Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:33, курсовая работа
Мальчики более взрывные, чем девочки. Они больше создают шума. Дети разного пола выбирают игровые роли, отражающие их социальные стремления. В игре, в своеобразной форме, реализуется заинтересованность к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Круг интересов мальчиков сосредоточен на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свое требование на лидерство и на победу. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки чаще выбирают сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Дошкольный возраст достоверно называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы. Ответы на многие из них заключены в самой игре.
Введение ………………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте…………..стр.5
Культурно-исторический подход к игре как к деятельности. История игры……стр.5-10
Значение игры для психического развития ребенка…………… ...стр.10-15
Проблема формирования игры как ведущего типа деятельности..стр.15-22
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности……………...стр.23
2.1 Методика исследования…………………………………………… …..стр.23
2.2 Характеристика выборки………………………………………………..стр.23
2.3 Организация и ход эмпирического исследования …………………....стр.23
2.4 Методы обработки данных………………………………………….стр.25-28
2.5 Результаты эмпирического исследования и их обсуждения……...стр.28-29
Заключение ………………………………………………………………..стр.30-31
Библиография …………………………………………………………….стр.32-33
Мирная игра – 10 минут
Конфликт – через 10 минут игры от начала. Слезы и крики, а потом продолжение игры.
Протокол исследования №2
Параметры исследования |
ФИО ребенка и возраст | |
Кубарева Ксения 3 года |
Каримов Костя 3,2 года | |
I. Сюжет игры: | ||
1. Насколько разнообразны сюжеты
игр (указать название и |
Дочки – матери | |
2. Какова устойчивость сюжета
игры (т.е. насколько ребенок |
Устойчивое |
Устойчивое |
3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет. |
Два. Основной и дополнительный – отношения родителей |
Один |
4. Насколько развернут сюжет.
Представляет ли ребенок |
Достаточно развернут сюжет. Является участником нескольких событий |
Достаточно развернут сюжет. Является участником нескольких событий |
5. Как проявляется умение |
Средне |
Плохо |
6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.) |
Наблюдение + мультфильмы |
мультфильмы |
II. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: | ||
1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры). |
Во время игры |
Во время игры |
2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика). |
Ролевая речь и предметные действия |
Мимика и предметные действия |
3. Каковы отличительные |
Направленность к игрушкам, реальному партнеру |
Направленность к игрушкам; фразы и реплики |
4. Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа (ролевая речь, мимика и пантомимика и пр.). |
Ролевая речь и поведение |
Мимика и поведение |
5. Как участвует в распределении
ролей. Кто руководит |
Руководит распределением ролей; Роли главные |
Второстепенные роли |
6. Что предпочитает ребенок:
играть один или входить в
игровое объединение. Дать |
Входить в объединения. Двое или трое. Взаимоотношения знакомые, устойчивые |
Входить в объединения. Двое или трое. Взаимоотношения знакомые, устойчивые |
7. Есть ли у ребенка любимые
роли и сколько он может
выполнять ролей в разных |
Есть. Роль мамы |
Выполняет почти все роли в игре. |
III. Игровые правила: | ||
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком. |
Правило осознается. Старается выполнять |
Правило осознается. Старается выполнять |
2. Как соотносит ребенок выполнен |
Строго |
Средне |
3. Следит ли за выполнением
правил другими детьми. Как реагирует
на нарушение правил |
Следит, объясняет. |
Не следит. |
4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил. |
«Я делаю все правильно. Так мама делает» |
Расстраивается, но делает, как скажут. |
IV. Достижение результата игры. | ||
1. Как соотносится |
Почти полностью |
Частично |
2. Соотносит ли ребенок свой
замысел с достигнутым |
Пытается |
Нет |
3. Какими средствами достигается реализация замысла. |
Ролевой речью и поведением |
Поведением и мимикой |
V. Особенности конфликтов в игре. | ||
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.) |
Выполнение правил |
Выполнение правил |
2. Каковы способы разрешения
конфликтов (физическое воздействие;
опосредованное воздействие с
целью привлечь внимание |
Физическое воздействие; объяснение своих притязаний |
Опосредованное воздействие с целью привлечь внимание взрослого или вовлечь других детей в конфликт |
VI. Роль взрослого в руководстве игрой. | ||
1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается. |
Не обращается |
Не обращается |
2. Предлагает ли взрослому |
Да |
Да |
Мирная игра – 15 минут
Конфликт – через 15 минут игры от начала. Крики, а потом продолжение игры.
