Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями.
Задачи данной работы:
1) изучить психолого-педагогическую, социальную и медицинскую литературу по обозначенной проблеме;
2) охарактеризовать понятие и сущность материнства;
3) описать эмоциональные состояния по методике Айзенка;
4) раскрыть психологическую сущность детей с ограниченными возможностями;
5) описать эмоциональную сферу матерей детей с ограниченными возможностями;
6) провести исследование по методике «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенка);
7) разработать рекомендации для работы с матерями детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза данной работы: эмоциональная сфера матерей детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Данные матери более тревожны, фрустрированы, возможно, агрессивны и даже ригидны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………5
1.1 Психологическая сущность материнства………………………………………5
1.2 Психологическая характеристика эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.………………..………………………12
1.3 Психологическая характеристика детей с ограниченными возможностями……………….…………………………………………………….17
1.4 Основные психологические установки матерей детей с ограниченными возможностями…………….................................................................................22

2 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ……………………………………27
2.1 Организация исследования…………………………………………………….27
2.2 Анализ результатов…………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по работе с матерями детей
с ограниченными возможностями………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ….....33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 3 курс.docx

— 277.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведен сравнительный  анализ полученных данных по каждому  психическому состоянию (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность).

 

Таблица №4 Сравнение  состояния тревожности

Матери

Уровень тревожности

низкий

средний

высокий

Матери здоровых детей

40%

(6)

53,3%

(8)

6,7%

(1)

Матери детей с огр. возм.

20%

(3)

66,7%

(10)

13,3%

(2)


 

 

Рисунок №4 Сравнение  состояния тревожности

 

 

Вывод: состояние тревожности  имеет место и у матерей  здоровых детей, и у матерей детей  с ограниченными возможностями. Тревожность у матерей здоровых детей: низкий уровень – 40%, средний  уровень – 53,3%, высокий уровень  – 6,7%. Тревожность у матерей детей  с ограниченными возможностями: низкий уровень – 20%, средний уровень  – 66,7%, высокий уровень – 13,3%. Следовательно, у матерей детей с ограниченными  возможностями средний уровень  тревожности выше на 13,4%, высокий  уровень тревожности выше в 2 раза, а низкий уровень наоборот ниже в 2 раза.

 

Таблица № 5 Сравнение  состояния фрустрации.

Матери

Уровень фрустрации

низкий

средний

высокий

Матери здоровых детей

53,3%

(8)

33,4%

(5)

13,3%

(2)

Матери детей с огр. возм.

20%

(3)

66,7%

(10)

13,3%

(2)


 

 

Рисунок №5 сравнение  состояния фрустрации

 

 

 

Вывод: состояние фрустрации имеет место и у матерей  здоровых детей, и у матерей детей  с ограниченными возможностями. Фрустрация у матерей здоровых детей: низкий уровень – 53,3%, средний уровень  – 33,4%, высокий уровень – 13,3%. Фрустрация у матерей детей с ограниченными  возможностями: низкий уровень – 20%, средний уровень – 66,7%, высокий  уровень –  13,3%. Следовательно, у  матерей детей с ограниченными  возможностями средний уровень  фрустрации выше в 2 раза, высокий уровень  фрустрации одинаковый с уровнем  фрустрации матерей детей с ограниченными  возможностями, а низкий уровень - наоборот ниже на 33,3%.

 

 

 

 

 

Таблица № 6 Сравнение  состояния агрессивности

Матери

Уровень агрессивности

низкий

средний

высокий

Матери здоровых детей

40%

(6)

60%

(9)

0%

(0)

Матери детей с огр. возм.

13,3

(2)

80%

(12)

6,7%

(1)


 

 

Рисунок №6 Сравнение  состояния агрессивности

 

 

Вывод: состояние агрессивности  имеет место и у матерей  здоровых детей, и у матерей детей  с ограниченными возможностями. Агрессивность у матерей здоровых детей: низкий уровень – 40%, средний  уровень – 60%, высокий уровень  – 0%. Агрессивность у матерей  детей с ограниченными возможностями: низкий уровень – 13,3%, средний уровень  – 80%, высокий уровень – 6,7%. Следовательно, у матерей детей с ограниченными  возможностями средний уровень  агрессивности выше на 20%, высокий  уровень агрессивности выше на 6,7%, а низкий уровень наоборот ниже на 26,7%.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 7 Сравнение  состояния ригидности

Матери

Уровень ригидности

низкий

средний

высокий

Матери здоровых детей

20%

(3)

66,7%

(10)

13,3%

(2)

Матери детей с огр. возм.

6,7%

(1)

66,7%

(10)

26,6%

(4)


 

Рисунок №7 Сравнение  состояния ригидности

 

 

Вывод: состояние ригидности имеет место и у матерей  здоровых детей, и у матерей детей  с ограниченными возможностями. Ригидность у матерей здоровых детей: низкий уровень – 20%, средний уровень  – 66,7%, высокий уровень – 13,3%. Ригидность у матерей детей с ограниченными  возможностями: низкий уровень – 6,7%, средний уровень – 66,7%, высокий  уровень – 26,6%. Следовательно, у матерей  детей с ограниченными возможностями  средний уровень ригидности одинаковый с уровнем ригидности матерей  здоровых детей, высокий уровень  ригидности выше в 2 раза, а низкий уровень  наоборот ниже на 13,3%.

 

На основании исследования, сравнивая высокие уровни всех психических  состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность), т. к. именно высокий уровень  является проблемным полем в изучении, можно сделать следующие выводы:

  1. Высокий уровень тревожности матерей детей с ограниченными возможностями в 2 раза выше высокого уровня тревожности матерей здоровых детей. Следовательно, матери детей с ограниченными возможностями более тревожны и они нуждаются в психологической помощи  и поддержке.
  2. Высокий уровень фрустрации матерей здоровых детей и матерей детей с ограниченными возможностями одинаковый. Следовательно, и среди матерей здоровых детей, и среди матерей детей с ограниченными возможностями есть женщины, которые фрустрированы, у которых заниженная самооценка. Психологическая помощь нужна двум категориям матерей.
  3. Высокий уровень агрессивности встречается у матерей детей с ограниченными возможностями, но отсутствует у матерей здоровых детей. Следовательно, психологическая помощь необходима матерям детей с ограниченными возможностями, т.к. они более агрессивны и не выдержаны.
  4. Высокий уровень ригидности матерей детей с ограниченными возможностями в 2 раза выше высокого уровня ригидности матерей здоровых детей. Следовательно, матерям детей с ограниченными возможностями необходима психологическая помощь, т.к. у них наблюдается сильно выраженная ригидность.

 

 

2.3 Рекомендации  по работе с матерями детей  с ограниченными возможностями

 

Специалистам необходимо создать благоприятные условия  для реабилитации всех семей, воспитывающих  детей с физическими и умственными  нарушениями:

1. Использовать, наряду с групповыми психокоррекционными занятиями, совместные занятия с ребенком.

2. Использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций, а также упражнения на позитивные изменения отношения к себе и своему ребенку.

3. В работе с данной категорией применять техники поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так как женщины данной группы находятся в нестабильном эмоциональном состоянии.

4. В групповой работе обращать внимание на самораскрытие и обмен опытом, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку.

5. В работе с матерью и ребенком уделять внимание и учить позитивному общению и взаимодействию.

6. В работе с матерью и ребенком обращать внимание на ситуации, говорящие о взаимонепонимании, конфронтации и конфликтности между матерью и ребенком и организовывать конструктивное обсуждение данных ситуаций и поведения друг друга.

7. В работе с матерью и ребенком отслеживать и информировать о качественно выполняемых ими актов взаимодействия, что послужит для них примером поведения и решения конфликтов в будущем.

Суть реабилитации заключается  в том, чтобы помочь семье обрести  прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:

• психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;

• составление программы  реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспектах;

• проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;

• организацию групп взаимоподдержки;

• патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под категорию инвалидов детства подпадают малыши с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений. Иногда болезнь ребенка имеет преимущественно физические или физиологические проявления, но при этом практически не затрагивает умственное и психическое развитие. Бывает и наоборот — у ребенка наблюдается задержка психического развития на фоне относительного физического здоровья. Но какова бы ни была этиология болезни, душевные переживания родителей детей с ограниченными возможностями практически одинаковы.

Основной груз по уходу  за ребенком-инвалидом чаще всего  ложится на его мать. Именно от ее линии поведения, мужества, выдержки, уравновешенности зависит и судьба малыша, и общая атмосфера в  семье.

Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов психологической помощи.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки.

Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и  внешний (социальный) тупик. Члены такой  семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей  психотравмирующей ситуации. Вся  семья в целом нуждается в  психокоррекционной работе. Для определения  основных стратегий помощи семьи  необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений  родителей, ту фазу кризиса, на которой  в данный момент находится семья.

Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными  характеристиками. Приемлемы как  индивидуальная, так и групповая формы работы.

Эффективность работы зависит  от их участия в тренингах, использования различных средств, иллюстрирующих те или иные приемы работы.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
  2. Бабахина, В.А. Клуб для лиц с особенностями психофизического развития и их родителей// Сацыяльна-педагагічная работа. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. - №8. – с. 46-48
  3. Большой толковый психологических словарь. Т. 1 (А-О); Пер. С англ. /Ребер Артур. – ООО “Издательство АСТ”, “Издательство “Вече”, 2001. – 592с.
  4. Большой толковый психологических словарь. Т. 2 (П-Я); Пер. С англ. /Ребер Артур. – ООО “Издательство АСТ”, “Издательство “Вече”, 2001. – 560с.
  5. Буторина, О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья// Воспитание школьников. – 2010. - №7 с. 40-44
  6. Всеобщая декларация прав человека, 1948 // Иванов, Г. И. Права человека: история и теория. – Минск: Дикта, 2008. –168-175 с.
  7. Даринская, В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44.
  8. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска/ Н.Ф. Дивицына. – М.: Владос, 2008. -  380 с.
  9. Зритнева, Е. И. Социология семьи : учеб. пособие для вузов / Е. И. Зритнева. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 150 с.
  10. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  11. Капышева, Т. И. Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска// Сацыяльна-педагагічная работа.- (У дапамогу педагогу). – 2006. - №12. – с. 13-19
  12. Карпенкова, И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86.
  13. Климова, Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253. 
  14. Коваленко, Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко. - СПб.: Издательство ЮВЕНТА, 2000.- 206 с.
  15. Кондратьев, М. Ю., Ильин, В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
  16. Коновалова, С.А. Деятельность семейного клуба «Огонек» в условиях центра внешкольной работы// Пазашкольнае выхаванне. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2009. - №6. – с. 51-54
  17. Конституция Республики Беларусь 1994 года: (С изм. и доп.): Принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г. - Мн.: ООО "Амалфея", 2009. - 48 с.
  18. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных и интеграционных школ// СОЦИС. Социологическое исследование. – 2009. – №2. – с. 107-116
  19. Мама ребенка-инвалида: груз ответственности // http://www.miloserdie.ru/
  20. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: «МЕДпресс», 2001. – 432 с.
  21. Михеева, А. Р. Брак,  семья, родительство:  социологические и  демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2001. - 74 с.
  22. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  23. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
  24. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р. В. Овчарова. - М.: Московский пс<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-fami

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы матерей детей с ограниченными возможностями