Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Цель: выявить к каким стилям поведения склонны люди в конфликтных ситуациях.
Для достижения цели, мной поставлены следующие задачи:
Проанализировать накопленный опыт в области теоретических исследований конфликта
Провести экспериментальное изучение выбора стилей поведения в конфликтных ситуациях среди людей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА
Теории и структура конфликта…………………………………………...5-13
Стиль поведения в конфликтных ситуациях…………………...............13-22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СРЕДИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Задачи и методики исследования……………………………………….23-26
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….………..26-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……….29-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...…..32
Уступка применима при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности, по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т. д.
В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.
Разумеется, стиль уступки, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.16
Несомненно, возникает вопрос: как
выбрать наиболее приемлемый стиль
поведения в конфликтной
Даже
если разница во власти отсутствует,
но другой человек занимает по какому-то
вопросу слишком жесткую
Для разрешения какого-то конфликта вам может потребоваться всего лишь один подход. Но в других случаях может возникнуть необходимость в использовании комбинации стилей, особенно если конфликт сложный или затяжной. Может оказаться, что для разрешения одной части конфликта наиболее эффективным является один подход, а для других его частей - совсем другой. Один стиль может быть удачным для временного решения проблемы, но затем, если она встает снова, для окончательного разрешения конфликта может потребоваться применение иного стиля.
Аналогично, в некоторых ситуациях вы можете использовать некоторое количество стилей для разных аспектов одного и того же конфликта. Например, вы можете добиться компромисса с целью устранения какого-то препятствия на пути к решению проблемы в целом, приспособиться к интересам другого человека, которые в некоторой области слишком важны для него, настойчиво добиваться удовлетворения своих истинных нужд в некотором аспекте, полностью уклониться от обсуждения иных вопросов, если вы решили, что они не очень важны для вас, и использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее глубоких интересов обеих сторон. Долгосрочные деловые переговоры или личные взаимоотношения могут послужить хорошим примером тех ситуаций, когда с течением времени могут использоваться разные подход.17
Резюмируя
все вышесказанное, необходимо
подчеркнуть, что каждый из
рассмотренных стилей
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СРЕДИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Задачи и методики исследования
В данной работе мной поставлена цель- выявить к какому стилю поведения склонны студенты в конфликтных ситуациях. Будем исходить из предположения о том, что выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально-поведенческими особенностями, такими как темперамент, уровнем агрессивности в отношениях и предрасположенностью личности к конфликтному поведению. Но так как объектом нашего исследования являются конфликтные ситуации в студенческом коллективе то, прежде всего, необходимо выявить какие типы конфликтных ситуаций встречаются в данном коллективе. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи данного исследования:
В исследовании принимали участие студенты Международной академии бизнеса и управления, 15 человек, в возрасте 18-22 лет.
Рассмотрим
следующие диагностические
Цель методики - количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его учебе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
Инструкция: при работе с методикой испытуемый должен однозначно ответить да или нет. При положительном ответе ставят знак "+", при отрицательном "-". Нейтральных ответов "нет" и ухода от ответа не допускается.
Обработка результатов проводится по ключу. Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам (общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, лидирующий).
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности (вспыльчивый, неспокойный, агрессивный, импульсивный, активный, оптимистичный, переменчивый).
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента (пассивный, рассудительный, осторожный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойный).
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности (угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, тихий, робкий, ранимый).
К чистому
типу сангвиника, холерика, флегматика
или меланхолика человек
Отдельно
для каждого испытуемого
Полный текст опросника и ключ приводится в Приложении 1.
Методика
позволяет оценить степень
По ключу определяется оценка ответа. Баллы суммируются. Делается вывод о низкой, средней или чрезмерной агрессивности испытуемого.
Полный текст методики и ключ приводится в Приложении 2.
Человек может в конфликте пользоваться различными стратегиями поведения: соперничество, сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс — регулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; уступка в ситуации — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность, так и напористость.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Инструкция: Выберите наиболее подходящее для вас утверждение.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать в групповом варианте как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15—20 мин.
Полный текст методики и ключ приводится в Приложении 3.
2.2
Анализ результатов
Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования.
По результатам методики изучения свойств темперамента мы получили данные о том, что типы темперамента, проявляемые студентами на учебе и при взаимодействии с людьми, совпадают. Доминирующий тип темперамента респондентов – сангвинический (60%), флегматический (20%). Также встречаются студенты с холерическим (10%) и меланхолическим (10%) типом темперамента. Графически это можно изобразить так (Рисунок 1):
Рис.1. Тип темперамента у студентов (в %)
Методику проведение см. в Приложении 1.
Также измерялся уровень агрессивности в отношениях студентов по методике А. Асингера. В результате мы получили, что у большинства респондентов средняя агрессивность (80%). У данных респондентов адекватное отношение к критике. Лишь у пары человек обнаружена высокая агрессивность (2%) , а у 18% - низкая агрессивность (Рисунок 2).
Рис.2. Уровень выраженности агрессивности в отношениях у медицинских работников (в %)
Люди с низкой агрессивностью чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Люди с высокой агрессивностью отличаются повышением тона и громкости голоса, негативным оцениванием, оскорблениями, угрозами, использованием физической силы. См. Приложение 2.
И, наконец, последняя методика, которая более интересна, чем предыдущие- изучение стилей поведения студентов в конфликте (см. Приложение 3). Из существующих 5 стилей поведения в конфликте у респондентов выявлено 4: соперничество (7%), сотрудничество (60%), компромисс (20%) и уступка (13%). Никем из студентов не используется стиль поведения- избегание (Рисунок 3).
Информация о работе Основные стили поведения в конфликтных ситуациях