Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33

Заключение. с.36

Литература. с.37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.75 Кб (Скачать файл)

 

Специалисты определяют самостоятельность таким  образом:

-     умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

-     умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение  осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

-     умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

-     умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

-     умение переносить известные способы действий в новые условия.

 

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте  отметим наиболее важные этапы и  возрастные периоды для становления  этого важнейшего человеческого  качества.

 

Этапы становления

 

Прежде  всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности  проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность  является лишь эпизодической характеристикой  детского поведения.

 

К концу  этого периода самостоятельность  становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

 

Подростковый  возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы  взрослые не лезли в его жизнь".

 

Как видим, предпосылки развития самостоятельности  складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность  и может рассматриваться как  особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

 

К концу  подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется  окончательно: ребенок не просто умеет  что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и  давать оценку результатам своих  действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в  обществе норм и законов, и что  самостоятельность — это не любое  действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально  приемлемое.

 

Рекомендации: если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям, которые воспитывают подростков.

 

Подростковый возраст

 

Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться  от привычки руководить их жизнью. Известные  зарубежные специалисты по работе с  родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу  из трех шагов, которая помогает ребенку  стать более самостоятельным  и ответственным.

 

Первый  шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас  в поведении Вашего ребенка. Нужно  написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом  или других людей.

 

Второй  шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак  не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит  то, что подросток не хочет учиться  дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам  очень хочется, чтобы он стал дипломированным  специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь  Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют  отношение непосредственно к  Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его  дело, за которое ему придется нести  ответственность. Но если из-за этого  Вас вызывают в школу, и вам  приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.

 

Третий  шаг. Теперь у вас есть перечень тех  поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно  работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности  за эти пункты. Во-вторых, выработайте  в себе доверие к тому, что ваш  ребенок может сам принимать  правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать  это ваше доверие.

 

 

Заключение:

 

 

Так было всегда - подростки хотят отделиться от родителей, хотят начать жить своей жизнью. Многие родители не могут смириться с этим. Они контролируют, угрожают, проверяют содержимое одежды и компьютера, не понимая одного, что когда-то они сами были подростками и точно так же мечтали отделиться от родителей и жить своей жизнью. Возможно, родителям подростков стоит вспомнить себя в те годы, когда они были подростками и понять, что самые лучшие отношения для подростка - это доверие, умение понять и принять его таким, какой он есть. И ещё отпустить его делать свои ошибки, чтобы каждое новое поколение было лучше и терпимее предыдущего.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1) Кочюнас  Р.  Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

2) Джонстон  Д.  Психология; - М., ООО Издательство АСТ, 2004. с.60-77.

3) Берн Э.  Игры, в которые играют люди: Психология человеческихвзаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы; - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. с.226-264.

4) Литвак  М.Е.  Не нойте! Практикум по психологическому айкидо / М.Е. Литвак. - Изд.7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. с.178 - 213.

5) Волков  П.В.  Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств. - М.:РИПОЛ классик, 2004.

6) Леви В.  Новый нестандартный ребенок. - М.: Торобоан, 2009.

7) Леви В.  Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей. - М.: Книжный клуб 36.6, 2012.

8) Бурбо Л.  Отношения родитель-ребенок. - М.: София, 2007.

9) Эшнер Л.  Когда родители любят слишком сильно: Как помочь родителям и детям жить своей, а не чужой жизнью. - М.: Добрая книга, 2002.

10) Кволс  К.  Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – М.: ИГ Весь, 2006.

11) Корчак  Я.  Как любить ребенка. – М.: АСТ Москва, 2009.

12) Малкина-Пых  И. Г.  Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2008.

13) Млодик  И.  Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться. – М.: Генезис, 2011.

14) Млодик  И.  Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2010.

15) Млодик  И.  Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. – М.: Генезис, 2011.

16) Викофф  Д.  Воспитание без криков и шлепков: Мнение педагога. - М.: ДРОФА, 2001.

17) Викофф  Д., Юнелл Б.  Воспитание без наказаний и крика. – М.: Попурри, 2012.

18) Аромштам  М.С.  Дом, в котором живет малыш, или искусство превращений: Советы родителям. Ярославль: Акад. развития: Акад. холдинг, 2001.

19) Осипова  А.А.  Общая психокоррекция.  – М.: Сфера, 2008.

20) Фабер  А., Мазлиш Э.  Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно.  – М.: Эксмо, 2011.

21) Дольто  Ф. На стороне подростка. – М.: У -  Фактория, 2004.

22) Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М.: Прайм – Еврознак, 2006.

23) Г. Гинот Х.  Как подобрать к ребенку ключик. Трудный возраст. – М.: Центрполиграф, 2008.

24) Гиппенрейтер  Ю.  Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, 2008.

25) Шпиллер К.  Дочка, не пиши. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

26) Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. – М.: Питер, 2011.

27) Навайтис  Г.  Профессиональная психологическая помощь подростку. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.

28) Скурат Г.  Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми. – М.: Речь, 2008.

29) Ипатов А.  Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. – М.: Речь, 2011.

30) Матвеев Б.Р.  Развитие личности подростка: программа практических занятий. – М.: Речь, 2005.

31) Микляева А. В.  Я - подросток. Программа уроков психологии. - М.: Речь, 2006.

32) Хеллэм Р. Консультирование по проблемам тревожности. - М.: ПЕР СЭ, Институт консультирования и системных решений, 2009.

33) Астапов В.  Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2008.

34) Латта Н. Пока ваш подросток не свел вас с ума. - М.: Рипол классик, 2012.

35) Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – М.: Каро, 2006.

36) Приложение к журналу Psychologies, № 32, ноябрь, 2008."20 шагов, к тому, чтобы ваши дети вас слушали".

37) Под ред. Дубровской О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2005.

 

 


Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях