Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями.
Задачи данной работы:
1) изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;
2) охарактеризовать понятие и сущность материнства;
3) описать эмоциональные состояния по методике Айзенка;
4) раскрыть психологическую сущность детей с ограниченными возможностями;
5) описать эмоциональную сферу матерей детей с ограниченными возможностями;
6) провести исследование по методике «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенка);
7) разработать рекомендации для работы с матерями детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза данной работы: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Данные матери более тревожны, фрустрированы, возможно, агрессивны и даже ригидны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………5
1.1 Психологическая сущность материнства………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.………………..………………………12
1.3 Психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями……………….…………………………………………………….17
1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями…………….................................................................................22

2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………27
2.1 Организация исследования…………………………………………………….27
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по работе с матерями детей
с ограниченными возможностями………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….....33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 3 курс.docx

— 277.29 Кб (Скачать файл)

Для создания благоприятных условий  воспитания ребенка с ограниченными  возможностями в семье родителям, прежде всего, необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формированию навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируются наблюдательность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специально организованных занятиях и в самостоятельной деятельности в быту.

Огромное значение имеет формирование у детей-инвалидов адекватной самооценки, правильного отношения к своему дефекту и развитие необходимых  им в жизни волевых качеств.

Следует еще раз обратить внимание родителей на необходимость активного  включения ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени  выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать  посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в  умении предложить ребенку доступные  и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

Таким образом, семья, в которой  есть ребенок с ограниченными возможностями, — это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье [29, с. 4-8].

 

1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями

 

Под категорию инвалидов  детства подпадают малыши с очень  широким спектром врожденных и приобретенных  в период раннего развития заболеваний  и отклонений. Это могут быть дефекты  и недостатки физического развития; наследственные болезни, передающиеся на генетическом уровне; последствия  всякого рода травм; специфические  аномалии, не слишком заметные со стороны… Иногда болезнь ребенка имеет  преимущественно физические или  физиологические проявления, но при  этом практически не затрагивает  умственное и психическое развитие. Бывает и, наоборот — у ребенка  наблюдается задержка психического развития на фоне относительного физического  здоровья. Но какова бы ни была этиология  болезни, душевные переживания родителей  детей-инвалидов практически одинаковы.

Основной груз по уходу  за ребенком-инвалидом чаще всего  ложится на его мать. Именно от ее линии поведения, мужества, выдержки, уравновешенности зависит и судьба малыша, и общая атмосфера в  семье. Видя свою маму бодрой и веселой, многие малыши способны научиться радоваться жизни даже в том непростом  положении, в котором им суждено  пребывать всю жизнь.

Осознание горького факта, что  твой ребенок тяжело болен и что  это может быть навсегда, невероятно болезненно и мучительно. Поэтому  нередки и деструктивные настроения, и не совсем здоровые эмоции, которые  способны привести к деформации личности матери, а в итоге — к дестабилизации обстановки в семье вплоть до ее разрушения.

При этом возможна (особенно поначалу) настоящая буря чувств, где  наличествуют самые разнообразные  настроения и эмоции, которые одинаково  вредны и матери ребенка, и больному малышу, и окружающим.

Вот несколько самых распространенных нездоровых психологических установок.

Неприятие ситуации: «Почему это случилось именно со мной? За что? Я не хочу! Я не могу!» — внутренний бунт, вследствие которого женщина впадает в болезненный эгоизм, где нет места любви и жалости к больному малышу. Такое отношение может оттолкнуть родных, а также повлечь за собой непродуманные шаги, о которых потом придется жалеть всю жизнь.

Поиск виноватых: «Это все наследственность мужа, у них кровь «гнилая», прадед был алкоголиком и пр.» — попытка снять с себя ответственность за жизнь больного ребенка. Такая позиция приводит к конфронтации между членами семьи, что еще больше усложняет ситуацию и фактически исключает взаимодействие и сотрудничество.

Перенос вины на ребенка: «Если бы он старался, был бы здоровее»; «На него столько денег тратишь, а он все делает назло». Приводит к конфронтации с ребенком и его изоляции в семье, вследствие чего ухудшается физическое и психическое состояние малыша.

Ложный стыд: «Это так стыдно, что у меня «ненормальный» ребенок. Нельзя «нагружать» им окружающих». Отчасти он вызван отсутствием в нашей стране традиций полноценной интеграции инвалидов в социум, что особенно опасно для больного, так как он рискует остаться оторванным от сверстников и общества.

Комплекс вины: «Это я виновата в том, что ребенок родился на свет, чтобы мучиться и страдать. Мой долг — искупить вину». Может проявиться в гиперопеке малыша, чрезмерном потакании капризам больного ребенка. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическим монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.

Самоуничижительные  настроения: «Мне всегда не везет. У такой никчемной личности, как я, и не мог родиться нормальный ребенок. У меня все не как у людей» — проявление застаревших комплексов. Такая установка несовместима с конструктивным поведением и не ведет к улучшению ситуации.

Синдром жертвы: «Моя жизнь закончена, радости не для меня. До конца моих дней мне придется нести этот крест» — общая склонность к тому, чтобы «пострадать», демонстративность поведения; неумение разглядеть в ребенке существо, способное приносить радость, достойное привязанности и любви.

Мания «отличия»: «Мы не такие, как все, у нас особая жизнь, особые обстоятельства» — эгоцентризм, компенсаторная реакция от подсознательного «мы хуже других» к противоположному «мы — особенные, т.е. лучше других». Такие настроения могут привести к изоляции от общества, исключают помощь и поддержку со стороны других людей.

Потребительские настроения: «У нас беда. Нам все должны (сочувствовать, помогать, выделять пособия, во всем идти навстречу)» могут повлечь за собой привычку постоянно драматизировать положение, доказывая себе, окружающим и ребенку, что его состояние только ухудшается и пр. Исключают конструктивное поведение матери и полноценную социализацию больного ребенка. Подсознательно мать может иметь установку: «Чем хуже, тем лучше».

«Убийственная»  жалость: «Ай, бедненький, несчастненький беспомощный малыш, без меня он погибнет». Вызвана желанием самоутвердиться за счет больного ребенка, возвести уход за ним в единственную жизненную цель. Собственная значимость измеряется степенью нужности инвалиду. Как и в предыдущем случае, мать подсознательно не заинтересована в улучшении состояния ребенка, в его социализации, привитии ему навыков самообслуживания и самостоятельности.

Иногда достаточно поймать  себя на ложных установках, чтобы задействовать  самоконтроль и искоренить их из своей  души. Бывает и так, что нужно часами обсуждать проблему с кем-то из близких, а порой никак не обойтись без  помощи психолога и невропатолога. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а  также специальных знаний и умений.

Таким образом, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. К сожалению, далеко не все мамы аномальных детей способны самостоятельно преодолеть этот тяжелый кризис и обрести смысл жизни. Казалось бы, друзья и родственники должны помочь родителям, однако, узнав о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают кризис. Каждому приходится задуматься об отношении к ребенку, к его родителям. Не зная, как помочь, и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение семьи аномального ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.

В первую очередь это относится  к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом и неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, особенно на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все». Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат [19].

 

 

 

2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

2.1 Организация  исследования

 

Объектом нашего исследования стали женщины в возрасте от 21 до 35 лет, проживающие в городе Бресте и Брестской области. Женщины подбирались методом свободной выборки. В нашем исследовании приняли участие тридцать женщин. Из них 15 - матери здоровых детей и 15 – матери, у которых есть дети с ограниченными возможностями. Испытание проходило    3- 5 января 2011 года  в микрорайоне «Ковалево» и в ГУ «Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус».

Исследование проходило по методике Г. Айзенка «Методика изучения самооценка психических состояний» ( см.приложение). Выбор данной методики обусловлен тем, что она направлена на комплексное исследование самооценки эмоциональной сферы личности, она помогает понять, как человек видит и осознает особенности своего поведения, принимает ли, осознает свое агрессивное поведение.

 

2.2 Анализ результатов

 

В результате проведенного исследования и обработки данных были получены следующие результаты.

Психические состояния матерей здоровых детей:

Тревожность: низкий уровень  – 40% (6 чел.), средний уровень – 53,3% (8 чел.), высокий уровень – 6,7% (1чел.);

Фрустрация: низкий уровень  – 53,3% (8 чел.), средний уровень – 33,4% (5 чел.), высокий уровень – 13,3% (2 чел.);

Агрессивность: низкий уровень  – 40% (6 чел.), средний уровень – 60% (9 чел.), высокий уровень – 0% (0 чел.);

Ригидность: низкий уровень  – 20% (3 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 13,3% (2 чел.).

 

Таблица 1 Эмоциональное состояние матерей здоровых детей

Психические состояния

Уровень самооценки психических состояний

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Тревожность

40% (6)

53,3% (8)

6,7% (1)

Фрустрация

53,3% (8)

33,4% (5)

13,3% (2)

Агрессивность

40% (6)

60% (9)

0% (0)

Ригидность

20% (3)

66,7% (10)

13,3% (2)


 

Рисунок №1 Эмоциональное состояние матерей  здоровых детей

 

Психические состояния матерей детей с ограниченными возможностями:

Тревожность: низкий уровень  – 20% (3 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 13,3% (2чел.);

Фрустрация: низкий уровень  – 20% (3 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 13,3% (2 чел.);

Агрессивность: низкий уровень  – 13,3% (2чел.), средний уровень – 80% (12 чел.), высокий уровень – 6,7% (1 чел.);

Ригидность: низкий уровень  – 6,7% (1 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 26,6% (4 чел.).

 

Таблица 2 Эмоциональное состояние  матерей детей с ограниченными возможностями

Психические состояния

Уровень самооценки психических состояний

низкий

уровень

средний уровень

высокий уровень

Тревожность

20% (3)

66,7% (10)

13,3% (2)

Фрустрация

20% (3)

66,7% (10)

13,3% (2)

Агрессивность

13,3% (2)

80% (12)

6,7% (1)

Ригидность

6,7% (1)

66,7% (10)

26,6% (4)


 

Рисунок №2 Эмоциональное состояние матерей детей с ограниченными возможностями

Таблица 3 Эмоциональное состояние матерей здоровых детей и матерей детей с ограниченными возможностями

Психические состояния

Уровень самооценки психических  состояний

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Матери здоровых детей

Матери детей с огр. возм.

Матери здоровых детей

Матери детей с огр. возм

Матери здоровых детей

Матери детей с огр. возм

Тревожность

40%

(6)

20%

(3)

53,3%

(8)

66,7% (10)

6,7%

(1)

13,3% (2)

Фрустрация

53,3% (8)

20%

(3)

33,4%

(5)

66,7% (10)

13,3%

(2)

13,3% (2)

Агрессивность

40%

(6)

13,3% (2)

60%

(9)

80%

(12)

0%

(0)

6,7%

(1)

Ригидность

20%

(3)

6,7%

(1)

66,7% (10)

66,7% (10)

13,3%

(2)

26,6% (4)

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями