Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями.
Задачи данной работы:
1) изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;
2) охарактеризовать понятие и сущность материнства;
3) описать эмоциональные состояния по методике Айзенка;
4) раскрыть психологическую сущность детей с ограниченными возможностями;
5) описать эмоциональную сферу матерей детей с ограниченными возможностями;
6) провести исследование по методике «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенка);
7) разработать рекомендации для работы с матерями детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза данной работы: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Данные матери более тревожны, фрустрированы, возможно, агрессивны и даже ригидны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………5
1.1 Психологическая сущность материнства………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.………………..………………………12
1.3 Психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями……………….…………………………………………………….17
1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями…………….................................................................................22
2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………27
2.1 Организация исследования…………………………………………………….27
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по работе с матерями детей
с ограниченными возможностями………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….....33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35
Эти две стороны развития
ребенка позволяют сделать
В каждой семье встречаются
две семейных модели (отцовская и
материнская), которые сами являются
вариантами семейной модели своей культуры.
Таким образом, ребенок получает
“расширенный” вариант семейной
модели. Это важно не только в
плане развития самой модели семьи
в соответствии с изменениями, постоянно
происходящими в обществе. Не менее
важным является то, что ребенок
получает способ совмещения разных вариантов
семейных моделей, который будет
необходим ему при создании своей
семьи и согласовании своих представлений
и способов поведения с имеющимися
у супруга. Понятно, что однопоколенные
и тем более однородительские
семьи этот путь не только заужают,
но и не развивают у ребенка
способности к гибкому
Но несмотря на все имеющиеся
варианты и сложности, связь ребенка
с матерью в самые решающие
периоды жизни, когда происходит
закладка базовых индивидуальных и
личностных особенностей - в беременности,
младенчестве, раннем возрасте – остается,
и ее значение для развития ребенка
не уменьшается, а, скорее, увеличивается.
Ведь в современной семье на матери
концентрируются не только ее собственные
функции, но и те, которые выполнялись
бабушками, тетками, старшими детьми и
другими родственниками. Кстати, разделение
материнских функций характерно
не только для всех древних культур,
но и для наших ближайших
В Древнем Китае говорили: “Девочка не станет хорошей матерью, если не будет с детства любить своего будущего ребенка” [32, с. 29.]. Как же возникает любовь девочки к будущему ребенку? Здесь самым главным являются не технические навыки (которые всегда можно наработать), а чувства. Вот их нельзя выучить, они должны родиться и вырасти. Возникновение и развитие будущих материнских чувств начинается с того, что еще до рождения, находясь в утробе, ребенок оказывается в ситуации взаимодействия с матерью, и эта ситуация насыщена определенными материнскими эмоциями. Мы не помним в деталях все тонкости этих ранних отношений. Но мы запечатлеваем их знак. И этот знак – эмоциональный. То основное, кодирующее ситуацию материнско-детского взаимодействия чувство, которое в течение всей жизни будет, как пароль, определять смысл взаимодействия матери и ребенка. Я и мой ребенок – что это значит? Это хорошо? В этой ситуации покой, тепло, уверенность? Или тревога, страх, раздражение? Или вообще – ничего? Возникая еще до рождения, этот знак сложным образом преобразуется в первые часы после рождения, недели, месяцы, годы. Что случается, когда мне плохо, одиноко, больно, тревожно? Когда мне хорошо, радостно, интересно? Когда я чего-то хочу? Когда я добиваюсь успеха или терплю неудачу? Каким бывает этот знак и как он меняется (или не меняется)? Все его нюансы возникнут потом, как метка, как компас, обозначающие и направляющие чувства и переживания женщины, когда родится ее собственный ребенок - по пути уверенности, удовольствия, сочувствия и поддержки, или по пути растерянности, огорчения, раздражения. Ситуация “Моя мама и я - ее ребенок” повторится, но с другим вектором: “Я – мама и мой ребенок”. И вот здесь правомерно сказать: “от перестановки мест слагаемых…”, или “яблочко от яблони…” [32, с. 32.].
К двум годам ситуация усложняется. Ребенок узнает, что есть другие пары “мать – дитя” (в психологии их называют “диада”), и их “знак” может отличаться от “знака” нашей с мамой пары. В этом возрасте дети очень подвержены эмоциональному заражению и ярко переживают и разделяют эмоции находящихся рядом других детей и взрослых, хотя еще не умеют вступать с ними в полноценное взаимодействие и совместные игры. Посмотрите на родителей с детьми, ожидающих очереди к врачу в детской поликлинике. С каким завороженным выражением лица (и всего тела) малыш “купается” в насыщенной теплом и весельем атмосфере игр и ласк соседней пары, и как он “потухает”, как только собственная мама тянет его к себе, сердито выговаривая: “Я тебе что сказала: стой рядом и никуда не отходи!”.
К трем годам ребенок устойчиво относит себя к “детской группе”. Он знает, что с ним (и такими, как он) взрослые взаимодействуют не так, как между собой. Когда собственная мама ласково разговаривает и отдает тепло и любовь другому малышу – это переживается как измена. Ведь мама в диаде остается самой собой, а я заменен другим ребенком. Этот возраст самый сложный для рождения младших братьев и сестер. Ревность к младшему неизбежна и законна. В отличие от конкурентных отношений, характерных для близнецов и погодок, трехлетки точно знают, кто виновник их разделения с мамой – младший ребенок в семье (это справедливо и для более старших возрастов, однако там многое зависит от особенностей поведения родителей). Кроме эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия в раннем возрасте осваиваются и некоторые “технические” стороны материнства. В первую очередь это относится к стилю прикосновений и “держанию руками”. Не меньшее значение имеет умение взрослого правильно разговаривать с ребенком и “держать” правильное выражение лица. Уже с первых дней жизни дети настороженно относятся к неподвижному лицу взрослого, а после трех месяцев не любят, когда взрослые выражают отрицательные эмоции при общении с ними. Осваивает ребенок и то, как использовать взгляд в глаза и что этот взгляд означает: участие, поддержку, требовательность, осуждение, наказание. Конечно, подрастающему малышу требуется все больше внимания и участия взрослого, причем не только для общения и создания хорошего настроения, но и для освоения мира, разделения действий, совместных игр и дел. Практически, вся жизнь ребенка разделена со взрослым. И это непосильная нагрузка для одного человека, каким бы любимым для него этот ребенок ни был. Практически во всех культурах со второго полугодия (а иногда и раньше) заботы матери разделяют другие взрослые, причем их основная задача – участие в освоении ребенком мира (новые впечатления, игры, забавы, прогулки и т.п.). “Няньки” не только помогают ребенку узнать, что есть в мире другие люди, помимо мамы, которые заботятся и любят (что само по себе позволяет освоить разные типы отношений, сформировать разнообразие привязанностей), но и освобождают мать от постоянного контакта с ребенком, тем самым устраняя ситуации, в которых возможно проявление ее негативных эмоций. При этом “няньки” – свои, родные, постоянно живущие в семье и сохраняющие отношения привязанности с детьми в течение всей жизни. В современных семьях все прямо наоборот. Либо “заменитель” мамы – приходящая бабушка (или няня), “отпускающая” маму и выполняющая в этом случае все обязанности по дому и уходу за ребенком и его воспитанию, либо мама “сидит с ребенком”, и все делает сама, без помощи “дублеров”. Ни то, ни другое не обеспечивает потребностей ребенка: иметь себе взрослого целиком и полностью, а не мелкими порциями между готовкой, стиркой и уборкой, да и то с постоянно занятой другими мыслями головой и другими чувствами сердцем. Вот и оказывается, что маму (и ее дублеров) постоянно приходится “дергать” (побуждать обращать на себя внимание и участвовать в своей жизни), и получать в ответ прикосновения, взгляд в глаза, интонацию речи и выражение лица, весьма далекие от таких, которые представляют собой “правильные” формы взаимодействия матери с ребенком. И снова это проявится с “обратным вектором” в ситуации взаимодействия со своим собственным ребенком. Ведь эти “технические средства”, как и любые другие, человек не изобретает сам, а берет их от других людей, и в первую очередь от тех, которые проявляют их во взаимодействии с ним самим.
После освоения “базы материнско-детского взаимодействия” в раннем возрасте дети начинают “примеривать” роль матери на себя в игре в дочки-матери. Главным в таких играх является то, что девочка берет на себя роль матери по отношению к кукле.
Представленный краткий обзор современного состояния исследований в области психологии материнства позволяет заключить, что существует целый ряд направлений изучения данного явления. Обширность направлений исследований и аспектов материнства, затрагиваемых в них, говорят о большом интересе исследователей и востребованности этой темы в современной науке и практике [32, с. 22 – 37.].
1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность
Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.
Когда эмоция возникает как
отклик на конкретный ментальный образ,
будь то символ, понятие или мысль,
можно говорить о возникновении
связи между чувством и мыслью,
или об аффективно-когнитивной
Определить эмоцию не так-то просто. И тому есть две причины. Во-первых, эмоций много, и каждая из них проявляется по-своему. Во-вторых, эмоция - чрезвычайно сложный феномен, который активизирует нейронные, когнитивные и моторные процессы. Или, говоря иными словами, эмоция предполагает сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности [10, c. 37-39].
Опишем психические состояния из методики Г. Айзенка (методика изучения самооценки психических состояний): тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность – 1. Смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги часто (одни говорят: «обычно», другие настаивают: «всегда») беспредметно, в то время как страх предполагает наличие определенного объекта, человека или события, которых боятся. 2. В теории научения термин используется для обозначения вторичного (или обусловленного) побуждения, которое создает мотивацию для реакции избегания. Таким образом реакция избегания подкрепляет уменьшением тревоги. 3. В Фрейдистской теории тревога рассматривается в значении 1, но в дополнении предполагается, что тревога выполняет роль сигнала того, что может возникнуть опасность для психики, если бессознательное желание будет реализовано или отреагировано. 4. В экзистенциальной теории – эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Интересен временной аспект этих значений. В первых двух значениях тревога как последовательная эмоция, усвоенная реакция, возникшая вследствие конкретного положения дел. В значении 3 это рассматривается как упреждающая реакция, начинающаяся на уровне бессознательного конфликта. В значении 4 нет ни одного из этих элементов. Тревога понимается как чистый, непосредственный результат «существования в этом мире» [4, с. 376].
Тревожность — постоянно
или ситуативно проявляемое свойство
человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в
Тревожность обычно повышена
при нервно-психических и
Ч. Д. Спилбергер, исследуя тревожность, как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.
По Ю. Л. Ханину, состояния
тревоги или ситуативная
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Определенный уровень
тревожности — естественная и
обязательная особенность активной
деятельности личности. У каждого
человека существует свой оптимальный
или желательный уровень
На психологическом уровне тревожность ощущается как:
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями