Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Мальчики более взрывные, чем девочки. Они больше создают шума. Дети разного пола выбирают игровые роли, отражающие их социальные стремления. В игре, в своеобразной форме, реализуется заинтересованность к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Круг интересов мальчиков сосредоточен на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свое требование на лидерство и на победу. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки чаще выбирают сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Дошкольный возраст достоверно называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы. Ответы на многие из них заключены в самой игре.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте…………..стр.5
Культурно-исторический подход к игре как к деятельности. История игры……стр.5-10
Значение игры для психического развития ребенка…………… ...стр.10-15
Проблема формирования игры как ведущего типа деятельности..стр.15-22
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности……………...стр.23
2.1 Методика исследования…………………………………………… …..стр.23
2.2 Характеристика выборки………………………………………………..стр.23
2.3 Организация и ход эмпирического исследования …………………....стр.23
2.4 Методы обработки данных………………………………………….стр.25-28
2.5 Результаты эмпирического исследования и их обсуждения……...стр.28-29
Заключение ………………………………………………………………..стр.30-31
Библиография …………………………………………………………….стр.32-33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

 

Мирная игра – 10 минут

Конфликт – через 10 минут игры от начала. Слезы и  крики, а потом продолжение игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол исследования №2

 

Параметры  исследования

ФИО ребенка  и возраст

Кубарева Ксения  3 года

Каримов Костя  3,2 года

I. Сюжет игры:

1. Насколько разнообразны сюжеты  игр (указать название и количество)

Дочки – матери

2. Какова устойчивость сюжета  игры (т.е. насколько ребенок следует  одному сюжету).

Устойчивое

Устойчивое

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

Два. Основной и дополнительный – отношения родителей

Один

4. Насколько развернут сюжет.  Представляет ли ребенок цепочку  событий или он является участником  нескольких событий, включенных  в один в сюжет.

Достаточно развернут  сюжет. Является участником нескольких событий

Достаточно развернут  сюжет. Является участником нескольких событий

5. Как проявляется умение совместно  строить и творчески развивать  сюжет игры.

Средне

Плохо

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)

Наблюдение + мультфильмы

мультфильмы

II. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

1. Обозначает ли выполняемую  роль словом и когда (до игры  или во время игры).

Во время игры

Во время игры

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

Ролевая речь и предметные действия

Мимика и предметные действия

3. Каковы отличительные особенности  ролевого диалога (степень развернутости:  отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

Направленность к игрушкам, реальному партнеру

Направленность к игрушкам; фразы и реплики

4. Передает ли и каким образом  характерные особенности персонажа (ролевая речь, мимика и пантомимика и пр.).

Ролевая речь и поведение

Мимика и поведение

5. Как участвует в распределении  ролей. Кто руководит распределением  ролей. Какие роли чаще исполняет:  главные или второстепенные. Как  относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

Руководит распределением ролей; Роли главные

Второстепенные роли

6. Что предпочитает ребенок:  играть один или входить в  игровое объединение. Дать характеристику  этого объединения: численность,  устойчивость и характер взаимоотношений.

Входить в объединения. Двое или трое. Взаимоотношения знакомые, устойчивые

Входить в объединения. Двое или трое. Взаимоотношения знакомые, устойчивые

7. Есть ли у ребенка любимые  роли и сколько он может  выполнять ролей в разных играх.

Есть. Роль мамы

Выполняет почти все  роли в игре.

III. Игровые правила:

1. Выполняют ли правила функцию  регулятора игры. Осознается ли  правило ребенком.

Правило осознается. Старается  выполнять

Правило осознается. Старается  выполнять

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

Строго

Средне

3. Следит ли за выполнением  правил другими детьми. Как реагирует  на нарушение правил партнерами  по игре.

Следит, объясняет.

Не следит.

4. Как относится к замечаниям  партнера по игре по поводу  выполнения им правил.

«Я делаю все правильно. Так мама делает»

Расстраивается, но делает, как скажут.

IV. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный  замысел и его реализация в  игре (полностью, частично, нет соответствия).

Почти полностью

Частично

2. Соотносит ли ребенок свой  замысел с достигнутым результатом.

Пытается

Нет

3. Какими средствами достигается  реализация замысла.

Ролевой речью и поведением

Поведением и мимикой

V. Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще всего  возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

Выполнение правил

Выполнение правил

2. Каковы способы разрешения  конфликтов (физическое воздействие;  опосредованное воздействие с  целью привлечь внимание взрослого  или вовлечь других детей в конфликт; оказание определенного психологического давления; словесное воздействие с целью предупреждения о возможности негативных последствий, объяснения своих притязаний или показа неправомерности притязаний сверстников; совместные решения).

Физическое воздействие; объяснение своих притязаний

Опосредованное воздействие  с целью привлечь внимание взрослого  или вовлечь других детей в  конфликт

VI. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к  взрослому в процессе игры  и по поводу чего. Как часто обращается.

Не обращается

Не обращается

2. Предлагает ли взрослому принять  участие в игре.

Да

Да


 

Мирная игра – 15 минут

Конфликт – через 15 минут игры от начала. Крики, а потом  продолжение игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол исследования №3

 

Параметры  исследования

ФИО ребенка  и возраст

Колобанова Нина  3,5 года

Кидямкина Варвара  3,7 года

I. Сюжет игры:

1. Насколько разнообразны сюжеты  игр (указать название и количество)

Буратино

2. Какова устойчивость сюжета  игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).

Устойчивое

Устойчивое

3. Сколько событий ребенок объединяет  в один сюжет.

Один

Один

4. Насколько развернут сюжет.  Представляет ли ребенок цепочку  событий или он является участником  нескольких событий, включенных в один в сюжет.

Развернутый сюжет. Представляет цепочку событий

Развернутый сюжет. Является участником нескольких событий, включенных в один в сюжет

5. Как проявляется умение совместно  строить и творчески развивать  сюжет игры.

Средне

Хорошо

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)

Наблюдения и рассказы взрослых

Наблюдения, рассказы взрослых и мультфильмы

II. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

1. Обозначает ли выполняемую  роль словом и когда (до игры или во время игры).

Не обозначает

Обозначает и до игры и во время игры

2. Какие средства использует  для взаимодействия с партнером  по игре (ролевая речь, предметные  действия, мимика и пантомимика).

Мимика

Ролевая речь, предметные действия, мимика

3. Каковы отличительные особенности  ролевого диалога (степень развернутости:  отдельные реплики, фразы, длительность  ролевого диалога, направленность  к игрушке, реальному или воображаемому  партнеру).

Отдельные реплики; направленность к игрушке

Направленность к игрушке; реальному партнеру; фразы

4. Передает ли и каким образом  характерные особенности персонажа  (ролевая речь, мимика и пантомимика  и пр.).

Ролевая речь и мимика

Ролевая речь, мимика и пантомимика

5. Как участвует в распределении  ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

Исполняет и главные  и второстепенные роли

Руководит распределением ролей. Исполняет главные роли

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

Входить в игровое  объединение (вдвоем)

Играть один

7. Есть ли у ребенка любимые  роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Есть и выполняет  только любимые роли

Есть (Буратино). Много

III. Игровые правила:

1. Выполняют ли правила функцию  регулятора игры. Осознается ли  правило ребенком.

Не до конца 

Да

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

Средне

Средне

3. Следит ли за выполнением  правил другими детьми. Как реагирует  на нарушение правил партнерами  по игре.

Не следит

Следит и поправляет Нину, если та делает что-то не так

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

Молча и спокойно

Не воспринимает замечания  партнера, только взрослого

IV. Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный  замысел и его реализация в  игре (полностью, частично, нет соответствия).

Частично

Почти полностью

2. Соотносит ли ребенок свой  замысел с достигнутым результатом.

Нет

Да

3. Какими средствами достигается  реализация замысла.

Мимикой

Мимика и ролевой речью

V. Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще всего  возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

Обладание игрушкой

Выполнение правил

2. Каковы способы разрешения  конфликтов (физическое воздействие;  опосредованное воздействие с  целью привлечь внимание взрослого  или вовлечь других детей в конфликт; оказание определенного психологического давления; словесное воздействие с целью предупреждения о возможности негативных последствий, объяснения своих притязаний или показа неправомерности притязаний сверстников; совместные решения).

Опосредованное воздействие  с целью привлечь внимание взрослого  или вовлечь других детей в  конфликт;

Физическое воздействие; оказание определенного психологического давления; словесное воздействие  с целью предупреждения о возможности  негативных последствий, объяснения своих притязаний или показа неправомерности притязаний сверстников;

VI. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к  взрослому в процессе игры  и по поводу чего. Как часто  обращается.

Да, но не часто. С просьбой забрать игрушку у Вари

Нет

2. Предлагает ли взрослому принять  участие в игре.

Да

Да


 

Мирная игра – 20 минут

Конфликт – через 20 минут игры от начала. Слезы, а потом продолжение игры.

 

1 http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=708

2 Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

3 Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. П. – С. 483

4 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978

5 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6.

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

7 Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.

8 Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990. – 146 с.

9 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982, стр. 17.

10  Истомина З.М. Развитие памяти. — М., «Просвещение», 1978.

11 Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990.

12 Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника – М.: Академия – 2009г., стр. 52-59




Информация о работе Особенности игровой деятельности младших дошкольников