Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат
Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.
Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33
Заключение. с.36
Литература. с.37
Исходя из поставленной цели - научить
ребенка уважать правила
Пояснения к проблеме: первым делом – немного сочувствия. Иначе не стоит рассчитывать на искреннее внимание с ее стороны. Потом возможно выразить свои проблемы и пояснить их суть. Избегайте всяческих противопоставлений своих потребностей и потребностей подростка. Потом поищите решение вместе. Можно записать свои идеи и идеи дочери. Так можно показать подростку, что достаточно цените его предложения, чтобы записать их. Почувствовав уважительное отношение к себе, дочь охотнее вовлечется в процесс.
В будущем можно установить новое правило: когда проблема возникает постоянно, следует выделить время, чтобы решить её общими усилиями. Следует договориться, если нужно, о времени для разговора.
А схема решения конфликта может быть такова:
А диалог может быть примерно таким:
Процедура: если обычной реакцией в ситуации ссоры с дочерью для Светланы был крик или угроза, в ближайшее время она обещала попробовать решать проблемы вместе с дочерью, а не за неё.
Завершение процедуры: Светлана почти всё время нашей встречи вела себя очень напряженно, не могла расслабиться, сидела в закрытой позе. Глаза смотрели пристально, руки почти всегда были скрещены, губы сомкнуты очень плотно, Светлана казалась недоверчивой. На некоторое время Светлана смогла раскрепоститься, но это произошло к самому концу сеанса. Светлана спрашивала про литературу, которую ей нужно прочитать и узнавала про возможность продолжения общения через интернет по видеосвязи.
III клиент
3 клиент: Инна В., 45лет, сыновьям - 14 и 22 года. Старший сын живет отдельно, младший ушел из дома совсем недавно.
Запрос: Детско-родительские отношения, а именно, младший ребенок приходит домой "под утро", гуляет неизвестно где, не слушает родителей, своенравен и упрям. Мать, просмотрев содержимое компьютера подростка без его ведома, нашла у него ролики эротического характера, после чего долго не смогла прийти в себя, и обратилась за психологическим сопровождением.
Ребенок с родителями не разговаривает, советы не воспринимает, часто пропускает школьные занятия.
Условия жизни: Инна В. замужем, жильем обеспечена, имеет собственный бизнес (магазин одежды). Основная проблема - это "неблагодарные дети", для которых они с мужем делали всё возможное, ни в чем им не отказывая. Семья, со слов Инны, кажется благополучной:" все думают что у меня все замечательно и хорошо, лучшего и желать не надо - два сына, любимое дело, достаток во всем".Сама Инна жалуется на свою жизнь, считая, что
" всю жизнь я жила и живу для кого то". Считает себя ненужной и потерянной, ведь старший сын рано уехал из дома, и не поддерживает связи с ней. Младший сын всячески избегает общения с ней.
Беседа – интервью: в ходе интервью Инна постоянно ищет ошибки в воспитании, которые допустила или она, или муж. Она не понимает, как такое могло случится, что от неё сначала ушел один сын, теперь отдаляется другой. Её мучает вопрос, почему он приходит домой утром, прогуливает уроки и секции. Она говорит, что готова на многое, только бы её сын доверял ей, любил её, был здоров и не связывался с плохими компаниями.
Цель: к сожалению, Инна не хочет принимать разумных выводов о том, что, возможно, её сыну сейчас лучше пожить некоторое время одному (Инна призналась, что в 14 лет он ушел из дома). Но сын сделал свой выбор. Возможно, предположить, что целью для Инны будет вернуть ребенка, но для этого нужно не задействовать манипулятивные техники и дорогостоящие подарки, а учиться доверять. Учиться не лазить по чужим карманам. Учиться признавать за сыном право быть другим.
Тестирование: проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.
Выбор цветовых карточек по Люшеру (+6+4) показывает, что, возможно, человек считает маловероятным, что его надежды сбудутся, и предается жизни, исполненной праздности, свободной от проблем.