Протокол исследования №3
Параметры исследования |
ФИО ребенка и возраст | |
Колобанова Нина 3,5 года |
Кидямкина Варвара 3,7 года | |
I. Сюжет игры: | ||
1. Насколько разнообразны сюжеты
игр (указать название и |
Буратино | |
2. Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету). |
Устойчивое |
Устойчивое |
3. Сколько событий ребенок |
Один |
Один |
4. Насколько развернут сюжет.
Представляет ли ребенок |
Развернутый сюжет. Представляет цепочку событий |
Развернутый сюжет. Является участником нескольких событий, включенных в один в сюжет |
5. Как проявляется умение |
Средне |
Хорошо |
6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.) |
Наблюдения и рассказы взрослых |
Наблюдения, рассказы взрослых и мультфильмы |
II. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: | ||
1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры). |
Не обозначает |
Обозначает и до игры и во время игры |
2. Какие средства использует
для взаимодействия с |
Мимика |
Ролевая речь, предметные действия, мимика |
3. Каковы отличительные |
Отдельные реплики; направленность к игрушке |
Направленность к игрушке; реальному партнеру; фразы |
4. Передает ли и каким образом
характерные особенности |
Ролевая речь и мимика |
Ролевая речь, мимика и пантомимика |
5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли. |
Исполняет и главные и второстепенные роли |
Руководит распределением ролей. Исполняет главные роли |
6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений. |
Входить в игровое объединение (вдвоем) |
Играть один |
7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх. |
Есть и выполняет только любимые роли |
Есть (Буратино). Много |
III. Игровые правила: | ||
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком. |
Не до конца |
Да |
2. Как соотносит ребенок выполнен |
Средне |
Средне |
3. Следит ли за выполнением
правил другими детьми. Как реагирует
на нарушение правил |
Не следит |
Следит и поправляет Нину, если та делает что-то не так |
4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил. |
Молча и спокойно |
Не воспринимает замечания партнера, только взрослого |
IV. Достижение результата игры. | ||
1. Как соотносится |
Частично |
Почти полностью |
2. Соотносит ли ребенок свой
замысел с достигнутым |
Нет |
Да |
3. Какими средствами достигается реализация замысла. |
Мимикой |
Мимика и ролевой речью |
V. Особенности конфликтов в игре. | ||
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.) |
Обладание игрушкой |
Выполнение правил |
2. Каковы способы разрешения
конфликтов (физическое воздействие;
опосредованное воздействие с
целью привлечь внимание |
Опосредованное воздействие с целью привлечь внимание взрослого или вовлечь других детей в конфликт; |
Физическое воздействие; оказание определенного психологического давления; словесное воздействие с целью предупреждения о возможности негативных последствий, объяснения своих притязаний или показа неправомерности притязаний сверстников; |
VI. Роль взрослого в руководстве игрой. | ||
1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается. |
Да, но не часто. С просьбой забрать игрушку у Вари |
Нет |
2. Предлагает ли взрослому |
Да |
Да |
Мирная игра – 20 минут
Конфликт – через 20 минут игры от начала. Слезы, а потом продолжение игры.
1 http://www.psychologist.ru/
2 Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
3 Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. П. – С. 483
4 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978
5 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6.
6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
7 Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.
8 Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990. – 146 с.
9 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982, стр. 17.
10 Истомина З.М. Развитие памяти. — М., «Просвещение», 1978.
11 Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990.
12 Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника – М.: Академия – 2009г., стр. 52-59
Информация о работе Особенности игровой деятельности младших дошкольников