Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат
Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.
Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33
Заключение. с.36
Литература. с.37
А.И. Захаров обращает внимание на негативные личностные особенности родителей, считая их главной причиной детских неврозов. В результате исследований автором было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость.
В связи с преобладанием тех
или иных личностных особенностей матери,
Захаров А.И. метафорично выделяет
несколько психологических
- «царевна Несмеяна»,
- «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;
- «унтер Пришибеев», недостаточно
чуткая, часто грубая, безапелляционная,
во всем командует детьми, понукает,
относится с недоверием к
- «суматошная мать»,
- «наседка», тревожно-
- «вечный ребенок», инфантильная,
внушаемая, психологически
Автор отмечает, что данные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга образы или тенденции в отношении матерей к детям.
Выводы.
Необходимо рассмотреть такую ситуацию в детско-родительских отношениях как жизнь за другого человека. Так вот, мне кажется, когда родитель живет за счет другого человека (ребенка), а не развивает свои сильные стороны, то несчастливы в итоге будут оба. Помощь психолога в таком случае нужна и ребенку, и родителям, но изначально родители должен сделать всё, чтобы их ребенок был счастлив и здоров. Каждый человек важен и каждый человек – личность, и это большая беда для ребенка, а потом и взрослого человека, если его личность будет надолго подавлена неправильным отношением родителей.
Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.
Бернард Шоу
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско – родительских отношений, в которых родители придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми.
§ 1. Содержание программы исследования.
Описание структуры
Наше исследование включает следующие этапы:
поставленных в работе.
Контингент испытуемых.
Женщины, имеющие детей от 12-15 лет. Каждая женщина различается по материальному достатку, месту работы и семейному положению. Общее у них – проблемы с взрослеющими детьми.
Частная практика (5 матерей, объединенные одной проблемой гиперопеки)
I клиент
1 клиент Елена К., 36 лет, имеет двух дочерей 12 лет и 6,5 лет.
Запрос: детско-родительские отношения, а именно, гиперопека и ревность первой дочери к младшей. Елену К. волнуют отношения вражды между детьми, тревожность за здоровье младшей дочери во время отсутствия матери дома. Боязнь, что из-за ревности к младшей дочери, старшая может нанести вред здоровью младшей. Вместе с тем, старшая требует к себе повышенного внимания, грубит, у нее "подростковый кризис" и она требует дорогостоящих подарков. У младшей дочери есть проблемы со здоровьем и трудности в общении со сверстниками.
Условия жизни: Елена К. замужем, жильем обеспечена, материальное положение выше среднего, муж - занимает высокий пост на государственной службе. Со слов Елены, отношения с мужем у них не очень хорошие, они часто ругаются, у них происходят затяжные конфликты. Также муж часто бывает в командировках, уезжает к друзьям, не предупредив жену, что очень плохо сказывается на самочувствии женщины. Но Елена терпит такое отношение, так как ее муж хорошо обеспечивает семью в материальном плане и она боится уходить от мужа с двумя детьми. К тому же она боится реакции своих родственников, если она решится развестись, боится, что все её осудят.
Беседа – интервью: в ходе первой беседы с Еленой мы выявили, во-первых – повышенную тревожность Елены (с которой ей обязательно нужно работать), во-вторых, в ситуации с двумя детьми матери, возможно, следует быть посредником, а не арбитром.
Обычная реакция на ссоры между детьми такова:
Мы провели беседу с Еленой и ввели новую установку. Елена сказала, что попробует быть не судьей, а посредником и помощником.
Диалог Елены с детьми мог бы звучать так (надо добиться равноправия, чтобы ни один ребенок не пытался манипулировать Еленой и склонять её на свою сторону).
- Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или Вы сами разберётесь?
- Помоги, скажи ему, что…
- Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придёте к решению, которое устроит обоих. Кто первый?
Цель: методично, шаг за шагом решать накопившееся проблемы под руководством психолога. Проблемы возникли достаточно давно, их невозможно решить за один часовой сеанс. Но в первый сеанс Елене была дана рекомендация, как вести себя с двумя детьми, которые враждуют между собой.
Тестирование: был проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.
Показатели тревоги и
Позиция цветов (+7+4) выражает состояние поиска выхода из проблемной ситуации. Показывает, что клиент пытается избавиться от проблем, напряжения и трудностей, принимая даже необдуманные решения. Отчаянно хочет решить проблемную ситуацию. Способен даже на безрассудные поступки, что может привести к дальнейшим проблемам.
Позиция цветов (x5x3) показывает, что клиент старается активно утверждать и отстаивать свою индивидуальность, что часто мешает общению с другими людьми (в том числе детьми). Из этого следует, что Елене следует приложить усилия, чтобы не только не кричать на детей, но и самой стать миротворцем.
Позиция цветов (=1=2) может означать, что человек, выбравший эти цвета, считает, что его понимают недостаточно хорошо и ценят недостаточно высоко. Возможно, человек чувствует, что ему приходится приноравливаться к другим.
Позиция цветов (-6 -0) говорит о стрессе, вызванном подавлением желаний. Эта комбинация также указывает на то, что человек, выбравший её, иногда не соблюдает должной дистанции, вмешивается в чужие дела, без надобности высказывает своё мнение. Возможно, именно это может послужить причиной ссор в семье Елены.
Инструкция: в ходе беседы с Еленой мы ввели новую установку для клиентки. Елена попробует быть посредником и помощником между враждующими детьми, и постарается не судить их, а понять.
Пояснения к проблеме: Елена пришла на консультацию с намерением решить сразу несколько проблем, но, как выяснилось в ходе разговора, она не сможет решительно изменить текущее положение дел. Поэтому на первом сеансе мы вместе обозначили главную проблему, которую нужно решить – вражда между детьми. Далее, Елена готова работать над проблемой гиперопеки и хотела бы улучшить отношения с мужем.
Елена не понимала, что криками она решает свою проблему:
- Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе в комнату, - кричит Елена.
В доме наступает тишина, кажется, что проблема решена, но вот дети думают по-другому, часто они обижаются и злятся в ответ на крик. Иногда родители считают своим долгом решить конфликт (часто категорично). А дети ждут оценки, решения взрослого.
В идеале Елене нужно научиться (как и любому человеку) мастерству бесконфликтного общения. И цель Елены не осуждать и кричать, а научить детей разрешать их конфликты.
Конфликт – это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение. Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.
В случае если в конфликтных ситуациях между детьми будет найден компромисс, и каждый ребенок не будет считать себя ущемленным, тревожность Елены может снизиться, ведь она переживает, что из-за ревности к младшей дочери, старшая может нанести вред здоровью младшей.
Процедура: если обычной реакцией в ситуации ссоры детей для Елены был крик, в ближайшее время она решилась дать детям высказаться, а сама обещала терпеливо выслушать их.
Завершение процедуры: Елена утверждает, что была рада прийти на консультацию к психологу, хоть это и было для нее неожиданностью. Она твердо решила попробовать наладить отношения между двумя дочерьми. В дальнейшем она хотела бы также решить проблемы с мужем.
II клиент
2 клиент Светлана Ч, 43 года, дочь подросткового возраста Екатериной (15 лет) живёт с ней, старшая дочь живет отдельно.
Запрос: Хочет наладить отношения с ребенком. Дочь малообщительна, агрессивна, с ней трудно договориться. Светлана говорит, что дочка стала неуправляема, постоянно лжет, не признает авторитета матери, восстает против правил, установленных в семье (фактически, против правил матери, так как живут вдвоём). Желает, чтоб дочь была счастлива и обеспечена, в отличие от нее самой. Утверждает, что готова применять советы психолога на практике.
Условия жизни: женщина разведена, муж ушел от неё из-за властного, даже авторитарного характера. Она это озвучивает, но простить бывшего мужа не может и не хочет. Ребенок растет без отца, так как мать запретила им общаться. Пробует наладить личную жизнь, но утверждает, что все мужчины безответственны и несерьезны. Постоянно испытывает материальные трудности, но стойко переносит их.
Беседа – интервью: в ходе беседы женщина честно призналась, что у нее много страхов относительно ребенка, что она боится за его дальнейшую жизнь, за его здоровье и благосостояние. Она надеется, что дочь не повторит её тяжелую судьбу. Сама же мать готова на любые жертвы ради дочери.
Клиент постоянно говорит про дочь, не осознавая, что помощь должна оказываться ей, а не дочери. Светлана Ч также упоминает старшую “неблагодарную” дочь, которая вышла замуж в раннем возрасте и практически не общается с матерью, а если общение и случается, то оно носит формальный характер.
Цель: как первый шаг в терапии – научить ребенка уважать правила совместной жизни, не ущемляя его права и свободу.
Тестирование: проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.
Выбор цветовых карточек (+7+5) показывает напряженность клиента, эта комбинация цифр может означать, что человек, выбравший эти карточки, отказывается идти на компромиссы или принимать какие-либо уступки от других. Возможно, это затрудняет общение с дочерью и затрудняет построение отношений с противоположным полом.
Выбор цветовых карточек (x4x3) может означать разочарование, раздражительность и снижение целеустремленности.
Выбор цветовых карточек (=1=0) может означать, что женщина имеет высокие эмоциональные притязания. Есть вероятность, что женщина хочет близких взаимоотношений, возможно, ей стоит заняться своей личной жизнью, а не проводить всё свободное время в одиночестве или с дочерью.
Выбор цветовых карточек (-6-2) показывает, что у клиента предположительно может быть стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем. Возможно, клиент упрямо, но безрезультатно требует уважения к себе. Вероятно, можно попробовать сделать шаг к доверительным отношениям с дочерью. Пока это один небольшой шаг, но сделать его нужно. Попробовать относится к подростку с уважением и доверием.
По окончанию тестирования я предложила Светлане Ч. попробовать решить какую-то проблему вместе с ребенком. Но не использовать схему (по Э. Берну) я – Родитель, ты – Ребенок, а с позиции взаимоуважения.
Инструкция: как первый шаг к взаимопониманию – решить проблему вместе - с позиции взаимоуважения. У Светланы Ч. в разговоре с ребенком часто используются нотации, крики, угрозы, мольбы.
- Ну как мне еще сказать, чтобы ты, наконец, услышала меня, - часто кричит Светлана.
Но таким отношением Светлана только ухудшает отношение к себе. Криком и угрозами мать показывает подростку, что он недостаточно хорош. У подростка создается впечатление, что ему не рады. Так что хватит угроз и наказаний – нужно проявить уважение к личности подростка.
Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях