Основные стили поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить к каким стилям поведения склонны люди в конфликтных ситуациях.
Для достижения цели, мной поставлены следующие задачи:
Проанализировать накопленный опыт в области теоретических исследований конфликта
Провести экспериментальное изучение выбора стилей поведения в конфликтных ситуациях среди людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА
Теории и структура конфликта…………………………………………...5-13
Стиль поведения в конфликтных ситуациях…………………...............13-22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СРЕДИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Задачи и методики исследования……………………………………….23-26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….………..26-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……….29-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...…..32

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 117.43 Кб (Скачать файл)

Уступка применима при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности, по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т. д.

В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы  делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению  гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться  собственными предпочтениями, если они  способны нанести урон интересам  и правам оппонента.

Разумеется, стиль уступки, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.16

Несомненно, возникает вопрос: как  выбрать наиболее приемлемый стиль  поведения в конфликтной ситуации с учетом, как собственных интересов, так и интересов других людей? Дженни Г Скотт. Приводит несколько  факторов, которые необходимо учитывать  при выборе стиля поведения в  конфликтной ситуации. При выборе эффективного стиля разрешения конфликта ключевыми являются два аспекта: класть другого человека по отношению к вам и перспектива этого человека. Если вы обладаете большей властью, чем другой человек, то вы можете использовать стиль конкуренции и настойчиво добиваться того, чего вы хотите. Вы можете вынудить другого человека к уступке (то есть к приспособлению). Однако, если большей властью обладает другой человек, то приспосабливаться уже следует вам. Если же вы пытаетесь достичь компромисса в ситуации, в которой положения сторон не равны, то следует иметь в виду, что разница во власти имеет основное значение для итога конфликта. Если человек, имеющий большую власть, не согласится забыть об этом преимуществе в конфликтной ситуации, то компромисс дает лучший результат для того, у кого больше власти. Разумеется, ваша реакция на конфликт с человеком, обладающим большой властью, будет зависеть и от конкретной ситуации. Если вы имеете дело с таким человеком, который занимает по отношению к вам жесткую позицию, то идти на жесткое противостояние, по-видимому, не лучший для вас вариант: вы просто проиграете. Вам следует задуматься, насколько важна для вас поставленная цель и можете ли вы добиться желаемого в открытой борьбе. Если она достаточно важна, то, может быть, вам стоит заручиться поддержкой других людей или укрепить каким-то образом собственные позиции. Однако, если вы чувствуете, что находитесь в невыигрышном положении или что опасность поражения слишком велика, то вам следует приспособиться к другому человеку и уступить ему. Это справедливо особенно в тех случаях, когда возможная потеря слишком значительна - работа, дружба или уважение сотрудников.

Даже  если разница во власти отсутствует, но другой человек занимает по какому-то вопросу слишком жесткую позицию, вы можете выбрать отступление. Если друг, которого вы цените, имеет некоторые  соображения, с которыми вы не согласны, то лучше временно согласиться с  ними, чем настаивать на своем. Тем самым вы можете отвратить взрыв и продемонстрируете уважение к другу, а также покажете, насколько вы цените ваши взаимоотношения. Идеальным является честный и доброжелательный подход к разрешению конфликта. Однако вы захотите также определить те ситуации, в которых вы не сможете достигнуть этого, поскольку разница в положениях или в перспективах делает вас уязвимым для напористого или корыстного человека. В таких случаях лучше признать эту разницу сразу и избрать более защитный стиль, чем терять время, пытаясь применить те подходы, которые могут быть эффективными при равенстве или при обоюдной честности и доброжелательности.

Для разрешения какого-то конфликта вам может  потребоваться всего лишь один подход. Но в других случаях может возникнуть необходимость в использовании  комбинации стилей, особенно если конфликт сложный или затяжной. Может оказаться, что для разрешения одной части  конфликта наиболее эффективным  является один подход, а для других его частей - совсем другой. Один стиль  может быть удачным для временного решения проблемы, но затем, если она  встает снова, для окончательного разрешения конфликта может потребоваться  применение иного стиля.

Аналогично, в некоторых ситуациях вы можете использовать некоторое количество стилей для разных аспектов одного и того же конфликта. Например, вы можете добиться компромисса с целью устранения какого-то препятствия на пути к решению проблемы в целом, приспособиться к интересам другого человека, которые в некоторой области слишком важны для него, настойчиво добиваться удовлетворения своих истинных нужд в некотором аспекте, полностью уклониться от обсуждения иных вопросов, если вы решили, что они не очень важны для вас, и использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее глубоких интересов обеих сторон. Долгосрочные деловые переговоры или личные взаимоотношения могут послужить хорошим примером тех ситуаций, когда с течением времени могут использоваться разные подход.17

 Резюмируя  все вышесказанное, необходимо  подчеркнуть, что каждый из  рассмотренных стилей эффективен  только в определенных условиях, и ни один из них не может  быть выделен как самый лучший. Любой человек должен уметь  эффективно использовать каждый  из пяти рассмотренных нами  стилей, сознательно делать тот  или иной выбор, учитывая конкретные  обстоятельства. Наилучший подход  будет определяться конкретной  ситуацией, а также индивидуально-психологическими  особенностями конкретного партнера  по взаимодействию. Предпочитать  одни стили другим — естественно,  но жесткое предпочтение может  ограничить возможности человека. Таким образом, важно определить  для себя приоритеты, а также  возможные альтернативные варианты. Это позволит быть более свободным  в выборе при столкновении  с конкретными конфликтными ситуациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СРЕДИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

2.1 Задачи и методики исследования

 

В данной работе мной поставлена цель- выявить к какому стилю поведения склонны студенты в конфликтных ситуациях. Будем исходить из предположения о том, что выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально-поведенческими особенностями, такими как темперамент, уровнем агрессивности в отношениях и предрасположенностью личности к конфликтному поведению. Но так как объектом нашего исследования являются конфликтные ситуации в студенческом коллективе то, прежде всего, необходимо выявить какие типы конфликтных ситуаций встречаются в данном коллективе. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи данного исследования:

  1. Определить типы конфликтных ситуаций встречаются в данном коллективе;
  2. Выявить существует ли взаимосвязь индивидуально-поведенческих особенностей студентов и выбираемого ими стиля поведения в конфликтных ситуациях.

В исследовании принимали участие студенты Международной академии бизнеса и управления, 15 человек, в возрасте 18-22 лет.

Рассмотрим  следующие диагностические методики.

  1. Методика оценки свойств темперамента (В.М. Русалов).

Цель  методики - количественно оценить  следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и  эмоциональность. Энергичность — это  степень активности, проявляемой  человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с  выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать

Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его  учебе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.

Инструкция: при работе с методикой испытуемый должен однозначно ответить да или нет. При положительном ответе ставят знак "+", при отрицательном "-". Нейтральных ответов "нет" и ухода от ответа не допускается.

Обработка результатов проводится по ключу. Вывод  о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями  этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам (общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, лидирующий).

Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности (вспыльчивый, неспокойный, агрессивный, импульсивный, активный, оптимистичный, переменчивый).

Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента (пассивный, рассудительный, осторожный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойный).

Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности (угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, тихий, робкий, ранимый).

К чистому  типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится  только при полном совпадении степени  развитости его показателей с  теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях  считается, что у человека имеется  так называемый смешанный тип  темперамента.

Отдельно  для каждого испытуемого устанавливаются  два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется  в общении с людьми.

Полный  текст опросника и ключ приводится в Приложении 1.

  1. Методика диагностики агрессивности в отношениях А. Асингера (Стиль общения).

Методика  позволяет оценить степень агрессивности. Инструкция: У каждого человека существует излюбленная манера общения —  то, что обычно называют стилем общения. Ваш стиль общения поможет  определить данный тест. На каждый из 20 вопросов даны три варианта ответов: отметьте тот, который вас устраивает.

По ключу определяется оценка ответа. Баллы суммируются. Делается вывод о низкой, средней или чрезмерной агрессивности испытуемого.

Полный  текст методики и ключ приводится в Приложении 2.

  1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас).

Человек может в конфликте пользоваться различными стратегиями поведения: соперничество, сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс — регулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; уступка в ситуации — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность, так и напористость.

В своем  опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает  каждый из пяти перечисленных возможных  вариантов 12 суждениями о поведении  индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы  в 30 пар, в каждой из которых респонденту  предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: Выберите наиболее подходящее для вас  утверждение.

Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения  в конфликтных ситуациях.

Тест  можно использовать в групповом  варианте как в сочетании с  другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15—20 мин.

Полный  текст методики и ключ приводится в Приложении 3.

 

2.2 Анализ результатов исследования

Опишем  результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования.

По результатам методики изучения свойств темперамента мы получили данные о том, что типы темперамента, проявляемые студентами на учебе и при взаимодействии с людьми, совпадают. Доминирующий тип темперамента респондентов – сангвинический (60%), флегматический (20%). Также встречаются студенты с холерическим (10%) и меланхолическим (10%) типом темперамента. Графически это можно изобразить так (Рисунок 1):

Рис.1. Тип темперамента у студентов (в %)

Методику  проведение см. в Приложении 1.

 

Также измерялся уровень агрессивности в отношениях студентов по методике А. Асингера. В результате мы получили, что у большинства респондентов средняя агрессивность (80%). У данных респондентов адекватное отношение к критике. Лишь у пары человек обнаружена высокая агрессивность (2%) , а у 18% - низкая агрессивность (Рисунок 2).

 

Рис.2. Уровень выраженности агрессивности в отношениях у медицинских работников (в %)

 

Люди с низкой агрессивностью чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Люди с высокой агрессивностью отличаются повышением тона и громкости голоса, негативным оцениванием, оскорблениями, угрозами, использованием физической силы. См. Приложение 2.

И, наконец, последняя методика, которая более интересна, чем предыдущие- изучение стилей поведения студентов в конфликте (см. Приложение 3). Из существующих 5 стилей поведения в конфликте у респондентов выявлено 4: соперничество (7%), сотрудничество (60%), компромисс (20%) и уступка (13%). Никем из студентов не используется стиль поведения- избегание (Рисунок 3).

Информация о работе Основные стили поведения в конфликтных ситуациях