Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:33, курсовая работа
Мальчики более взрывные, чем девочки. Они больше создают шума. Дети разного пола выбирают игровые роли, отражающие их социальные стремления. В игре, в своеобразной форме, реализуется заинтересованность к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Круг интересов мальчиков сосредоточен на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свое требование на лидерство и на победу. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки чаще выбирают сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Дошкольный возраст достоверно называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы. Ответы на многие из них заключены в самой игре.
Введение ………………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте…………..стр.5
Культурно-исторический подход к игре как к деятельности. История игры……стр.5-10
Значение игры для психического развития ребенка…………… ...стр.10-15
Проблема формирования игры как ведущего типа деятельности..стр.15-22
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности……………...стр.23
2.1 Методика исследования…………………………………………… …..стр.23
2.2 Характеристика выборки………………………………………………..стр.23
2.3 Организация и ход эмпирического исследования …………………....стр.23
2.4 Методы обработки данных………………………………………….стр.25-28
2.5 Результаты эмпирического исследования и их обсуждения……...стр.28-29
Заключение ………………………………………………………………..стр.30-31
Библиография …………………………………………………………….стр.32-33
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
Факультет Психологии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности 030301 «Психология»
Особенности игровой деятельности младших дошкольников
Студента группы ПОВВ – 5.4
Научный руководитель
Кандидат педагогических наук, профессор
Егорова Марина Алексеевна
2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте…………..стр.5
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности……………...стр.23
2.1 Методика исследования…………………………………………… …..стр.23
2.2 Характеристика выборки………………………………………………..
2.3 Организация и ход эмпирического исследования …………………....стр.23
2.4 Методы обработки данных………………………………………….стр.25-
2.5 Результаты эмпирического исследования и их обсуждения……...стр.28-29
Заключение ………………………………………………………………..стр.
Библиография ……………………………………………
Приложение ……………………………………………………………….стр.
Введение
Каждому ребенку хочется принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пускай не по-настоящему. Пускай понарошку. А что будет, если в это поиграть. К чему долго и мучительно ожидать, пока вырастешь, если уже сейчас можно сесть за руль большой грузовой машины или взять в руки указку учительницы? Ребенок начинает играть. Точнее играть начинает он намного раньше. Впервые, простые игры появляются у ребенка на втором году жизни. Это является новой ступенью в психическом развитии ребенка. Малыш впервой осмысленно использует предметы как игрушки. Наравне с речевыми символами в сознании малыша появляются символы предметные, возникает воображение как особая область психического. В действительности дошкольник не просто играет: он косвенно обращает свое игровое поведение к взрослому, стремится получить одобрение и оценку.
Для дошкольников трех – четырех лет основным становится воспроизведение отношений между своими сверстниками и взрослыми людьми. Мир открывается детям все больше и больше. Они уже видят, что капитан корабля не просто стоит за штурвалом, но и отдает распоряжения команде, что доктор не просто осматривает больного, но и делает ему укол, рекомендует определенное лечение. Именно такие отношения и особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играх ребенка. Сюжеты детских игр очень разнообразны. В них представлены: семья, дом, быт, отношения между мамой и папой, дочки-матери и приключения.
Воображение бурно развивается в игре. Дошкольник мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения. Ребенка не волнует то, что вместо машины у него – пара стульев, а вместо шлема – обычное пластмассовое ведро. Предметы игры благосклонны к ребенку. Они подыгрывают детям и знают что нужно маленькому фантазеру.
Воображение малыша оживляет все, даже неживые предметы. Дошкольник играет не только роли людей, животных, но и, например, скрипящую дверь, самолет, ветер. Все достойно перевоплощения, во все ребенок может вдохнуть душу, психику и жизнь. Фантазия ребенка не только повторяет, воспроизводит, но и преображает, творит и создает.
В дошкольном возрасте начинается разграничение в предпочтении игрушек, игр и выбор игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки легче входят в новые условия, быстрее устанавливают контакты и лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации.
Мальчики более взрывные, чем девочки. Они больше создают шума. Дети разного пола выбирают игровые роли, отражающие их социальные стремления. В игре, в своеобразной форме, реализуется заинтересованность к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Круг интересов мальчиков сосредоточен на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свое требование на лидерство и на победу. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки чаще выбирают сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.
Дошкольный возраст достоверно называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы. Ответы на многие из них заключены в самой игре.
Для ребенка игра является самой жизнью, это серьезно для него. Игра - это детская непосредственность, наивность, иногда хитрость, порой удивительная серьезность. Для дошкольника игра часто не является милой забавой, часто – это работа по преодолению себя. Игра для ребенка – это весь мир.
В своей курсовой работе я рассмотрю такие темы как: культурно-исторический подход к игре как к деятельности; значение игры для психического развития ребенка и проблему формирования игры как ведущего типа деятельности. А также проведу эмпирическое исследование игровой деятельности.
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
Слово игра, играть в русском языке очень многозначно.
Игра — активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. Играми называются и некоторые формы жизнедеятельности животных1.
Даниил Борисович Эльконин писал, что игра появляется в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.
Вопросы игры притягивали и приковывали к себе внимание педагогов и психологов, философов, социологов, этнографов, искусствоведов и биологов во все времена. Разных представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты. Все они сходятся во мнении, что игра является неотъемлемой частью человеческой культуры.
В художественных произведениях и во многих научных трактатах, на разнообразные темы, встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или высказывания o них. Блестящие, психологически тонкие картины детской игры нарисовали Виктор Гюго и Лев Николаевич Толстой. Доказательством живой истории являются игры советских детей, описанные А.Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. И.М. Сеченов искал причину детской игры в особенностях детской психики. К.С. Станиславский отметил искренность и непосредственность чувств детей в игре. Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, и др. писали о ведущей роле игры в формировании психики ребенка.
В современной теории, проблема исторического происхождения игры является одной из главных, так как вносит ясность на ее природу. Так же и сейчас высказываются мнения на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (например: инстинкты, влечение) значит, имеющую постоянную, внеисторическую природу.
Современные ученые объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале ХХ века у исследователей не было единого мнения в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: игра или труд. Высказывались предположения, что игра появилась раньше труда. Немецкий психолог и философ Вильгельм Вунд впервые выступил с противоположным утверждением o том, что «игра – это дитя труда», а в дальнейшем это убеждение развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912)2.
По мнению Георгия Валентиновича Плеханова в жизни каждого человека игра, предшествовала труду. Он обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, потому что дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. В этом заключается социальное предназначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» и подготавливает детей к труду.
Игры прошлых лет и сегодняшних наглядно показывают, что они непосредственно связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, обеспечив его научно-психологическими данными, был Константин Дмитриевич Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отображают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой». Образное отображение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. К.Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги…»3.
Посредством игры дошкольники овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, осваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Современная отечественная теория игры основывается на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Окружающая ребенка реальность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражения лишь только отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. В исследованиях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воспроизводящей отношения между людьми.
По способам ее осуществления игра социальна. Как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко игровая деятельность не изобретается дошкольником, а преподносится ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (например: как использовать игрушку, другие средства воплощения образа; как выполнять условные действия, как строить сюжет и т.п.). Приобретая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок после обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Игра приобретает спонтанность и вызывает ее развивающий эффект.
Велика значимость игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Даниил Борисович Эльконин обращая внимание на эту особенность игры, пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности»4.
Так же новые виды деятельности ребенка зарождаются и дифференцируются в процессе игровой деятельности. Именно в игре появляется художественная деятельность. В ней впервые зарождаются элементы труда обучения. Применение игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте адекватно природе ребенка. Игра как бы создает зону ближайшего развития ребенка.
Лев Семенович Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»5.
Вопрос игры давно привлекал внимание зарубежных педагогов и психологов. К. Гросс, С. Холл, Ф. Шиллер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие научные исследователи по-разному объясняли сущность и истоки игры, ее движущие силы. Они отводили игре важное место в подготовке к будущей взрослой жизни. Игра есть своеобразный способ проявления разных инстинктов и склонностей. В конечном итоге, они не видели разницы между играми человека и животных.
К. Гросс предполагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Например, трехлетняя девочка бессознательно готовится к выполнению роли матери, когда она укладывает или убаюкивает куклу. Из этого следует, что источником игры являются инстинкты, то есть биологические механизмы.
К. Шиллер и Г. Спенсер описывали игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Энергия не расходуется на труд и, следовательно, выражается в игровых действиях.
Карл Бюлер, выделяя обычную увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку. Но при этом оставалась абсолютно нераскрытой та причина, которая вызывает у детей это ощущение радости от игры.
Информация о работе Особенности игровой деятельности младших дошкольников