Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33

Заключение. с.36

Литература. с.37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.75 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет: психологии

Кафедра: специальной и клинической психологии

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Практическая психология, консультирование в работе с детьми инвалидами и их родителями.   

 

 

Тема: Основы консультирования по проблеме гиперопеки  в детско-родительских отношениях.

 

 

 

 

Выполнено: студенткой 3 курса,

группы СПС-Д-3

Лытикова Елена Георгиевна

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент Егоров Николай Евгеньевич

 

 

Москва

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           с.3

Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях

§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях      с.6

§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения        с.11

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением       с.14

§ 1. Содержание программы исследования.  c.15

§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32

§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности  и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность  помощи родителей, использующих  гиперопекающий стиль воспитания. C.33

 

Заключение. с.36

 

Литература. с.37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.

 

Гиперопека  выражается в стремлении родителей  окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около  себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать  их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости  разрешения проблемных ситуаций, поскольку  решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности  не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет гипероп к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - усповно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Теоретический анализ показывает многогранность проблемы гиперопеки как для родителей, так и для детей. Проблема гиперопеки опасна еще и тем, что любящие матери не подозревают о том, что их опекающее поведение повлияет в дальнейшем на всю жизнь ребенка.  Многие матери уверены, что их забота повлияет на ребенка наилучшим образом. Но другие всё-таки понимают неблагоприятную роль гиперопеки, но не пытаются предпринять попыток обратиться за помощью к психологу. К сожалению, для  ребенка в будущем это  может обернуться многими психическими проблемами. Это порождает зависи мость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

Для психолога  компенсация явлений гиперпротекции (гиперопеки) представляет собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная проблема создана ими и только ими может быть успешно решена. Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности. Подлинная же самоотверженность требуется для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный психолог с трудом может восполнить.

 

Цель  исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.

Задачи:

1. Анализ  научно-практической литературы  по проблеме исследования.

2. Разработка  программы исследования.

3. Проведение  эмпирического исследования.

4. Анализ  и интерпретация полученных результатов.

5. Разработка  рекомендаций.

Объект  исследования: гиперопека в сфере детско-родительских отношений и её влияние на жизнь родителей и детей.

Предмет исследования: гиперопека  родителей и ее последствия для детей и подростков.

Гипотеза: гиперопека является труднейшим испытанием для ребенка, ведь из-за неё у него отсутствуют самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности.

Методы  исследования: анализ научной литературы, наблюдение, беседа-интервью, анкетирование, проективный метод, эксперимент.

Методы  обработки результатов: количественный и качественный анализ, сравнительный анализ, анализ продуктов деятельности, метод контент-анализа.

    Контингент испытуемых: Женщины, имеющие детей от 12-15 лет. Каждая  женщина различается по материальному достатку, месту работы и семейному положению. Общее у них – проблемы с взрослеющими детьми.

 

Практическая  значимость.

Практическая  значимость выполненного исследования заключается в том, что результаты, полученные в исследовании, приоткрывают одну из негативных сторон формирующейся личности – зависимость ребенка от опекающей матери и далее можно увидеть многие проблемы, следующие из этой губительной зависимости. Наши результаты позволяют оценить тяжелые последствия гиперопеки для родителей и их детей. В связи с этим полученные результаты могут быть полезны для расширения представлений о психологии детей, родители, которых придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми. А также они могут быть интересны для студентов–психологов, практических психологов, учителей. Выводы могут быть использованы в работе с родителями.

 

 

Глава I.

 

Проблема  гиперопеки в детско-родительских отношениях

 
 
 Гиперопека (синоним: гиперпротекция) [греч. hyper — над, сверх] — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности. Воспитание в условиях Г. может приводить к повышенному уровню эгоцентризма и к необратимым нарушениям в виде личностного инфантилизма, отсутствия ответственности, снижения социальной адаптации. 
 
А.Л. Венгер 

Неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного  беспокойства детям, психологическое  заражение не свойственной возрасту тревогой. 
Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения. Причиной излишней заботы о сыне или дочери может быть собственное несчастливое детство родителей, отсутствие материального благополучия. В этом случае их основным желанием становится обеспечение потомков всем тем, чего они были лишены в свое время. 
 
Еще одна причина — страх утратить ребенка. Это чувство часто основывается на объективных причинах. Например, младенца долго ждали, обращались за помощью к специалистам. Или в раннем детстве малыш долго болел или получил серьезную травму. В таких случаях родители склонны преувеличивать его болезненность, беззащитность и слабость. 
 
Замечена закономерность: дети, которые все получают “на блюдечке с голубой каемочкой”, в подростковом возрасте начинают бунтовать и конфликтовать с родителями. Протест против чрезмерной родительской опеки у человека, который стремится почувствовать себя взрослым, может принимать самые разные формы: от холодной вежливости до агрессивного отпора. 
 
Посредством гиперопеки сделать ребенка несчастным значительно проще, чем осчастливить его. Это давно замечено в народе. Во многих странах существуют сказки о злой мачехе, которая нагружает падчерицу тяжелой работой, в то время как ее родная дочка ничего не делает. И в итоге выигрывает падчерица, которая выходит замуж за красивого и богатого человека, а неопрятная лентяйка оказывается никому не нужной. 
 
    

§1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях

 

 Специалисты выделяют два вида гиперопеки: снисходительную и доминирующую. 
 
Снисходительная гиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, охраняя от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает негативные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке сына или дочки к реальной жизни за порогом родительского дома. Детям все позволяется, все прощается, они не знают никаких ограничений. Когда такой ребенок поступает в школу, он не может наладить контакты с ровесниками, ему сложно выполнять требования учителя, тяжело учиться. 
 
Нельзя злоупотреблять хорошим принципом “Все лучшее — детям”. Нельзя приучать ребенка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Ребенок, который все время слышит: “Это только тебе. Ешь сам, никому не давай”, вырастет эгоистом, который умеет только требовать и ничего не дает взамен. Пройдут годы, и такие люди, не получая за рамками семьи благ, к которым привыкли, будут стремиться взять их любимыми средствами, даже подлостью и силой, или почувствуют себя неполноценными, обманутыми, несчастными. 
 
Доминирующая гиперопека. Родители отдают ребенку много сил и внимания, но при этом практически лишают его самостоятельности, вводя всякие запреты и ограничения. Обычно такой стиль воспитания свойственен авторитарным женщинам, которые считают сына или дочку своей собственностью. Такие женщины с успехом выполняют роль любящей матери, пока ребенок маленький и целиком от них зависит. Однако в дальнейшем власть взрослого уменьшается, утрачивается его авторитет. 
 
Надо помнить, что ребенок может полноценно развиваться только в процессе той деятельности, которая вызывает у него интерес и какой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. Ограничение свободы ребенка автоматически ведет к ограничению его ответственности. Ребенок перестает ощущать себя активным участником семейных взаимоотношений, который несет ответственность за то, чтобы каждому члену семьи было хорошо. 
 
Таким образом, авторитаризм взрослых препятствует развитию в ребенке самостоятельности, способствует формированию эгоистичных черт. Родители, которые не приучили сына или дочку заботиться о других, растят иждивенцев. Возможен и другой, грустный итог: тотальный контроль озлобляет детей; став взрослыми, они начинают бунтовать против отеческого притеснения, могут пойти на полный разрыв с семьей. 
 
А теперь посмотрим, что происходит с ребенком, растущим в атмосфере постоянной опеки и контроля. 
 
Родители, которые придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми, апеллируют к слабости и уязвимости ребенка, несовершенству его умений, отсутствию у него представлений об опасности. И они во многом правы. Конечно, необходимо заботиться о здоровье малыша. Однако стремление оградить его от всего потенциально опасного часто приобретает характер тотального запрета. Ребенку нельзя дотронуться до вазы – вдруг она разобьется, нельзя помочь маме отнести на кухню посуду - можно упасть и порезать руку, нельзя поднимать с земли камушки и ветки – они грязные и ими можно пораниться, нельзя ступить в лужу – можно промочить ноги и заболеть, нельзя играть с другими детьми – они могут заразить малыша. "Нельзя… нельзя… нельзя", - постоянно слышит ребенок. В итоге он оказывается изолированным от окружающего его мира, от жизни взрослых и других детей, что тормозит его познавательное и социальное развитие. 
 
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых. 
 
Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает. 
 
В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте. 
 
Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества. 
 
Гиперопека может обернуть и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности. 
 
Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте. Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей. 
 
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов.

 
Вне действия этих факторов гиперопека более свойственна не очень общительным  матерям, с ограниченным, заранее  определенным кругом контактов. Недостаточную  общительность они компенсируют в отношениях с детьми.

 
Более выражена, чем у отцов, связь  между типом темперамента матери и характером заботы: гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. 
 
В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм "обязывания" детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом. 
 
 
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке. 
 
Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. 
 
Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

 
Итак, круг проблем очерчен. Предлагается подумать, по какой именно причине мать стала гиперопекающей, и главное: какие негативные последствия такого стиля поведения родителей дети несут в себе.

 

 

§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения.

 

 

Исследуя особенности поведения  матери по отношению к ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему  поведению. Другие исследователи связывают  гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.

 

Белоусова И.В. считает, что у тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети. Честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу нередко сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее  не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и  жизненные обстоятельства, с высокой  долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях