Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат
Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.
Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33
Заключение. с.36
Литература. с.37
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: психологии
Кафедра:
специальной и клинической
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Практическая психология, консультирование в работе с детьми инвалидами и их родителями.
Тема: Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях.
Выполнено: студенткой 3 курса,
группы СПС-Д-3
Лытикова Елена Георгиевна
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент Егоров Николай Евгеньевич
Москва
2013
Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33
Заключение. с.36
Литература. с.37
Актуальность исследования.
Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет гипероп к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - усповно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Теоретический анализ показывает многогранность проблемы гиперопеки как для родителей, так и для детей. Проблема гиперопеки опасна еще и тем, что любящие матери не подозревают о том, что их опекающее поведение повлияет в дальнейшем на всю жизнь ребенка. Многие матери уверены, что их забота повлияет на ребенка наилучшим образом. Но другие всё-таки понимают неблагоприятную роль гиперопеки, но не пытаются предпринять попыток обратиться за помощью к психологу. К сожалению, для ребенка в будущем это может обернуться многими психическими проблемами. Это порождает зависи мость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
Для психолога
компенсация явлений
Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ
научно-практической
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ
и интерпретация полученных
5. Разработка рекомендаций.
Объект исследования: гиперопека в сфере детско-родительских отношений и её влияние на жизнь родителей и детей.
Предмет исследования: гиперопека родителей и ее последствия для детей и подростков.
Гипотеза: гиперопека является труднейшим испытанием для ребенка, ведь из-за неё у него отсутствуют самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, беседа-интервью, анкетирование, проективный метод, эксперимент.
Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ, сравнительный анализ, анализ продуктов деятельности, метод контент-анализа.
Практическая значимость.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что результаты, полученные в исследовании, приоткрывают одну из негативных сторон формирующейся личности – зависимость ребенка от опекающей матери и далее можно увидеть многие проблемы, следующие из этой губительной зависимости. Наши результаты позволяют оценить тяжелые последствия гиперопеки для родителей и их детей. В связи с этим полученные результаты могут быть полезны для расширения представлений о психологии детей, родители, которых придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми. А также они могут быть интересны для студентов–психологов, практических психологов, учителей. Выводы могут быть использованы в работе с родителями.
Глава I.
Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
Гиперопека
(синоним: гиперпротекция) [греч. hyper —
над, сверх] — стиль воспитания и взаимоотношений
в семье, при которых ребенка чрезмерно
опекают и контролируют. При этом подавляется
его самостоятельность и инициатива, замедляется
развитие личности. Воспитание в условиях
Г. может приводить к повышенному уровню
эгоцентризма и к необратимым нарушениям
в виде личностного инфантилизма, отсутствия
ответственности, снижения социальной
адаптации.
А.Л. Венгер
Неблагоприятная
роль гиперопеки — передача избыточного
беспокойства детям, психологическое
заражение не свойственной возрасту
тревогой.
Это порождает зависимость, несостоятельность,
инфантилизм, неуверенность в себе, избегание
риска, противоречивые тенденции в формировании
личности, отсутствие своевременно развитых
навыков общения. Причиной излишней заботы
о сыне или дочери может быть собственное
несчастливое детство родителей, отсутствие
материального благополучия. В этом случае
их основным желанием становится обеспечение
потомков всем тем, чего они были лишены
в свое время.
Еще одна причина — страх утратить ребенка.
Это чувство часто основывается на объективных
причинах. Например, младенца долго ждали,
обращались за помощью к специалистам.
Или в раннем детстве малыш долго болел
или получил серьезную травму. В таких
случаях родители склонны преувеличивать
его болезненность, беззащитность и слабость.
Замечена закономерность: дети, которые
все получают “на блюдечке с голубой каемочкой”,
в подростковом возрасте начинают бунтовать
и конфликтовать с родителями. Протест
против чрезмерной родительской опеки
у человека, который стремится почувствовать
себя взрослым, может принимать самые
разные формы: от холодной вежливости
до агрессивного отпора.
Посредством гиперопеки сделать ребенка
несчастным значительно проще, чем осчастливить
его. Это давно замечено в народе. Во многих
странах существуют сказки о злой мачехе,
которая нагружает падчерицу тяжелой
работой, в то время как ее родная дочка
ничего не делает. И в итоге выигрывает
падчерица, которая выходит замуж за красивого
и богатого человека, а неопрятная лентяйка
оказывается никому не нужной.
§1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях
Специалисты выделяют два вида гиперопеки: снисходительную
и доминирующую.
Снисходительная гиперопека. Ребенок
находится в центре внимания семьи, которая
стремится максимально удовлетворить
его потребности, охраняя от любых трудностей,
от плохого влияния, не показывает негативные
стороны жизни. Взрослые берут на себя
все повседневные заботы, не задумываясь
о подготовке сына или дочки к реальной
жизни за порогом родительского дома.