Вероятно, Инна понимает, что вернуть сына нелегко и, возможно, немного расслабилась из-за того, что не нужно кого-то постоянно контролировать и ругать ежедневно.
Выбор цветовых карточек (x1x0) показывает, что человек чувствителен и отзывчив, но в нём чувствуется какая-то напряженность. Возможно, нуждается в покое, который он может обрести в обществе любимого человека.
Вероятно, Инна чувствует напряженность, и, возможно, ей стоит наладить отношения с мужем или заняться с спортом, чтобы снять напряжение.
Выбор цветовых карточек (=5=2) может говорить о том, что человек ориентируется на самого себя, потому что нет людей, у кого он мог бы найти сочувствие и понимание. Возможно, что сдерживаемые эмоции делают его обидчивым, но он осознает, что должен как можно лучше использовать обстоятельства такими, какие они есть.
В борьбе за возвращение сына Инна надеется только на себя. Она утверждает, что ни о чём ни просила ни старшего сына, ни мужа. Возможно, ей стоит больше доверять мужчинам вообще, и мужу в частности, чтобы не чувствовать себя одинокой. Возможно, что Инна обижается на сыновей, которые её покинули, но если вернуть старшего она не пробует, то в тайне надеется, что младший вернется домой.
Выбор цветовых карточек (-3-7) возможно нервное истощение или раздражительность.
Человек, выбравший цветовые карточки (-3-7) может чувствовать, что попал в какую-то сложную ситуацию и бессилен как-либо исправить это положение. Человек может быть рассержен или раздражен, так как сомневается, что сможет достичь своих целей и фрустрирован почти до состояния нервного истощения.
Инна – сильная женщина, владелица собственного дела, у которой в делах всё стабильно. Но вот в ситуации с сыном, которую она напряженно пытается решить, у нее не получается найти выход. Сын ушел из дома, и Инна наняла детектива, но, увидев мать около нового дома, сын лишь обозвал её. Она в растерянности и бессильна что-либо предпринять.
Инструкция: сын дал понять, что он не хочет разговаривать с матерью и слышать её упреки. Если сын не желает разговаривать, возможно, остается только установление физического контакта (например, подойти и обнять и попросить прощения). Да и он возможен только при желании сына идти на контакт.
Пояснения к проблеме: когда отношения портятся и разговаривать уже, кажется, невозможно, родителей так и тянет злоупотребить своей родительской властью. Любой ценой подчинить себе ребёнка, силой заставить его вести себя так, как хочется родителям. Доведенные до отчаяния, родители прибегают к крайностям. А ребенок, уже и так запутавшийся в своей проблеме, чувствует себя всё более одиноким и непонятым. Но ему необходима помощь, чтобы выбраться из порочного круга, в котором он оказался.
Процедура: в данном случае Инне трудно посоветовать какое-либо общение с ребенком, ведь её сын не хочет разговаривать с ней. Судя по тому, что старший сын практически не общается с матерью, можно предположить, что – это повторяющийся сценарий и Инне нужно работать над собственной самооценкой, а не возвращать любыми способами сына. Если же у Инны будет возможность поговорить с сыном, я бы посоветовала ей даже не разговор, а физический контакт (обнять, погладить за предплечье и т.д.). Возможно, ей стоит восстановить отношения, помочь ребенку оправиться от переживания, с которого начались его проблемы. Можно посоветовать Инне воспользоваться возможностью для установления физического контакта.
Пусть Инна попробует прикосновения, но не стоит класть руку ребенку на плечо или на голову – это жест превосходства. Если Инна не решится на контакт, ей стоит подумать, что он необходим не только ей, но и её ребенку тоже.
Завершение процедуры: во время нашей встречи Инна выглядела уставшей и немного измученной. И хотя её ухоженное лицо не выражало сильных перепадов настроения, но было видно, что она постепенно становится всё спокойнее. Инна постоянно хотела решить проблему сразу, не понимая, что даже волевым усилием в ее ситуации мало что можно изменить, ведь решение принимала не она, а другой человек.
Инна поблагодарила за сеанс, рассчиталась и мы назначили следующую встречу через полторы недели.
IV клиент
4 клиент Татьяна Д., 36 лет, дочери Ольге 14 лет.
Запрос: Хочет наладить отношения с дочерью. Дочь до 14 лет жила с бабушкой, мать была вынуждена уехать на работу в другой город. Татьяна говорит, что чувствует вину перед покинутой дочерью, и пытается быть ближе с дочерью, уделяя ей всё свое свободное время. Татьяна Д. и ее мать Вера Д. переживают, чтобы дочь хорошо училась, вовремя возвращалась домой, была спокойной и вежливой девушкой. Татьяну беспокоит также крупная фигура девушки, ведь у нее самой прекрасная фигура.
Татьяна признает, что может контролировать дочь, проверять её вещи, но считает это допустимым "из-за того, что среди молодежи распространены наркотики".
Условия жизни: Женщина никогда не была замужем, ранее занимала высокую должность, но ей пришлось уволиться. В данное время работает на малооплачиваемой работе и живет с матерью. Отношения с мужчинами налаживать не желает, дочери с родным отцом тоже встречаться не разрешает.
Беседа – интервью: Татьяна неустанно повторяет, что дочь для нее – это всё. И если раньше её интересовала карьера, то сейчас она нацелена вырастить из дочери хорошего человека и трудолюбивого специалиста. Татьяна живет с мамой и считает манеру воспитания дочки неприемлемой, ведь бабушка постоянно поощряет внучку на посещение культурных мест, а Татьяна считает, что Ольге нечего там делать, ей стоит больше времени сидеть дома и заниматься английским и французским языками, которые в будущем ей очень пригодятся.
Цель: В беседе с Татьяной мы выяснили, что она очень категорична с дочерью – подростком. Я тактично заметила, что Татьяна могла бы для начала дать Ольге немного больше свободы в действиях, ведь ей уже 14 лет и многие вещи она может решать для себя сама. С Татьяной мы поставили цель – она постарается предлагать дочери выбор, а не решать за неё всё сама.
Тестирование: проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.
Выбор цветовых карточек (+5+7), возможно, означает стремление к близким отношениям, которые удовлетворяли бы потребности человека. Т.о., возможно, клиентке стоило заняться своей личной жизнью, а не посвящать свободное время дочери.
Выбор цветовых карточек (x6x4) может указывать на то, что человек неуверен в себе. Ищет устойчивости, эмоциональной безопасности и такого окружения, в котором было бы меньше проблем, и где бы он чувствовал себя спокойнее. Однако не хочет или не может прилагать к этому какие – либо усилия.
Исходя
из этого описания, может следовать,
что Татьяне следует
Выбор цветовых карточек (=2=3) показывает, что человек, выбравший их, чувствует себя не очень комфортно из-за сопротивления, с которым сталкивается всякий раз, когда пытается отстаивать свои права. Препятствия могут вызвать у него негодование и возмущение, однако он уступает.
Возможно, Татьяна сталкивается на работе с конфликтными ситуациями и не может выйти из них победителем. Как компенсацию она использует скандалы с дочерью, где легко выходит победителем. Но – это порочный круг, который может привести к различным личностным расстройствам, как у дочери, так и у матери.
Выбор цветовых карточек (-1-0) у человека показывает, что он проявляет нетерпение и беспокойство, склонен к угнетенному состоянию. Возможно, чувствует, что он не сможет сам изменить ситуацию так, чтобы у него появилось ощущение общности с другими, в котором он нуждается.
Исходя из того, что Татьяна может испытывать постоянную тревогу и беспокойство, возможно, ей стоит обратить внимание на свои переживания, честно признаться себе в них и пройти курс психотерапии. Отношения с дочерью от этого только улучшатся.
Инструкция: Татьяна решилась на первый шаг, она пообещала, что даст дочери свободу выбора (поначалу в мелочах).
Её обычная реакция – это указания, например:
Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях