения в конфликтных ситуациях…………………...............13-22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СРЕДИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Задачи и методики исследования……………………………………….23-26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….………..26-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……….29-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...…..32

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе участников конфликта, относят так называемых косвенных участников конфликта, тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы в конкретном конфликте не обязательно. Однако, если участники второй группы существуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны. Обычно в этой группе выделяют: подстрекателей, организаторов, пособников. Подстрекатель - это лицо, которое подталкивает другого участника к конфликту. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт между другими сторонами. Пособник - лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью, иными способами. Организатор - это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта, влияя своим авторитетом, статусом, или применяя иные средства. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками конфликта часто бывает подвижной, так как участники конфликта могут меняться местами, ведь конфликт нередко имеет тенденцию к расширению.14 Иными словами, в любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта, которых условно можно разделить на основных и второстепенных, необходимо отметить, что данная классификация является условной, так как грань между основными и второстепенными участниками конфликта является весьма подвижной. Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника.

Далее рассмотрим динамику конфликта, включающую в себя такие стадии как:

        1. Предконфликтная ситуация:
          1. возникновение противоречий;
          1. эмоциональная неприязнь;
          2. установка на борьбу.
        1. Открытый конфликт:
          1. инцидент;
          2. эскалация;
          3. сбалансированное противостояние;
          4. завершение конфликта.
        1. Постконфликтная ситуация:
          1. частичная нормализация отношений;
          2. полная нормализация.

Перейдем  к более подробному рассмотрению данных составляющих.

На Предконфликтной стадии происходит рост напряженности, но не всегда противоречия произрастают в конфликте, лишь те противоречия, которые сознаются как несовместимые, ведут к обострению отношений. Возникновение противоречий: характеризуется ростом недоверия, предъявления односторонних или взаимных обвинений, уменьшение контактов, накопление обид. Эмоциональная неприязнь: стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинений, замыкание на своих собственных стереотипах, появление предубеждений и неприязнь в эмоциональной сфере. Установка на борьбу: переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности, формирование образа врага.

Открытый конфликт:

Инцидент: ситуация, в результате которой происходит переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Эскалация: для достижения своих целей и блокирования действий соперника вводятся новые ресурсы. Улучшение возможности найти компромисс, конфликт становится неуправляемым и непредсказуемым. Забывается истинная причина конфликта и её цели. Сбалансированное противоборство: противодействие продолжается, но его интенсивность снижается, стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не даст результата. Завершение конфликта: переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращения конфликта.

Постконфликтная ситуация- открытый конфликт завершается, когда происходит частичная нормализация отношений. Частичная нормализация: когда ещё не исчезли негативные эмоции, но при этом происходит коррекция самооценки, уровень притязаний. Полная нормализация: стороны осознают важность дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодолеваются негативные установки и устанавливается доверие между партнерами.

 

1.2 Стиль поведения в конфликтных ситуациях

 

Когда человек находится в конфликтном  противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать  определенный стиль поведения. При  этом ему необходимо учитывать собственный  стиль, стиль других, вовлеченных  в конфликт людей, а также природу  самого конфликта. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.

Относительно общения между  людьми стиль — это манера вести  себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т. е. способ преодоления конфликтного противостояния, решения проблемы, приведшей к конфликту.15

Стили поведения в конфликтной  ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов  двух и более сторон. Существует пять таких основных стилей поведения  в конфликтной ситуации. Ваш стиль  поведения в конкретной конфликтной  ситуации определяется той степенью готовности, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и  интересы другой стороны (действуя совместно  или индивидуально).

Соперничество. Как правило, соперничество (или конкуренцию, противоборство) избирают в тех ситуациях, когда:

  • проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу;
  • конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, по сути, беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели;
  • субъект конфликта уверен, что предлагаемый им вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и, вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения;
  • участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

Соперничество вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных  интересов. Возможно, что настойчивое  стремление выиграть противостояние опирается  на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно  драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова.

Нельзя, однако, забывать, что любое  давление, в какой бы «элегантной» форме оно ни происходило, может  обернуться взрывом необузданных эмоций, крушением уважительных и доверительных  отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным  и не оставит попыток добиться реванша. Потому желание считать  себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.

Сотрудничество. В конфликтном взаимодействии возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

  • проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;
  • конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;
  • каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;
  • стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения.

Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный  выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.

Компромисс. К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:

  • субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;
  • равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;
  • участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;
  • оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта;
  • все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

Способность к компромиссу —  признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое  в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных  отношений, прерывая, тем самым обстоятельное  обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск  разумных альтернатив, оптимальных  вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.

Избегание. Такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:

  • проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной; предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает траты времени и сил;
  • обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем;
  • столкновение происходит между равными или близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях;
  • участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией;
  • требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников;
  • желательно избежать дальнейших контактов с трудным по психическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Избегание бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.

Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации избегание и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение; причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.

Уступка. Обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда:

  • участник конфликта не очень-то озабочен возникшей проблемой, не считает ее достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высоким рангом или приспосабливаясь к ней, если оказывается рангом ниже;
  • оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются стем, что, мало теряя, приобретают больше, в том числе добрые взаимоотношения, обоюдное согласие, партнерские связи;
  • создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, конечно, своими принципами, в первую очередь, нравственными;
  • имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя вполне удовлетворенным своей добросердечностью;
  • проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию, непременное нанесение ущерба другой стороне.

Информация о работе Основные стили поведения в конфликтных ситуациях