Детям все позволяется, все прощается,
они не знают никаких ограничений. Когда
такой ребенок поступает в школу, он не
может наладить контакты с ровесниками,
ему сложно выполнять требования учителя,
тяжело учиться.
Нельзя злоупотреблять хорошим принципом
“Все лучшее — детям”. Нельзя приучать
ребенка к тому, что ему всегда отдают
самое лучшее, самое вкусное. Ребенок,
который все время слышит: “Это только
тебе. Ешь сам, никому не давай”, вырастет
эгоистом, который умеет только требовать
и ничего не дает взамен. Пройдут годы,
и такие люди, не получая за рамками семьи
благ, к которым привыкли, будут стремиться
взять их любимыми средствами, даже подлостью
и силой, или почувствуют себя неполноценными,
обманутыми, несчастными.
Доминирующая гиперопека. Родители
отдают ребенку много сил и внимания, но
при этом практически лишают его самостоятельности,
вводя всякие запреты и ограничения. Обычно
такой стиль воспитания свойственен авторитарным
женщинам, которые считают сына или дочку
своей собственностью. Такие женщины с
успехом выполняют роль любящей матери,
пока ребенок маленький и целиком от них
зависит. Однако в дальнейшем власть взрослого
уменьшается, утрачивается его авторитет.
Надо помнить, что ребенок может полноценно
развиваться только в процессе той деятельности,
которая вызывает у него интерес и какой
он занимается по собственному желанию,
а не по приказу родителей. Ограничение
свободы ребенка автоматически ведет
к ограничению его ответственности. Ребенок
перестает ощущать себя активным участником
семейных взаимоотношений, который несет
ответственность за то, чтобы каждому
члену семьи было хорошо.
Таким образом, авторитаризм взрослых
препятствует развитию в ребенке самостоятельности,
способствует формированию эгоистичных
черт. Родители, которые не приучили сына
или дочку заботиться о других, растят
иждивенцев. Возможен и другой, грустный
итог: тотальный контроль озлобляет детей;
став взрослыми, они начинают бунтовать
против отеческого притеснения, могут
пойти на полный разрыв с семьей.
А теперь посмотрим, что происходит с
ребенком, растущим в атмосфере постоянной
опеки и контроля.
Родители, которые придерживаются гиперопекающего
стиля взаимодействия с детьми, апеллируют
к слабости и уязвимости ребенка, несовершенству
его умений, отсутствию у него представлений
об опасности. И они во многом правы. Конечно,
необходимо заботиться о здоровье малыша.
Однако стремление оградить его от всего
потенциально опасного часто приобретает
характер тотального запрета. Ребенку
нельзя дотронуться до вазы – вдруг она
разобьется, нельзя помочь маме отнести
на кухню посуду - можно упасть и порезать
руку, нельзя поднимать с земли камушки
и ветки – они грязные и ими можно пораниться,
нельзя ступить в лужу – можно промочить
ноги и заболеть, нельзя играть с другими
детьми – они могут заразить малыша. "Нельзя…
нельзя… нельзя", - постоянно слышит
ребенок. В итоге он оказывается изолированным
от окружающего его мира, от жизни взрослых
и других детей, что тормозит его познавательное
и социальное развитие.
Гиперопека проявляется не только в ограждении
ребенка от всего, что, по мнению взрослых,
может повредить здоровью; но и в игнорировании
собственных желаний малыша, в стремлении
все делать за или вместо него - одевать,
кормить, умывать, а по сути - жить вместо
него. Жесткое следование режиму, страх
отступить от правила – все это проявления
чрезмерных страхов родителей, которые
зачастую оборачиваются невротизацией
и детей, и самих взрослых.
Взрослые всегда спешат. Маме некогда
ждать, когда малыш натянет колготки или
застегнет пуговицы, ее раздражает, что
он долго сидит за столом и размазывает
по тарелке кашу, обливает себя молоком,
не умеет толком умыться и вытереть руки.
И не обращая внимания на то, как ребенок
пусть пока еще и неловко, но упорно старается
просунуть пуговицу в петлю, настойчиво
пытается справиться с непослушным мылом,
отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю,
как следует". Стремление сделать все
за ребенка проявляется и в том, как взрослые
играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку,
но у него не получается надеть колечко
на стержень, он хочет открыть коробку,
но крышка "не слушается" его, он пытается
завести ключом машинку, но ключ "не
хочет" поворачиваться в отверстии.
Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая
мама, вместо того, чтобы похвалить его
за старание, поддержать и терпеливо помочь
ему вместе справиться с трудностями,
сама собирает, открывает, поворачивает.
В сущности, за стремлением делать все
за ребенка скрывается недоверие к его
возможностям. Взрослые откладывают воспитание
самостоятельности на будущее, когда малыш
подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь".
А когда он подрастает, вдруг оказывается,
что он ничего не умеет и не хочет делать
самостоятельно. Как разнятся в этом отношении
дети одного и того же возраста в яслях
или детском саду! Одни сами открывают
свои шкафчики, старательно и ловко натягивают
на себя курточки и сапожки, радостно бегут
на прогулку, другие безучастно сидят
на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель.
Пассивность, постоянное ожидание того,
что взрослые накормят, умоют, уберут,
предложат интересное занятие – вот следствие
гиперопекающего стиля воспитания, который
формирует у ребенка общую установку на
жизнь не только в семье, но и в боле широком
социальном контексте.
Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке,
может стать послушным, удобным для родителей.
Однако за внешним послушанием часто скрывается
неуверенность в себе, в своих силах, боязнь
ошибиться. Гиперопека подавляет волю
и свободу ребенка, его энергию и познавательную
активность, воспитывает покорность, безволие
и беспомощность, тормозит развитие настойчивости
в достижении цели, трудолюбия, своевременное
формирование различных умений и навыков.
Среди подростков провели опрос: помогают
ли они дома по хозяйству. Большинство
учеников 4-6 классов ответили отрицательно.
При этом ребята высказали недовольство
тем, что родители не допускают их до многих
домашних дел, считая, что они не справятся
с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось
столько же ребят, не участвующих в жизни
семьи, но число недовольных подобной
опекой, было в несколько раз меньше. Этот
опрос показал, как постепенно угасает
желание детей быть активными, брать на
себя различные обязанности, если взрослые
препятствуют этому. Последующие упреки
в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны",
"эгоистичны" оказываются запоздалыми
и во многом несправедливыми. Ведь мы сами,
желая детям добра, оберегая от трудностей,
с малых лет воспитываем в них эти качества.
Гиперопека может обернуть и другой крайностью.
Стараясь вырваться из-под контроля взрослых,
ребенок может стать агрессивным, непослушным,
своевольным. Многие жалобы родителей
на негативизм, упрямство, строптивость
малышей, которые наиболее ярко проявляются
к концу раннего возраста, в период кризиса
3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми
стремления ребенка взрослеть. В старших
возрастах эти качества могут закрепиться,
стать устойчивыми чертами личности.
Постоянный контроль и ограничения могут
с возрастом сформировать у ребенка скрытность,
умение хитрить. В подростковом возрасте
ребенок может начать сознательно использовать
ложь как средство самозащиты от бесконечного
внедрения взрослых в свою жизнь, что в
итоге приведет к отчуждению от родителей,
особенно опасному в этом возрасте. Последствием
гиперопеки может стать формирование
зависимости от чужого, в том числе и негативного
влияния других людей.
Обычно более высокий уровень заботы
проявляется к детям первых лет жизни,
при наличии заболеваний, физических и
нервно-психических дефектов.
Вне действия этих факторов гиперопека
более свойственна не очень общительным
матерям, с ограниченным, заранее
определенным кругом контактов. Недостаточную
общительность они компенсируют
в отношениях с детьми.
Более выражена, чем у отцов, связь
между типом темперамента матери
и характером заботы: гиперопека чаще
встречается у матерей с
В большей степени гиперопека свойственна
доминирующим в семье матерям, отражая
их непроизвольную установку на создание
зависимости у детей. При этом срабатывает
психологический механизм "обязывания"
детей действовать определенным, раз и
навсегда заданным образом.
Лежащее в основе гиперопеки стремление
матери "привязать" к себе ребенка,
не отпускать от себя часто мотивировано
чувством беспокойства и тревоги. Тогда
потребность в постоянном присутствии
детей становится своего рода ритуалом,
уменьшающим беспокойство матери и прежде
всего ее страх одиночества, или более
широко — страх отсутствия признания,
лишения поддержки. Поэтому тревожные
и тем более пожилые матери склонны к большей
опеке.
Еще одна причина гиперопеки — инертность
родительского отношения к ребенку: к
уже подросшему ребенку, к которому нужно
предъявлять более серьезные требования,
продолжают относиться как к маленькому.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки
— передача избыточного беспокойства
детям, психологическое заражение не свойственной
возрасту тревогой. Это порождает зависимость,
несостоятельность, инфантилизм, неуверенность
в себе, избегание риска, противоречивые
тенденции в формировании личности, отсутствие
своевременно развитых навыков общения.
Итак, круг проблем очерчен. Предлагается
подумать, по какой именно причине мать
стала гиперопекающей, и главное: какие
негативные последствия такого стиля
поведения родителей дети несут в себе.
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения.
Исследуя особенности
Белоусова И.В. считает, что у тревожных
матерей часто вырастают
Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях