Особенности игровой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Мальчики более взрывные, чем девочки. Они больше создают шума. Дети разного пола выбирают игровые роли, отражающие их социальные стремления. В игре, в своеобразной форме, реализуется заинтересованность к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Круг интересов мальчиков сосредоточен на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свое требование на лидерство и на победу. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки чаще выбирают сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Дошкольный возраст достоверно называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы. Ответы на многие из них заключены в самой игре.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………стр.3-4
Глава 1. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте…………..стр.5
Культурно-исторический подход к игре как к деятельности. История игры……стр.5-10
Значение игры для психического развития ребенка…………… ...стр.10-15
Проблема формирования игры как ведущего типа деятельности..стр.15-22
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности……………...стр.23
2.1 Методика исследования…………………………………………… …..стр.23
2.2 Характеристика выборки………………………………………………..стр.23
2.3 Организация и ход эмпирического исследования …………………....стр.23
2.4 Методы обработки данных………………………………………….стр.25-28
2.5 Результаты эмпирического исследования и их обсуждения……...стр.28-29
Заключение ………………………………………………………………..стр.30-31
Библиография …………………………………………………………….стр.32-33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Зигмунд Фрейд считал, что ребенка побуждает к игре чувство собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности сейчас быть доктором, шофером или капитаном, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой фантастической, выдуманной жизни дошкольник изживает присущие ему влечение и желания.

Следовательно, в противоположность зарубежным исследователям, которые утверждали, что характер детской игры – биологический, инстинктивный,  отечественная педагогика и психология  определяют  игру как деятельность социального направления с качественным, принципиальным различием от игр животных по характеру и происхождению.

Разумеется, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важную роль в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольном периоде, ибо как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него.

 

1.2 Значение  игры для психического развития  ребенка

По мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»6. Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Целостность и взаимодействие проявляются по-разному в различных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

Важное место в системе нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников занимает игра. В игре формируются и развиваются такие физические качества, как ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость. Например: игры «Кто быстрее», «Карусель», «Салки», «Прятки» и другие.

В воспитании моральных качеств важно не только то, как ведет себя ребенок в игре, но и какие чувства испытывает при этом. Очень важно чтобы родитель или педагог смог увидеть, понять ребенка и своевременно повлиять на него и его поведение.

В обучении и воспитании детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Эти игры порождают интерес к решению умственных задач. Способствуют развитию произвольного внимания, что является важным фактором успешного обучения. Помимо этого, игры с правилами помогают воспитать в ребенке такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Например, сюжетно-ролевая игра «Школа», подвижная игра «Кот и мыши», дидактическая игра «Кто первый». Дошкольников привлекают только лишь такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Решение поставленной задачи – главное в играх с правилами. В результате игры с правилами направлены тоже на решение основных воспитательных задач.

Также игра создает благоприятные условия для развития движений ребенка. Когда ребенок берет на себя определенную роль (собачки, мышки, котика или др.), он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа. А. В. Запорожец подчеркивает «Игра — представляет собой первую доступную для ребенка форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям детей»7. Дошкольнику нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса; удовлетворяющая его интересы и социальные потребности. Таким же образом игры необходимы для здоровья ребенка. Они делают его жизнь содержательной, полной и создают уверенность в своих силах. Известный советский педагог и врач Ефим Аронович Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение. Она тесно связана с обучением на занятиях и с наблюдениями повседневной жизни.

В творческих играх происходит главный и сложный процесс освоения знаний, который воодушевляет умственные способности ребенка. Его воображение, внимание и память. Изображая те или иные события, разыгрывая роли, ребенок размышляет над ними. Устанавливает связь между различными явлениями. Дети учатся самостоятельно разрешать игровые задачи, пользоваться своими знаниями, выражать их словом, находить лучший способ осуществления задуманного. Исследователи - психологи приходят к выводу, что основная причина появления игровой роли — стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых8. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям; с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Часто игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний и для расширения их кругозора. Когда появляется интерес к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии. Появляется стремление подражать любимым героям. Это все делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном возрасте.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Чем игра интереснее, тем более трудную задачу может решить ребенок, чем на занятиях. Но это вовсе не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра является одним из методов. Она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дошкольники учатся применять свои познания и умения на практике, использовать их в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для фантазирования и экспериментирования. В играх с правилами надлежит привлечение знаний, а также самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра является самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют: общая цель, совместные усилия к ее достижению и общие переживания. В сознании ребенка игровые переживания оставляют глубокий след. Они способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами9.

Дети играют потому, как получают удовольствие от игры. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели и дисциплинирует их.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых. Дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к людям, к труду. Зачастую игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Играя в рабочих, строителей, дети самым увлекательным образом привыкают выполнять работу.

Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников. В этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный выбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Первой школой воли ребенка также является игра. Только в игре первоначально проявляется способность ребенка добровольно, то есть по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Сама роль уже несет в себе определенные правила; задачу, которую и выполняет ребенок. Для психического развития особую ценность имеют подвижные игры с двойным правилом. Например: «казаки-разбойники», «палочка-выручалочка» и др.

 

Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. В этом и заключается ценность игровой деятельности. Особенно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Она позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития самостоятельно создавать те или иные формы общения. В игре, как в ведущем виде деятельности, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения значительно повышается в условиях игровой деятельности. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях10.

Особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления складываются в игровой деятельности. В процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Исследования, специально проводимые, в НИИ детского воспитания АПН РФ показывают, что развитие элементарных форм речевого отвлеченного мышления происходит за счет усвоения детьми более сложных способов игровых действий, смысла их. У ребенка в процессе игровой деятельности формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости, что является очень важным.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В игровой деятельности отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях; закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Из этого всего можно сделать  вывод, что в дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

 

1.3 Проблема формирования  игры как ведущего типа деятельности

Ведущая деятельность –  такая форма поведения ребенка, в связи, с развитием которой развивается психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности возникают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению.

Ведущая деятельность формирует  и перестраивает отдельные психические  процессы. Только в игре возникает  способность к активному воображению, формируется произвольное запоминание  и многие другие психические качества.

Ведущая деятельность также  определяет важнейшие перестройки  и формирование новых качеств  личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает.

Одним из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения является игра. В игре ребенок развивается как личность.  У него формируются те стороны психики, от которых позднее будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, а также его отношения с людьми.

В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Главным достижением, является приобретение чувства коллективизма. Это приобретение не только характеризует нравственный  облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу. В коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов; развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Научно подтверждено, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детей нужно приобщать к игре. От того, какое содержание будет вкладываться взрослыми в предлагаемые детям игры, будет зависеть успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Необходимо отметить, что плодотворное изучение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. В действительности, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые лучшие методические приемы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

В игре успешно реализуются задачи всестороннего воспитания, только при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это предопределено тем, что в развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка. Прежде всего, в его интеллектуальной сфере. Это является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Умственное  воспитание детей в игре

У детей через игру происходит формирование: восприятия, мышления, памяти, речи. Тех фундаментальных психических процессов, без должного развития которых, невозможно говорить о воспитании гармоничной личности. Степень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности - интеллектуальный уровень его осуществления.

Педагог обязан помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Главная задача имеет много промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи отличаются от учебных задач. А содержание игровых задач продиктовано самой жизнью,  окружением ребенка, его опытом и знаниями.

Дошкольник приобретает опыт в собственной деятельности; многое узнает от воспитателей и родителей. Впечатления и множественные знания обогащают его духовный мир. Все это находит отражение в игре.

Решение игровых задач через предметные действия приобретают форму применения все более обобщенных игровых способов познания окружающего мира. Например: ребенок  поит куклу из чашечки, потом меняет ее на кубик и после просто подносит руку ко рту куклы. Из этого можно сделать вывод, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Информация о работе Особенности игровой деятельности младших дошкольников