Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Актуальность исследования. Люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматриваются механизмы эмпатии и толерантности.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств
Актуальность исследования. Люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматриваются механизмы эмпатии и толерантности.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".
Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон, В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер и другие.
В свою же очередь проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Толерантность изучали такие ученые, как Р. Р. Валитова, В. М. Золотухин, Н. В. Круглова, В. А. Лекторский, Г. Олпорт, Г. А. Асмолов, Г. С. Кожухарь, В. А. Лекторский, Г. У. Солдатова, С. Л. Братченко и многие другие.
Актуальность проблемы эмпатии и толерантности обусловила выбор темы нашего исследования: «Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте».
Цель данной работы: исследовать зависимость уровня эмпатии и толерантности от половой принадлежности у подростов.
Объект исследования: эмпатия подростков.
Предмет исследования: толерантность подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровнях проявления эмпатии и толерантности в зависимости от половой принадлежности у подростков.
Задачи исследования:
1.1 Понятие эмпатии и её характеристики
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Эмпатия характеризуется слабым развитием рефлексивной стороны, замкнутостью в рамках непосредственного эмоционального опыта [14, с. 198].
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [5].
Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сего дня его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Первоначально этот феномен обсуждался в рамках философии, в частности - этики и эстетики. Поэтому и обозначался он либо этическим понятием «симпатия» (Смит, Спенсер, Шопенгауэр), либо эстетическим понятием «вчувствование» (Липпс).
Г. Спенсер определял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа эмпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную).
А. Смит понимал симпатию как способность сострадать другому.
Для А. Шопенгауэра симпатия - это сострадание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и происхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. В процессе сострадания человек забывает о различиях между собой и другими.
Другое направление в изучении эмпатии разрабатывал Т. Липпс. Для него вчувствование - это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же переживания, какие есть у самого субъекта. Наблюдая мимику чужого лица, субъект инстинктивно подражает ей, что вызывает соответствующую этой мимике эмоцию. Таким образом, вчуствование происходит путем подражания (имитации экспрессии другого человека). Нельзя не заметить сильное влияние на эти взгляды Т. Липпса теории У. Джемса - Г. Ланге о механизме возникновения эмоций.
З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания [7].
Отечественные психологи неоднозначно трактуют содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В связи с этим в работах многих исследователей эмпатия рассматривается под терминами социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие [5].
В. В. Бойко рассматривает
эмпатию как рационально-эмоционально-
Бойко выделяет в эмпатии три канала: рациональный, эмоциональный и интуитивный. Рациональный канал характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека, на его состояние, поведение, на имеющуюся у него проблему. Это проявление спонтанного интереса к другому. Эмоциональный канал позволяет эмпатирующему входить в эмоциональный резонанс с другими - сопереживать, соучаствовать. Интуитивный канал дает возможность видеть поведение других, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании эмпатирующего.
Эмпатия — это отклик одной личности на переживаний другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс [7].
Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.
В основе иерархической структурно-
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое
выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов). В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом [16].
Для всестороннего изучения феномена эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.
Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая выделяют следующие механизмы эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.
Эмоциональное подражание и заражение призваны установить контакт с окружающими, служат предпосылкой для эмоционального обмена, для формирования поведенческого репертуара и для восприятия и умения отражать экспрессивный рисунок поведения другого.
Идентификация позволяет
установить эмоциональную связь
между субъектом и
В свою очередь, понимание
и рефлексия позволяют
Выделяют два вида эмпатии — гуманистическую и эгоцентрическую. К гуманистической эмпатии относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость).
Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти) [8].
Эмпатия может проявляться в реальном общении людей, а так же при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д.
Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование [16].
Особенности личности высокоэмпатийных. По данным А.П. Васильковой, для высокоэмпатичных характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатичных - замкнутость, недоброжелательность.
По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, наиболее эмпатийные субъекты в наименьшей степени склонны приписывать людлм вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что высо-коэмпатийные лица проявляют себя как поленезависимые.
Факторы, влияющие на эмпатийность. Л. Мерфи показано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.
Как показали А. А. Бодалев и Т. Р. Каштанова, широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.
По данным Е. Стотлэнда, эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и от количества детей в семье. Первые и единственные дети в семье более склонны к эмпатии, если люди как объекты эмпатии отличаются от них, если они зависят от них, не соревнуются с ними, обладают более высоким или более низким статусом.
Возрастно-половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Однако Т. П. Гаврилова показала, что две формы эмпатичного поведения - сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Сопереживание более характерно для младших школьников, а сочувствие - для подростков.
Информация о работе Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте