Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями.
Задачи данной работы:
1) изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;
2) охарактеризовать понятие и сущность материнства;
3) описать эмоциональные состояния по методике Айзенка;
4) раскрыть психологическую сущность детей с ограниченными возможностями;
5) описать эмоциональную сферу матерей детей с ограниченными возможностями;
6) провести исследование по методике «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенка);
7) разработать рекомендации для работы с матерями детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза данной работы: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Данные матери более тревожны, фрустрированы, возможно, агрессивны и даже ригидны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………5
1.1 Психологическая сущность материнства………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.………………..………………………12
1.3 Психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями……………….…………………………………………………….17
1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями…………….................................................................................22
2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………27
2.1 Организация исследования…………………………………………………….27
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по работе с матерями детей
с ограниченными возможностями………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….....33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35
Для создания благоприятных условий
воспитания ребенка с ограниченными
возможностями в семье
Огромное значение имеет формирование у детей-инвалидов адекватной самооценки, правильного отношения к своему дефекту и развитие необходимых им в жизни волевых качеств.
Следует еще раз обратить внимание
родителей на необходимость активного
включения ребенка с
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, — это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье [29, с. 4-8].
1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями
Под категорию инвалидов
детства подпадают малыши с очень
широким спектром врожденных и приобретенных
в период раннего развития заболеваний
и отклонений. Это могут быть дефекты
и недостатки физического развития;
наследственные болезни, передающиеся
на генетическом уровне; последствия
всякого рода травм; специфические
аномалии, не слишком заметные со стороны…
Иногда болезнь ребенка имеет
преимущественно физические или
физиологические проявления, но при
этом практически не затрагивает
умственное и психическое развитие.
Бывает и, наоборот — у ребенка
наблюдается задержка психического
развития на фоне относительного физического
здоровья. Но какова бы ни была этиология
болезни, душевные переживания родителей
детей-инвалидов практически
Основной груз по уходу за ребенком-инвалидом чаще всего ложится на его мать. Именно от ее линии поведения, мужества, выдержки, уравновешенности зависит и судьба малыша, и общая атмосфера в семье. Видя свою маму бодрой и веселой, многие малыши способны научиться радоваться жизни даже в том непростом положении, в котором им суждено пребывать всю жизнь.
Осознание горького факта, что
твой ребенок тяжело болен и что
это может быть навсегда, невероятно
болезненно и мучительно. Поэтому
нередки и деструктивные
При этом возможна (особенно поначалу) настоящая буря чувств, где наличествуют самые разнообразные настроения и эмоции, которые одинаково вредны и матери ребенка, и больному малышу, и окружающим.
Вот несколько самых
Неприятие ситуации: «Почему это случилось именно со мной? За что? Я не хочу! Я не могу!» — внутренний бунт, вследствие которого женщина впадает в болезненный эгоизм, где нет места любви и жалости к больному малышу. Такое отношение может оттолкнуть родных, а также повлечь за собой непродуманные шаги, о которых потом придется жалеть всю жизнь.
Поиск виноватых: «Это все наследственность мужа, у них кровь «гнилая», прадед был алкоголиком и пр.» — попытка снять с себя ответственность за жизнь больного ребенка. Такая позиция приводит к конфронтации между членами семьи, что еще больше усложняет ситуацию и фактически исключает взаимодействие и сотрудничество.
Перенос вины на ребенка: «Если бы он старался, был бы здоровее»; «На него столько денег тратишь, а он все делает назло». Приводит к конфронтации с ребенком и его изоляции в семье, вследствие чего ухудшается физическое и психическое состояние малыша.
Ложный стыд: «Это так стыдно, что у меня «ненормальный» ребенок. Нельзя «нагружать» им окружающих». Отчасти он вызван отсутствием в нашей стране традиций полноценной интеграции инвалидов в социум, что особенно опасно для больного, так как он рискует остаться оторванным от сверстников и общества.
Комплекс вины: «Это я виновата в том, что ребенок родился на свет, чтобы мучиться и страдать. Мой долг — искупить вину». Может проявиться в гиперопеке малыша, чрезмерном потакании капризам больного ребенка. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическим монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.
Самоуничижительные настроения: «Мне всегда не везет. У такой никчемной личности, как я, и не мог родиться нормальный ребенок. У меня все не как у людей» — проявление застаревших комплексов. Такая установка несовместима с конструктивным поведением и не ведет к улучшению ситуации.
Синдром жертвы: «Моя жизнь закончена, радости не для меня. До конца моих дней мне придется нести этот крест» — общая склонность к тому, чтобы «пострадать», демонстративность поведения; неумение разглядеть в ребенке существо, способное приносить радость, достойное привязанности и любви.
Мания «отличия»: «Мы не такие, как все, у нас особая жизнь, особые обстоятельства» — эгоцентризм, компенсаторная реакция от подсознательного «мы хуже других» к противоположному «мы — особенные, т.е. лучше других». Такие настроения могут привести к изоляции от общества, исключают помощь и поддержку со стороны других людей.
Потребительские настроения: «У нас беда. Нам все должны (сочувствовать, помогать, выделять пособия, во всем идти навстречу)» могут повлечь за собой привычку постоянно драматизировать положение, доказывая себе, окружающим и ребенку, что его состояние только ухудшается и пр. Исключают конструктивное поведение матери и полноценную социализацию больного ребенка. Подсознательно мать может иметь установку: «Чем хуже, тем лучше».
«Убийственная» жалость: «Ай, бедненький, несчастненький беспомощный малыш, без меня он погибнет». Вызвана желанием самоутвердиться за счет больного ребенка, возвести уход за ним в единственную жизненную цель. Собственная значимость измеряется степенью нужности инвалиду. Как и в предыдущем случае, мать подсознательно не заинтересована в улучшении состояния ребенка, в его социализации, привитии ему навыков самообслуживания и самостоятельности.
Иногда достаточно поймать себя на ложных установках, чтобы задействовать самоконтроль и искоренить их из своей души. Бывает и так, что нужно часами обсуждать проблему с кем-то из близких, а порой никак не обойтись без помощи психолога и невропатолога. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
Таким образом, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. К сожалению, далеко не все мамы аномальных детей способны самостоятельно преодолеть этот тяжелый кризис и обрести смысл жизни. Казалось бы, друзья и родственники должны помочь родителям, однако, узнав о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают кризис. Каждому приходится задуматься об отношении к ребенку, к его родителям. Не зная, как помочь, и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение семьи аномального ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом и неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, особенно на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все». Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат [19].
2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С
2.1 Организация исследования
Объектом нашего исследования стали женщины в возрасте от 21 до 35 лет, проживающие в городе Бресте и Брестской области. Женщины подбирались методом свободной выборки. В нашем исследовании приняли участие тридцать женщин. Из них 15 - матери здоровых детей и 15 – матери, у которых есть дети с ограниченными возможностями. Испытание проходило 3- 5 января 2011 года в микрорайоне «Ковалево» и в ГУ «Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус».
Исследование проходило по
методике Г. Айзенка «Методика изучения
самооценка психических состояний» ( см.приложение).
Выбор данной методики обусловлен тем,
что она направлена на комплексное исследование самооценки
2.2 Анализ результатов
В результате проведенного исследования и обработки данных были получены следующие результаты.
Психические состояния матерей здоровых детей:
Тревожность: низкий уровень – 40% (6 чел.), средний уровень – 53,3% (8 чел.), высокий уровень – 6,7% (1чел.);
Фрустрация: низкий уровень – 53,3% (8 чел.), средний уровень – 33,4% (5 чел.), высокий уровень – 13,3% (2 чел.);
Агрессивность: низкий уровень – 40% (6 чел.), средний уровень – 60% (9 чел.), высокий уровень – 0% (0 чел.);
Ригидность: низкий уровень – 20% (3 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 13,3% (2 чел.).
Таблица
1 Эмоциональное состояние
Психические состояния |
Уровень самооценки психических состояний | ||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | |
Тревожность |
40% (6) |
53,3% (8) |
6,7% (1) |
Фрустрация |
53,3% (8) |
33,4% (5) |
13,3% (2) |
Агрессивность |
40% (6) |
60% (9) |
0% (0) |
Ригидность |
20% (3) |
66,7% (10) |
13,3% (2) |
Рисунок
№1 Эмоциональное состояние
Психические состояния матерей детей с ограниченными возможностями:
Тревожность: низкий уровень – 20% (3 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 13,3% (2чел.);
Фрустрация: низкий уровень – 20% (3 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 13,3% (2 чел.);
Агрессивность: низкий уровень – 13,3% (2чел.), средний уровень – 80% (12 чел.), высокий уровень – 6,7% (1 чел.);
Ригидность: низкий уровень – 6,7% (1 чел.), средний уровень – 66,7% (10 чел.), высокий уровень – 26,6% (4 чел.).
Таблица 2 Эмоциональное состояние матерей детей с ограниченными возможностями
Психические состояния |
Уровень самооценки психических состояний | ||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | |
Тревожность |
20% (3) |
66,7% (10) |
13,3% (2) |
Фрустрация |
20% (3) |
66,7% (10) |
13,3% (2) |
Агрессивность |
13,3% (2) |
80% (12) |
6,7% (1) |
Ригидность |
6,7% (1) |
66,7% (10) |
26,6% (4) |
Рисунок
№2 Эмоциональное состояние
Таблица
3 Эмоциональное состояние
Психические состояния |
Уровень самооценки психических состояний | |||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | ||||
Матери здоровых детей |
Матери детей с огр. возм. |
Матери здоровых детей |
Матери детей с огр. возм |
Матери здоровых детей |
Матери детей с огр. возм | |
Тревожность |
40% (6) |
20% (3) |
53,3% (8) |
66,7% (10) |
6,7% (1) |
13,3% (2) |
Фрустрация |
53,3% (8) |
20% (3) |
33,4% (5) |
66,7% (10) |
13,3% (2) |
13,3% (2) |
Агрессивность |
40% (6) |
13,3% (2) |
60% (9) |
80% (12) |
0% (0) |
6,7% (1) |
Ригидность |
20% (3) |
6,7% (1) |
66,7% (10) |
66,7% (10) |
13,3% (2) |
26,6% (4) |
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями