Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями.
Задачи данной работы:
1) изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;
2) охарактеризовать понятие и сущность материнства;
3) описать эмоциональные состояния по методике Айзенка;
4) раскрыть психологическую сущность детей с ограниченными возможностями;
5) описать эмоциональную сферу матерей детей с ограниченными возможностями;
6) провести исследование по методике «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенка);
7) разработать рекомендации для работы с матерями детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза данной работы: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Данные матери более тревожны, фрустрированы, возможно, агрессивны и даже ригидны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………5
1.1 Психологическая сущность материнства………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.………………..………………………12
1.3 Психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями……………….…………………………………………………….17
1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями…………….................................................................................22

2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………27
2.1 Организация исследования…………………………………………………….27
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по работе с матерями детей
с ограниченными возможностями………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….....33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 3 курс.docx

— 277.29 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени А. С. Пушкина»

 

 

кафедра психологии развития

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Особенности  эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

3 курса группы «Б»

спец-ти: «Социальная работа

(СМПД)»

Власюк Юлия Владимировна

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Корогода Людмила Антоновна

 

 

 

 

Брест 2011 г. 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

 

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ   ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………5

1.1 Психологическая сущность  материнства………………………………………5

1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.………………..………………………12

1.3 Психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями……………….…………………………………………………….17

1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями…………….................................................................................22

 

2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………27

2.1 Организация исследования…………………………………………………….27

2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….27

2.3 Рекомендации по работе  с матерями детей 

с ограниченными возможностями………………………………………………...29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….....33

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в  мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными  возможностями неуклонно растёт.

На родителей таких  детей ложатся большие нагрузки в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственность  за его жизнь. Родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Заболевание человека —  всегда стресс для него, его близких. При наличии у ребенка врожденного  заболевания или тяжелого недуга хронического характера семья нередко  попадает в длительную психотравмирующую  ситуацию и очень нуждается в  помощи. В связи с этим психологу, психотерапевту, психиатру и врачам иных специальностей важно иметь представление о том, как реагирует сам больной и окружающие его близкие люди на заболевание, как меняются их отношения. Между тем исследований, посвященных этим важным проблемам, не так много. Часто они являются сопутствующими, второстепенными в работах, имеющих иные задачи.

Объект исследования: эмоциональная сфера.

Предмет исследования: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями .

Цель работы: выявить особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями.

Задачи данной работы:

  1. изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;
  2. охарактеризовать понятие и сущность материнства;
  3. описать эмоциональные состояния по методике Айзенка;
  4. раскрыть психологическую сущность детей с ограниченными возможностями;
  5. описать эмоциональную сферу матерей детей с ограниченными возможностями;
  6. провести исследование по методике «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенка);
  7. разработать рекомендации для работы с матерями детей с ограниченными возможностями.

Гипотеза данной работы: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Данные матери более тревожны, фрустрированы, возможно, агрессивны и даже ригидны.

Теоретические методы исследования: критический анализ литературных источников;

Экспериментальные методы: тестирование, наблюдение, интервьюирование, опытно-экспериментальная работа;

Методы обработки данных: методы математической и статистической обработки полученных данных.

 

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 

 

1.1 Психологическая  сущность материнства

 

Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных проблем, стоящих перед отечественной  наукой. Ее актуальность продиктована противоречием между остротой демографических  проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей  при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения  с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической  помощи семье и в первую очередь  женщине.

Важность материнского поведения  для развития ребенка, его сложная  структура и путь развития, множественность  культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных  исследований в этой области позволяют  говорить о материнстве как самостоятельной  реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Современная психология считает, что первый и главный человек, стоящий у истоков развития личности ребенка - это мать. Поэтому любая  психологическая помощь, которая  оказывается ребенку, имеющему проблемы в психическом развитии, обязательно  включает работу не только с ребенком, но и с матерью. В культурных традициях  роль матери также всегда признавалась основополагающей, однако, в отличие  от науки и психологической практики, культура занималась не исправлением того, что уже не очень хорошо получилось, а направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для “правильного”  воспитания ребенка. Все действия матери и ее переживания строго регламентировались еще с беременности, и тем более  после рождения ребенка.

Одной из сложных и очень  важных функций является  материнство, и в более широком аспекте - родительство. Каждая культура имеет свой образ, или модель личности: какие качества должны быть у человека, как они выражены, какие особенности темперамента, какие ценности, стили отношений и т.п. Чем традиционнее культура, тем конкретнее и уже эта модель, тем жестче рамки и строже оценка и меры воздействия. “Нарушитель” модели - угроза стабильности и устойчивости общества. Поэтому “производство” человека, как члена своей культуры (то есть, соответствующего культурной модели личности), не могло быть пущено на самотек. Однако, как свидетельствуют и научные, и культурные представления, основы личности закладываются в том возрасте, когда еще, с одной стороны, не ясно, что получится во взрослом состоянии, а с другой стороны, еще невозможно ввести эффективные “санкции”. Этот возраст в психологии называется ранний возраст (с 1 года до трех лет).

После младенчества начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения.

Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок  психологически входит в мир постоянных вещей умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми  ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры [22, c. 117].

Главной задачей общества становилось “производство” родителей. Но это именно та область жизни, которая вплетена в уклад семейных отношений. Родителями дети становятся в своей семье, никакие другие общественные институты в этой задаче не участвуют. В культуре достаточно устойчивым является представление о том, что роль матери и ее функции в воспитании ребенка являются ведущими и незаменимыми. В древней Спарте говорили: “Женщина-рабыня вырастит раба. Свободного человека вырастит только свободная женщина” [32, с. 27]. Не менее выразительна древнеиндийская мудрость: “Один отец стоит ста учителей. Но одна мать стоит сто отцов”. Именно с молоком матери (и даже раньше, еще до рождения) ребенок впитывает присущее его культуре отношение к жизни, ценности, любовь и ненависть. Маленький ребенок во всех культурах принадлежал женскому сообществу, кормление молоком продолжалось до 2-3 лет, и это обеспечивало его тесную связь с матерью. В тех культурах, где мужчины принимали участие в воспитании детей, в младенчестве и раннем возрасте их функции практически дублировали материнские (общение, ласки, игры, забавы, участие в освоении ребенком мира). Изменения в современном обществе повлекли за собой возникновение новой модели личности и одновременно - разрушение прежних способов “производства” родителей и отсутствие новых. В результате “производство” личности теряет все опоры: новая модель не обеспечена "технологиями ее изготовления", а наработка новых технологий также затруднена, потому что “заводы по изготовлению средств производства” (многопоколенная семья), которые можно было бы модернизировать, уже не существуют. В буквальном смысле старый мир разрушен, а на его обломках пока никто ничего не строит. И все же, жизнь наших детей, как и в прежние времена, начинается в чреве матери, продолжается во взаимодействии с матерью и все это, по-прежнему, происходит в семье. Правда, сама семья изменилась, но все же это семья. И по-прежнему, для возникновения нового человека необходима встреча представителей двух полов, и функции каждого из них и в физическом, и в психическом “производстве” человека остаются необходимыми и разными. И в отношении формирования личности ребенка в раннем возрасте главной фигурой по прежнему является мать, которая уже к рождению ребенка должна быть готова к его воспитанию.

В развитии ребенка можно  выделить две взаимосвязанные стороны:

  1. физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви (Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М. А. Лисина с сотрудниками и др.), обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т. п. в раннем онтогенезе – т. е. развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощь органов чувств и действовать в этом мире – также происходит одинаково – ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е. А. Сергиенко). Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.
  2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине ХХ века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, социологизаторского, бихевиористического подходов. В современной психологии влияния культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанными с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями