Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей поведения матерей, которое ведёт к гиперопеке у детей и подростков.
Задачи:
1. Анализ научно-практической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
5. Разработка рекомендаций.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. Проблема гиперопеки в детско-родительских отношениях
§ 1. Теоретические основы исследования проблемы гиперопеки в детско-родительских отношениях с.6
§ 2. Подходы к изучению и формированию гиперопекающего поведения с.11

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей матерей с гиперопекающим поведением с.14
§ 1. Содержание программы исследования. c.15
§ 2. Анализ и интерпретация результатов исследования. c.32
§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих гиперопекающий стиль воспитания. C.33

Заключение. с.36

Литература. с.37

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 90.75 Кб (Скачать файл)

 

Но подчиняясь родительским указам, любой ребенок перестает ощущать  свою индивидуальность. Родитель –  управляет, а он – всего лишь исполнитель. Так он не учится самостоятельно осуществлять выбор и управлять свей жизнью. Кроме того, помыть посуду по собственной инициативе и по принуждению – совсем не одно и то же. Большая разница, кем является ребенок – субъект действия или объект. Приказывая, мы добьемся того, что ребенок сделает то, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.

 

Пояснения к проблеме: цель матери -  научить дочь делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя. Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Даже если выбирать можешь только время или способ поручения. Понимание, что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.

Можно ввести новую установку для общения  Татьяны и её дочери Ольги. Чтобы  не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того, чтобы командовать).

 

Процедура: Татьяна сама должна решить: давать свободу дочери или по-прежнему вести себя с ней как авторитарная мать. Также она должна думать о том, чтобы уважать потребность дочери в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать подростком в собственных целях. Женщина также должна понимать, что чем взрослее будет дочь, тем больше обид у неё будет накапливаться на мать. Если у Ольги хватит смелости, она без сожаления покинет властную мать, а если не хватит – будет жить с матерью под одной крышей и, возможно, у неё не будет семьи и детей.

 

Завершение процедуры: Татьяна пришла и практически сразу начала жаловаться на тяжелую жизнь и трудные будни. Уточняя цель визита, я спросила, с какой целью пришла Татьяна, на что она ответила, что у неё “непутёвая дочь”. Свои недостатки Татьяна предпочитает игнорировать и утверждает, что в её плохой жизни виноваты либо мама, либо дочь. Моё субъективное мнение, что этот клиент не очень сильно заинтересован делать практические задания и, возможно, “оставит всё как есть”. Татьяна не высказала благодарности за проведенное время, а также не пожелала проводить встречу снова. Вместе с тем просила мобильный телефон “на всякий случай”.

 

 

V клиент

 

 

5 Клиент: Екатерина Т., 42года, живет с дочерью Оксаной, 15 лет.

 

Запрос: Хочет наладить отношения с дочерью. Дочь часто старается уклониться от контакта, запирается в комнате, отказывается от предложений сходить к родственникам или в магазин. В школе ведет себя спокойно, учится неплохо, но подруг у нее практически нет. Екатерина говорит, что дочка постоянно фантазирует, что-то рисует, слушает громкую музыку по выходным, чем беспокоит окружающих. Екатерина не понимает, как дочь может постоянно фантазировать и придумывать сюжеты, ей хочется, чтобы Оксана выросла более практичным и рациональным человеком, который будет уверен в себе и  выстоит  в любой ситуации. Мать раздражает, что дочь мечтательна, что ей не хочется добиваться успеха в учёбе, что она не стремится участвовать в олимпиадах или обучаться на тренингах.

 

Условия жизни: Екатерина Т. работает юристом, имеет постоянный высокий доход. Одинока, и не стремится исправить положение.  С отцом Оксаны не общается около пятнадцати лет и ничего не рассказывала Оксане о её отце, как бы дочь не просила.

 

Беседа  – интервью: Екатерина Т. Сразу же производит впечатление ответственной, разумной и уверенной в себе женщины. Работает юристом, но не выглядит слишком строго в повседневной обстановке. Раскованна, умна, инициативна, с такими людьми всегда приятно вести диалог. В беседе Екатерина признается, что знает свои сильные и слабые стороны, умеет за себя постоять и не боится будущего. Но у нее часто возникают проблемы именно с родственниками. С матерью и отцом она не общается, с дочерью не может найти общий язык, к тому же Екатерина давно одинока. Она признаётся, что в делах у неё все стабильно хорошо, а в отношениях всегда неурядицы. Именно из-за неприятностей с отношениями, возможно, она и не хочет о них думать, а уходит в работу “ с головой”. Но Екатерина Т. - женщина решительная и она намерена наладить отношения со своей единственной дочерью. Шаг за шагом она хочет выстроить доверительные отношения с любимой и единственной дочерью.

 

Цель: Екатерина намерена планомерно идти к своей цели – избавить дочь от гиперопеки. И пусть это произойдет не сразу, но Екатерина готова прикладывать усилия, так как она понимает, что  если не решать проблему, она только усугубится. Цель Екатерины – победить губительное воздействие гиперопеки на дочь и принять её такой, какая она есть.

 

Тестирование: проведен восьмицветовой тест Люшера. Результаты приведены в таблице № 1.

Выбор цветовых карточек (+0+3), возможно, означает, что человек предъявляет к жизни слишком большие требования, однако скрывает это за показной рационалистичностью и осторожным поведением. Хочет, чтобы его достижения производили впечатления на окружающих, но маскирует это желание. Склонен к скрытности.

Если  судить по выбору карточек Екатерины, женщина не вполне гармонична, возможно, она склонна предъявлять завышенные требования к жизни и к людям  вообще. Как правило, с такими людьми не очень легко в повседневном общении. Екатерина хочет добиться успехов и хочет производить  впечатление своими карьерными успехами - это неплохо. Но не нужно забывать, что она также женщина и  мать.

Выбор цветовых карточек (x2x4) показывает, что человек пытается улучшить свое положение и повысить престиж. Не удовлетворен существующим положением дел и полагает, что ему необходимо улучшение ситуации.

Выбор цветовых карточек показывает, что ситуация с карьерой и работой для Екатерины  в приоритете. Но ей следует обратить внимание и на общение с дочерью  и окружающими людьми.

Выбор цветовых карточек (=7=5) может подтвердить положение Екатерины. Ведь человек, выбравший комбинацию цветов (=7=5) может постоянно анализировать свои чувства, что мешает их непосредственности. А также затрудняет формирование эмоциональной близости в общении.

Можно предположить, что Екатерине следует обратить своё внимание на отношения с людьми, это не помешает её карьере, а, возможно, наоборот окажет положительное влияние.

Выбор цветовых карточек (-6-1)  может предполагать стресс, вызванный недостатком внимания к потребностям организма. Человек, выбравший цветовые карточки (-6-1)  испытывает недостаток внимания и признания, что заставляет его думать о том, что настоящий союз с другими людьми невозможен. Неудовлетворенность делает его легко возбудимым и очень чувствительным. При таких условиях отношения с другими людьми воспринимаются как угнетающая зависимость, возникает стремление уединиться и утвердиться. Однако изолированность приводит к тому, что стремление к близости с другими становится настоятельной потребностью и вызывает чувство неуверенности, которое маскируется решительной манерой поведения. Хочет обрести чувство превосходства и утвердиться с помощью чувства самодостаточности. В целом, Екатерина испытывает эмоциональную неудовлетворенность, вызванную недостатком признания. Возможно, женщине успешной в делах, не хватает эмоциональности и искренности в общении. Что можно попробовать исправить, начиная общаться с дочерью с позиции доброты и уважения. Это принесет пользу и матери, и дочери.

 

Инструкция: когда дочь Оксана переживает или фантазирует, не нужно резко её останавливать и прерывать эмоции. Пусть она проживёт их.

Если ребенок  “начудил”, Екатерина может и накричать, но этого делать точно не стоит, так как у Оксаны появляются обиды на мать, она замыкается в себе или ведет себя агрессивно. Но и проявлять слишком бурную реакцию и длительно утешать, тоже не стоит. Удивительное дело, чем старательнее мать утешает или пытается решить проблему, тем острее ребенок чувствует, что его оценивают, не понимают, отвергают. Постепенно он начинает скрывать свои чувства и перестает делиться своими трудностями.

 

Пояснения к проблеме: Нужно учитывать, что Екатерина более рациональный человек, а Оксана – более интуитивный. Каждый должен попытаться понять точку другого, тем более, такой опыт пригодится в жизни всегда. Задача матери – научить подростка справляться с трудными ситуациями. Бывает, действительно необходимо вмешательство родителей. Но гораздо реже, чем думают они сами. Любое участие взрослого, даже самое благожелательное и уместное, воспринимается ребенком как осуждение, как недооценка его способности решить проблему самостоятельно. В большинстве случаев ребенку требуется одно – сопереживание. Оно питает его уверенность в себе и в родителе. Найдя понимание, он чувствует силы и готовность справиться с испытанием.

Совет матери – выражайте словами чувства  ребенка, например:

-  Мама, мне жмут брекеты, не хочу их больше носить…

-  Оксана, я знаю, брекеты стягивают зубы, да и вообще приятного мало носить эту штуку, но, возможно, результат стоит того…

Желательно  называть то, что видите, но не интерпретировать это.

 

Процедура: Екатерина и Оксана – очень разные, но они могут многому научиться друг у друга через взаимодействие и взаимопонимание. Екатерина – благополучный человек и, в отличие от других матерей, не имеет постоянной привычки кричать на дочь или унижать её. Екатерина понимает, что перемены нужны в первую очередь ей самой, и она планомерно будет решать эти проблемы.

 

Завершение  процедуры: было на удивление легким. Екатерина смогла раскрыться перед психологом, постоянно улыбалась и спокойно смотрела в глаза. Её ничего не тревожило, она вела себя спокойно и уверенно.

Назначили следующую  встречу через неделю.

 

 

§ 2. Анализ и  интерпретация результатов исследования.

 

 

Диагностика учебной мотивации  проводилась путем исследования матерей детей, которые придерживаются гиперопекающего стиля взаимодействия с детьми, с использованием следующих методик:

 

  • беседа-интервью;
  • цветовой тест Люшера;
  • экспериментальная ситуация;
  • экспертная оценка;

 

Ниже  последовательно представлены данные диагностики по всем методикам.

 

Беседа-интервью. Обобщения.

В процессе проведения беседы-интервью были отмечены следующие общие моменты. Матери гиперопекаемых детей не видели действительную ситуацию гиперопеки, они постоянно твердили о том, что их дети неблагодарные и не ценят стараний родителя. Наблюдались ситуации агрессии и непонимания, почему ребенок ведет себя не так, как родителю кажется правильным. Матери детей во время беседы с психологом, категорически отрицали, что причина  неправильного воспитаниия и гиперопеки – в них.

Примечательно, что у всех клиенток, использующих тест Люшера, дополнительные цвета (черный, фиолетовый и коричневый) на первом месте, что не является хорошим  признаком для них.

 

 Методика «Цветовой тест Люшера».

 

Рассмотрим  последовательно результаты, полученные по этой методике.

 

Таблица 1

Результаты клиенток по восьмицветовому тесту Люшера.

 

Испытуемые

Цвета и  порядок их выбора

1+

2+

3x

4x

5=

6=

7-

8-

Елена К

7

4

5

3

1

2

6

0

Светлана Ч

7

5

4

3

1

0

6

2

Инна В

6

4

1

0

5

2

3

7

Татьяна Д

5

7

6

4

2

3

1

0

Екатерина Т

0

3

2

4

7

5

6

1


 

 

§ 3. Рекомендации по формированию самостоятельности и независимости у подростков с проблемой гиперопеки и возможность помощи родителей, использующих  гиперопекающий стиль воспитания.

 

Нужна ли ребенку самостоятельность или, возможно, гиперопека чем-то оправдана  и необходима для жизни? Если ребенку нужна самостоятельность, как её воспитать? Что можно посоветовать детям, которые уже подверглись гиперопеке со стороны родителей?

 

Прежде  чем говорить о том, как же воспитывать  в детях самостоятельность и  когда необходимо это делать, нужно  определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое  самостоятельность, будет разным, в  зависимости от возраста ребенка.

 

 Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Информация о работе Основы консультирования по проблеме гиперопеки в детско-родительских отношениях