Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Мальчики более взрывные, чем девочки. Они больше создают шума. Дети разного пола выбирают игровые роли, отражающие их социальные стремления. В игре, в своеобразной форме, реализуется заинтересованность к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Круг интересов мальчиков сосредоточен на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свое требование на лидерство и на победу. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки чаще выбирают сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Дошкольный возраст достоверно называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы. Ответы на многие из них заключены в самой игре.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте…………..стр.5
Культурно-исторический подход к игре как к деятельности. История игры……стр.5-10
Значение игры для психического развития ребенка…………… ...стр.10-15
Проблема формирования игры как ведущего типа деятельности..стр.15-22
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности……………...стр.23
2.1 Методика исследования…………………………………………… …..стр.23
2.2 Характеристика выборки………………………………………………..стр.23
2.3 Организация и ход эмпирического исследования …………………....стр.23
2.4 Методы обработки данных………………………………………….стр.25-28
2.5 Результаты эмпирического исследования и их обсуждения……...стр.28-29
Заключение ………………………………………………………………..стр.30-31
Библиография …………………………………………………………….стр.32-33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

 

Развитие сюжетно-ролевой  игры

Компоненты игры

Дети 3-4 года

Сюжет игры

Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще  дети используют в играх сюжеты из хорошо знакомых сказок

Выполнение роли и  взаимодействие детей в игре

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей.  Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся боле длительными

Правила игры

Правила регулируют последовательность действий


 

 

 

Протокол исследования

 

Параметры  исследования

ФИО ребенка  и возраст

   

I. Сюжет игры:

1. Насколько разнообразны сюжеты  игр (указать название и количество)

   

2. Какова устойчивость сюжета  игры (т.е. насколько ребенок следует  одному сюжету).

   

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

   

4. Насколько развернут сюжет.  Представляет ли ребенок цепочку  событий или он является участником  нескольких событий, включенных  в один в сюжет.

   

5. Как проявляется умение совместно  строить и творчески развивать сюжет игры.

   

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы  взрослых и т.д.)

   

II. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

1. Обозначает ли выполняемую  роль словом и когда (до игры  или во время игры).

   

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

   

3. Каковы отличительные особенности  ролевого диалога (степень развернутости:  отдельные реплики, фразы, длительность  ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

   

4. Передает ли и каким образом  характерные особенности персонажа  (ролевая речь, мимика и пантомимика  и пр.).

   

5. Как участвует в распределении  ролей. Кто руководит распределением  ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

   

6. Что предпочитает ребенок:  играть один или входить в  игровое объединение. Дать характеристику  этого объединения: численность,  устойчивость и характер взаимоотношений.

   

7. Есть ли у ребенка любимые  роли и сколько он может  выполнять ролей в разных играх.

   

III. Игровые правила:

1. Выполняют ли правила функцию  регулятора игры. Осознается ли  правило ребенком.

   

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

   

3. Следит ли за выполнением  правил другими детьми. Как реагирует  на нарушение правил партнерами  по игре.

   

4. Как относится к замечаниям  партнера по игре по поводу  выполнения им правил.

   

IV. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный  замысел и его реализация в  игре (полностью, частично, нет соответствия).

   

2. Соотносит ли ребенок свой  замысел с достигнутым результатом.

   

3. Какими средствами достигается  реализация замысла.

   

V. Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще всего  возникают конфликты (распределение  ролей, выполнение правил, обладание  игрушкой и т.д.)

   

2. Каковы способы разрешения  конфликтов (физическое воздействие;  опосредованное воздействие с  целью привлечь внимание взрослого или вовлечь других детей в конфликт; оказание определенного психологического давления; словесное воздействие с целью предупреждения о возможности негативных последствий, объяснения своих притязаний или показа неправомерности притязаний сверстников; совместные решения).

   

VI. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к  взрослому в процессе игры  и по поводу чего. Как часто  обращается.

   

2. Предлагает ли взрослому принять  участие в игре.

   

 

 

2.5 Результаты  эмпирического исследования и их обсуждения

 Из эмпирического исследования можно сделать вывод, что в играх младших дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы было отмечено, что некоторые дети действуют самостоятельно в проигрываемых играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. Также есть  дети, которые эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. И есть дети, которые мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Она направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Игра как особый вид  деятельности заключается в воспроизведении  ребенком в специфической форме действий взрослых и взаимоотношений между ними. Ребенок осваивает разные игры – сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, строительные, игры-драматизации, которые оказывают существенное влияние на развитие всех сторон психики малыша. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию надо, а не хочу, снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы. Так, в сюжетно-ролевой игре развивается знаково-символическая функция сознания как возможность замещения одного предмета другим, использование одного предмета как знака другого.

Игра дает психологическую  устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Для ребят  дошкольного возраста игра имеет  исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игра имеет моделирующий характер, ведь дети, разыгрывая тот  или иной сюжет, воссоздают сначала  внешние предметные действия, характерные  для взрослого человека, а затем  его взаимоотношения с другими  людьми.

В структуре сюжетно-ролевой  игры выделяются такие составляющие как сюжет, содержание, роль, игровые действия и игровое употребление предметов. Центральным компонентом является роль, т.е. соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях. В игре между детьми складываются и проявляются ролевые и реальные отношения. В каждой игре есть правила. Постепенно они начинают выделяться дошкольником как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяются, осознание правила: от его слитности с ролью или отношения к нему как к простому требованию взрослого -  к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры. Таким образом, игру можно считать школой морального поведения, поскольку она требует подчинения содержащемуся в ней правилу, например надо делиться с другими, нельзя двигаться до сигнала и др.

Это позволяет сделать  вывод – игровая деятельность имеет большое значение  и  играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. Пособие - 2-е изд. – СПб.: Михайлов В.А., 2001. – 189 с., стр. 41.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М Просвещение 1968.
  3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966, № 6.
  4. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: 1979.
  5. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте – М., 2004.
  6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики / Под ред. – М., 1980.
  7. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.
  8. Истомина З.М. Развитие памяти. — М., «Просвещение», 1978.
  9. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб., 2004.
  10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А Козлова, Т. А Куликова. 3-е изд., исправ. и. доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 416 с., стр.181., стр. 274.
  11. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005., стр. 64.
  12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Дошкольное воспитание. – 1997.
  13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982, стр. 17.
  14. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990. – 146 с.
  15. Младший дошкольник в детском саду. – М.: Изд-во: Детство-Пресс, Серия: Библиотека программы "Детство". – 2005., стр. 123.
  16. Поддьякова Н.Н., Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект – М.: Просвещение, 1987.
  17. Реана А. А. Психология детства - СПб. «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
  19. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос. – 2003., стр. 115.
  20. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника – М.: Академия – 2009г., стр. 52-59
  21. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика дошкольников. – М.:  2003. – 144 с., стр. 55.
  22. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. П. – С. 483
  23. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: 1990. – 427 с., стр. 287.
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978
  25. http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=708

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Протокол исследования №1

 

Параметры  исследования

ФИО ребенка  и возраст

Ерин Нил 3,5 года

Нагаев Тимур 3,8 года

I. Сюжет игры:

1. Насколько разнообразны сюжеты  игр (указать название и количество)

1. Паровозик

2. Машинки – парная  игра

1. Машинки – парная  игра

2. Какова устойчивость сюжета  игры (т.е. насколько ребенок следует  одному сюжету).

Средняя устойчивость

Низкая устойчивость

3. Сколько событий ребенок объединяет  в один сюжет.

Два (машинки+паравозики)

Один - машинки

4. Насколько развернут сюжет.  Представляет ли ребенок цепочку  событий или он является участником  нескольких событий, включенных  в один в сюжет.

Сюжет развернут средне. Представляет цепочку событий

Сюжет развернут средне.

Является участником события, включенных в один сюжет

5. Как проявляется умение совместно  строить и творчески развивать  сюжет игры.

Совместно строит сюжет

Смотрит и слушает, как Нил стоит сюжет

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы  взрослых и т.д.)

Наблюдение и мультфильмы. Рассказы взрослых

Рассказы взрослых и  мультфильмы

II. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

1. Обозначает ли выполняемую  роль словом и когда (до игры или во время игры).

Во время игры (Я  водитель молоковоза)

До игры словом. (Можно  я буду водителем красной машинки)

2. Какие средства использует  для взаимодействия с партнером  по игре (ролевая речь, предметные  действия, мимика и пантомимика).

Предметные действия + мимика

Ролевая речь + мимика

3. Каковы отличительные особенности  ролевого диалога (степень развернутости:  отдельные реплики, фразы, длительность  ролевого диалога, направленность  к игрушке, реальному или воображаемому  партнеру).

Направленность к игрушке; отдельные фразы

Направленность к игрушке  и к реальному партнеру

4. Передает ли и каким образом  характерные особенности персонажа  (ролевая речь, мимика и пантомимика  и пр.).

Ролевая речь + мимика

Мимика

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

Распределяет роли сам. Исполняет только главные роли.

Ждет распределения  ролей. Исполняет второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок:  играть один или входить в  игровое объединение. Дать характеристику  этого объединения: численность,  устойчивость и характер взаимоотношений.

Играть один

Входить в игровое  объединение. Любое объединение лишь бы не один

7. Есть ли у ребенка любимые  роли и сколько он может  выполнять ролей в разных играх.

Любимых ролей много. В этой игре (водитель молоковоза)

Может выполнять любую  роль

III. Игровые правила:

1. Выполняют ли правила функцию  регулятора игры. Осознается ли правило ребенком.

Осознается, но быстро забывается

Правила осознает

2. Как соотносит ребенок выполнение  правила со взятой на себя  ролью.

Средне

Средне

3. Следит ли за выполнением  правил другими детьми. Как реагирует  на нарушение правил партнерами по игре.

Не следит

Следит и говорит  о нарушении

4. Как относится к замечаниям  партнера по игре по поводу  выполнения им правил.

Не обращает внимания

Обижается, плачет и говорит, что больше играть не будет

IV. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре (полностью, частично, нет соответствия).

Частично

Частично

2. Соотносит ли ребенок свой  замысел с достигнутым результатом.

Нет

Да

3. Какими средствами достигается  реализация замысла.

Поведением и мимикой

Криком и мимикой

V. Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще всего  возникают конфликты (распределение  ролей, выполнение правил, обладание  игрушкой и т.д.)

Обладание игрушкой

Выполнение правил и  обладание игрушкой

2. Каковы способы разрешения конфликтов (физическое воздействие; опосредованное воздействие с целью привлечь внимание взрослого или вовлечь других детей в конфликт; оказание определенного психологического давления; словесное воздействие с целью предупреждения о возможности негативных последствий, объяснения своих притязаний или показа неправомерности притязаний сверстников; совместные решения).

Словесное воздействие с целью предупреждения о возможности негативных последствий

Физическое воздействие; вовлечь других детей  и взрослого в конфликт

VI. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к  взрослому в процессе игры  и по поводу чего. Как часто  обращается.

Нет

Обращается не часто. «Хочу игрушку. Нил не так делает»

2. Предлагает ли взрослому принять  участие в игре.

Нет

Да

Информация о работе Особенности игровой деятельности младших дошкольников