Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат
Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.
Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33
Заключение. с.36
Литература. с.37
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение
осознанно действовать в
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Этапы становления
Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.
К концу
этого периода
Подростковый
возраст — когда ребенок
Как видим,
предпосылки развития самостоятельности
складываются в раннем возрасте, однако
лишь начиная с дошкольного
К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.
Рекомендации: если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям, которые воспитывают подростков.
Подростковый возраст
Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.
Заключение:
Так было всегда - подростки хотят отделиться от родителей, хотят начать жить своей жизнью. Многие родители не могут смириться с этим. Они контролируют, угрожают, проверяют содержимое одежды и компьютера, не понимая одного, что когда-то они сами были подростками и точно так же мечтали отделиться от родителей и жить своей жизнью. Возможно, родителям подростков стоит вспомнить себя в те годы, когда они были подростками и понять, что самые лучшие отношения для подростка - это доверие, умение понять и принять его таким, какой он есть. И ещё отпустить его делать свои ошибки, чтобы каждое новое поколение было лучше и терпимее предыдущего.
Литература
1) Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
2) Джонстон Д. Психология; - М., ООО Издательство АСТ, 2004. с.60-77.
3) Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческихвзаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы; - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. с.226-264.
4) Литвак М.Е. Не нойте! Практикум по психологическому айкидо / М.Е. Литвак. - Изд.7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. с.178 - 213.
5) Волков П.В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств. - М.:РИПОЛ классик, 2004.
6) Леви В. Новый нестандартный ребенок. - М.: Торобоан, 2009.
7) Леви В. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей. - М.: Книжный клуб 36.6, 2012.
8) Бурбо Л. Отношения родитель-ребенок. - М.: София, 2007.
9) Эшнер Л. Когда родители любят слишком сильно: Как помочь родителям и детям жить своей, а не чужой жизнью. - М.: Добрая книга, 2002.
10) Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – М.: ИГ Весь, 2006.
11) Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ Москва, 2009.
12) Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2008.
13) Млодик И. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться. – М.: Генезис, 2011.
14) Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2010.
15) Млодик И. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. – М.: Генезис, 2011.
16) Викофф Д. Воспитание без криков и шлепков: Мнение педагога. - М.: ДРОФА, 2001.
17) Викофф Д., Юнелл Б. Воспитание без наказаний и крика. – М.: Попурри, 2012.
18) Аромштам М.С. Дом, в котором живет малыш, или искусство превращений: Советы родителям. Ярославль: Акад. развития: Акад. холдинг, 2001.
19) Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2008.
20) Фабер А., Мазлиш Э. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно. – М.: Эксмо, 2011.
21) Дольто Ф. На стороне подростка. – М.: У - Фактория, 2004.
22) Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М.: Прайм – Еврознак, 2006.
23) Г. Гинот Х. Как подобрать к ребенку ключик. Трудный возраст. – М.: Центрполиграф, 2008.
24) Гиппенрейтер Ю. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, 2008.
25) Шпиллер К. Дочка, не пиши. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
26) Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. – М.: Питер, 2011.
27) Навайтис Г. Профессиональная психологическая помощь подростку. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.
28) Скурат Г. Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми. – М.: Речь, 2008.
29) Ипатов А. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. – М.: Речь, 2011.
30) Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – М.: Речь, 2005.
31) Микляева А. В. Я - подросток. Программа уроков психологии. - М.: Речь, 2006.
32) Хеллэм Р. Консультирование по проблемам тревожности. - М.: ПЕР СЭ, Институт консультирования и системных решений, 2009.
33) Астапов В. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2008.
34) Латта Н. Пока ваш подросток не свел вас с ума. - М.: Рипол классик, 2012.
35) Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – М.: Каро, 2006.
36) Приложение к журналу Psychologies, № 32, ноябрь, 2008."20 шагов, к тому, чтобы ваши дети вас слушали".
37) Под ред. Дубровской О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2005.
Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях