Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33

Заключение. с.36

Литература. с.37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.75 Кб (Скачать файл)

 

 А.И. Захаров обращает внимание на негативные личностные особенности родителей, считая их главной причиной детских неврозов. В результате исследований автором было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.

 

В связи с преобладанием тех  или иных личностных особенностей матери, Захаров А.И. метафорично выделяет несколько психологических типов  матерей, которые могут послужить  основой формирования неврозов:

 

- «царевна Несмеяна», озабоченная,  обеспокоенная мать, излишне принципиальная, сдержанная в выражении чувств, неотзывчивая. Не признает детской  непосредственности, любит иронизировать,  делать замечания, стыдить, читать  мораль, выискивать недостатки;

 

- «спящая красавица», погруженная  в свои мысли и переживания,  отстраненная от ребенка и  его потребностей, обращающаяся  с ним как с живой куклой;

 

- «унтер Пришибеев», недостаточно  чуткая, часто грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, относится с недоверием к опыту,  самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует  физические наказания;

 

- «суматошная мать», эмоционально  неустойчивая, противоречивая, в своем  поведении руководствуется крайностями.  Часто эмоционально не сдержана;

 

- «наседка», тревожно-беспокойная,  жертвенная натура, во взаимодействии  с ребенком руководствуется принципом  гиперопеки;

 

- «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке  и покровительстве, предпочитает  сдать ребенка "на поруки" кому-либо.

 

Автор отмечает, что данные психологические  портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга образы или тенденции в отношении  матерей к детям.

 

Выводы.

 

Необходимо  рассмотреть такую ситуацию в  детско-родительских отношениях как  жизнь за другого человека. Так  вот, мне кажется, когда родитель живет за счет другого человека (ребенка), а не развивает свои сильные стороны, то несчастливы в итоге будут оба. Помощь психолога в таком случае нужна и ребенку, и родителям, но изначально родители должен сделать всё, чтобы их ребенок был счастлив и здоров. Каждый человек важен и каждый человек – личность, и это большая беда для ребенка, а потом и взрослого человека, если его личность будет надолго подавлена неправильным отношением родителей.

 

Если вы начинаете с  самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.

 

Бернард Шоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско – родительских отношений, в которых родители придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми.

 

§ 1. Содержание программы  исследования.

Описание структуры исследования.

 

Наше исследование включает следующие  этапы:

  1. Определение контингента испытуемых.
  2. Подбор методик для проверки гипотезы и реализации задач,

поставленных в работе.

  1. Проведение пилотажного эксперимента.
  2. Проведение констатирующего эксперимента.
  3. Анализ результатов эмпирического исследования.
  4. Разработка рекомендаций.

 

Контингент испытуемых.

Женщины, имеющие детей от 12-15 лет. Каждая  женщина различается по материальному достатку, месту работы и семейному положению. Общее  у них – проблемы с взрослеющими детьми.

 

 

 

Частная практика (5 матерей, объединенные одной проблемой гиперопеки)

 

 

I клиент

 

 

1 клиент Елена К., 36 лет, имеет двух дочерей 12 лет и 6,5 лет.

 

Запрос: детско-родительские отношения, а именно, гиперопека и ревность первой дочери к младшей. Елену К. волнуют отношения вражды между детьми, тревожность за здоровье младшей дочери во время отсутствия матери дома. Боязнь, что из-за ревности к младшей дочери, старшая может нанести вред здоровью младшей. Вместе с тем, старшая требует к себе повышенного внимания, грубит, у нее "подростковый кризис" и она требует дорогостоящих подарков. У младшей дочери есть проблемы со здоровьем и трудности в общении со сверстниками.

 

Условия жизни: Елена К. замужем, жильем обеспечена, материальное положение выше среднего, муж - занимает высокий пост на государственной службе. Со слов Елены, отношения с мужем у них не очень хорошие, они часто ругаются, у них происходят затяжные конфликты.  Также муж часто бывает в командировках, уезжает к друзьям, не предупредив жену, что очень плохо сказывается на самочувствии женщины. Но Елена терпит такое отношение, так как ее муж хорошо обеспечивает семью в материальном плане и она боится уходить от мужа с двумя детьми. К тому же она боится реакции своих родственников, если она решится развестись, боится, что все её осудят.

 

Беседа  – интервью: в ходе первой беседы с Еленой мы выявили, во-первых – повышенную тревожность Елены (с которой ей обязательно нужно работать), во-вторых, в ситуации с двумя детьми матери, возможно, следует быть посредником, а не арбитром.

Обычная реакция на ссоры между  детьми такова:

  • Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе в комнату, - кричит Елена.

Мы провели беседу с Еленой и  ввели новую установку. Елена  сказала, что попробует быть не судьей, а посредником и помощником.

Диалог Елены с детьми мог  бы звучать так (надо добиться равноправия, чтобы ни один ребенок не пытался  манипулировать Еленой и склонять её на свою сторону).

-  Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или Вы сами разберётесь?

-   Помоги, скажи ему, что…

-   Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придёте к решению, которое устроит обоих. Кто первый?

 

Цель: методично, шаг за шагом решать накопившееся проблемы под руководством психолога. Проблемы возникли достаточно давно, их невозможно решить за один  часовой сеанс. Но в первый сеанс Елене была дана рекомендация, как вести себя с двумя детьми, которые враждуют между собой.

 

Тестирование: был проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.

Показатели тревоги и компенсации  у Елены – это дополнительные цвета + 7 и x5 на первых пяти местах. Два дополнительных цвета на первых пяти местах  говорят о состоянии тревоги, так как при нормальном состоянии испытуемого основные цвета должны находиться  на первых пяти местах.

Позиция цветов (+7+4) выражает состояние  поиска выхода из проблемной ситуации. Показывает, что клиент пытается избавиться от проблем, напряжения и трудностей, принимая даже необдуманные решения. Отчаянно хочет решить проблемную ситуацию. Способен даже на безрассудные поступки, что может привести к дальнейшим проблемам.

Позиция цветов (x5x3) показывает, что клиент старается активно  утверждать и отстаивать свою индивидуальность, что часто мешает общению с другими людьми (в том числе детьми). Из этого следует, что Елене следует приложить усилия, чтобы не только не кричать на детей, но и самой стать миротворцем.

Позиция цветов (=1=2) может означать, что человек, выбравший эти цвета, считает, что его понимают недостаточно хорошо и ценят недостаточно высоко. Возможно, человек чувствует, что ему приходится приноравливаться к другим.

Позиция цветов (-6 -0) говорит о стрессе, вызванном подавлением желаний. Эта комбинация также указывает на то, что человек, выбравший её, иногда не соблюдает должной дистанции, вмешивается в чужие дела, без надобности высказывает своё мнение. Возможно, именно это может послужить причиной ссор в семье Елены.

 

Инструкция: в ходе беседы с Еленой мы ввели новую установку для клиентки. Елена попробует быть посредником и помощником между враждующими детьми, и постарается не судить их, а понять.

 

Пояснения к проблеме: Елена пришла на консультацию с намерением решить сразу несколько проблем, но, как выяснилось в ходе разговора, она не сможет решительно изменить текущее положение дел. Поэтому на первом сеансе мы вместе обозначили главную проблему, которую нужно решить – вражда между детьми. Далее, Елена готова работать над проблемой гиперопеки и хотела бы улучшить отношения с мужем.

Елена не понимала, что криками  она решает свою проблему:

- Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе в комнату, - кричит Елена.

В доме наступает тишина, кажется, что проблема решена, но вот дети думают по-другому, часто они обижаются  и злятся в ответ на крик. Иногда родители считают своим долгом решить конфликт (часто категорично). А дети ждут оценки, решения взрослого.

В идеале Елене нужно научиться (как и любому человеку) мастерству бесконфликтного общения. И цель Елены не осуждать и кричать, а  научить детей разрешать их конфликты.

Конфликт – это столкновение различных потребностей и точек  зрения. Он может быть разрешен без  потерь, если мобилизовать свой ум и  творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило  обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение. Детям  нужен посредник, который помог  бы им услышать друг друга.

В случае если в конфликтных ситуациях  между детьми будет найден компромисс, и каждый ребенок не будет считать  себя ущемленным, тревожность Елены  может снизиться, ведь она переживает, что из-за ревности к младшей дочери, старшая может нанести вред здоровью младшей.

 

Процедура: если обычной реакцией  в ситуации ссоры детей для Елены был крик, в ближайшее время она решилась дать детям высказаться, а сама обещала терпеливо выслушать их.

 

Завершение процедуры: Елена утверждает, что была рада прийти на консультацию к психологу, хоть это и было для нее неожиданностью. Она твердо решила попробовать наладить отношения между двумя дочерьми. В дальнейшем она хотела бы также решить проблемы с мужем.

 

 

II клиент

 

 

 

2 клиент Светлана Ч, 43 года, дочь подросткового возраста Екатериной (15 лет) живёт с ней, старшая дочь живет отдельно.

 

Запрос: Хочет наладить отношения с ребенком. Дочь малообщительна, агрессивна, с ней трудно договориться. Светлана говорит, что дочка стала неуправляема, постоянно лжет, не признает авторитета матери, восстает против правил, установленных в семье (фактически, против правил матери, так как живут вдвоём). Желает, чтоб дочь была счастлива и обеспечена, в отличие от нее самой. Утверждает, что готова применять советы психолога на практике.

 

Условия жизни: женщина разведена, муж ушел от неё из-за властного, даже авторитарного характера. Она это озвучивает, но простить бывшего мужа не может и не хочет. Ребенок растет без  отца, так как мать запретила им общаться. Пробует наладить личную жизнь, но утверждает, что все мужчины безответственны и несерьезны. Постоянно испытывает материальные трудности, но стойко переносит их.

 

Беседа – интервью: в ходе беседы женщина честно призналась, что у нее много страхов относительно ребенка, что она боится за его дальнейшую жизнь,  за его здоровье и благосостояние. Она надеется, что дочь не повторит её тяжелую судьбу. Сама же мать готова на любые жертвы ради дочери.

Клиент постоянно говорит про  дочь, не осознавая, что помощь должна оказываться ей, а не дочери. Светлана Ч также упоминает старшую “неблагодарную” дочь, которая вышла замуж в раннем возрасте и практически не общается с матерью, а если общение и случается, то оно носит формальный характер.

 

Цель: как первый шаг в терапии – научить ребенка уважать правила совместной жизни, не ущемляя его права и свободу.

 

Тестирование: проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.

Выбор цветовых карточек (+7+5) показывает напряженность клиента, эта комбинация цифр может означать, что человек, выбравший эти карточки, отказывается идти на компромиссы или принимать какие-либо уступки от других. Возможно, это затрудняет общение с дочерью и затрудняет построение отношений с противоположным полом.

Выбор цветовых карточек (x4x3) может означать разочарование, раздражительность и снижение целеустремленности.

Выбор цветовых карточек (=1=0) может  означать, что женщина имеет высокие  эмоциональные притязания. Есть вероятность, что женщина хочет близких взаимоотношений, возможно, ей стоит заняться своей личной жизнью, а не проводить всё свободное время в одиночестве или с дочерью.

Выбор цветовых карточек (-6-2) показывает, что у клиента предположительно может быть стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем. Возможно, клиент упрямо, но безрезультатно требует уважения к себе. Вероятно, можно попробовать сделать шаг к доверительным отношениям с дочерью. Пока это один небольшой шаг, но сделать его нужно. Попробовать относится к подростку с уважением и доверием.

По окончанию тестирования я  предложила Светлане Ч. попробовать  решить какую-то проблему вместе с ребенком. Но  не использовать схему (по Э. Берну)  я – Родитель, ты – Ребенок, а  с позиции взаимоуважения.

 

Инструкция: как первый шаг к взаимопониманию – решить проблему вместе - с позиции взаимоуважения. У Светланы Ч. в разговоре с ребенком часто используются нотации, крики, угрозы, мольбы.

-   Ну как мне еще сказать, чтобы ты, наконец, услышала меня, - часто кричит Светлана.

Но таким отношением Светлана только ухудшает отношение к себе. Криком и угрозами мать показывает подростку, что он недостаточно хорош. У подростка  создается впечатление, что ему  не рады. Так что хватит угроз  и наказаний – нужно проявить уважение к личности подростка.

Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях