Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматриваются механизмы эмпатии и толерантности.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств

Файлы: 1 файл

Цель работы2.docx

— 87.95 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов

По методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко получены следующие результаты для девочек и мальчиков. Представим их в табл. 1 и табл.2.

Таблица 1

Результаты исследования эмпатических способностей у девочек

 

Уровень

Количество

Проценты

очень высокий

0

0

средний

1

7,1%

заниженный

11

78,6%

очень низкий

2

14,3%


 

Из данной таблицы мы видим, что большинству девочек (78,6%) присущ заниженный уровень эмпатии, что говорит об их затруднении поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.  Нарушается сбалансированность в межличностных отношениях. 14,3% опрошенных девочек имеют очень низкий уровень эмпатийности. Такие люди очень плохо  входят в эмоциональный резонанс с окружающими, не эмоционально отзывчивы. Они не могут понять другого на основе сопереживаний, поставить себя на место партнера. Только лишь 7,1% испытуемых имеет средний показатель эмпатийности, что свидетельствует об умении сопереживать, соучавствовать,  видеть поведение других людей, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Высокий уровень отсутствует.

Таблица 2

 

Результаты исследования эмпатических способностей у мальчиков

 

Уровень

Количество

Проценты

очень высокий

0

0

средний

3

21,4%

заниженный

7

50%

очень низкий

4

28,6%


 

У испытуемых мальчиков заниженный уровень эмпатических способностей (50%). Таким людям кажутся непонятными эмоциональные проявления в поступках окружающих. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Далее преобладает очень низкий уровень, это 28,6% мальчиков. Для людей с таким уровнем эмпатийности не характерна легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Для них сложно поставить себя на место другого человека, сопереживать ему. 21,4% мальчиков имеют средний показатель. Они могут создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера.  Высокого уровня не наблюдается ни у одного опрошенного.

Представим различия в  уровнях эмпатии у мальчиков и девочек с помощью гистограммы (рис.1):

 

 

Рис. 1 Сравнение уровня эмпатических способностей у мальчиков и девочек

 

Из данного рисунка  видно, что и у мальчиков и  у девочек преобладает заниженный уровень эмпатии. Далее следует очень низкий уровень, и меньше всего испытуемых со средним уровнем эмпатийности. Очень высокий полностью отсутствует. Это может быть связано с неблагоприятной, для доверительного общения, средой в классе, частыми конфликтами. Так же влияние оказывает кризисный период в развитии подростков.

Полные результаты исследования по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко» для мальчиков и девочек представлены в Приложении 4.

Далее обрабатывались результаты исследования по методике «Исследование уровня эмпатийных тенденций» ( И.М. Юсупов). Результаты для испытуемых отмечены в табл. 3 и табл. 4.

Таблица 3

 

Результаты исследования уровня эмпатийных тенденций для девочек

 

Уровень

Количество

Проценты

Очень низкий

0

0

Низкий

3

21,4%

Нормальный

11

78,6%

Высокой

0

0

Очень высокий

0

0


 

 

Анализируя табл.3 мы можем  отметить, что у большинства девочек (78,6% опрошенных) наблюдается нормальный уровень эмпатийных тенденций. Данный уровень присущ большинству людей. Окружающие не могут назвать таких людей «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц.  В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но чаще они держат их под самоконтролем. Низкий уровень наблюдается у 21,4% девочек. Они могут испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствовать себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Сторонники точных формулировок и рациональных решений. Очень низкий уровень, высокий и очень высокий не выявился ни у одного опрошенного подростка.

 

 

Таблица 4

 

Результаты исследования уровня эмпатийных тенденций для  мальчиков

 

Уровень

Количество

Проценты

Очень низкий

0

0

Низкий

5

35,7%

Нормальный

8

57,1%

Высокой

1

7,2%

Очень высокий

0

0


 

По результатам методики у мальчиков, как и у девочек, преобладает нормальный уровень эмпатийности (57,1%). Эти подростки в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев.  
Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для них неожиданными. Они не отличаются раскованностью чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей. 35,7% мальчиков имеют низкий уровень эмпатии. Вероятно, у них мало друзей, а тех, кто есть, ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят им тем же. У мальчиков так же присутствует высокий уровень эмпатийности (у 7,2% опрошенных), что говорит о чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, великодушии, склонности многое прощать, эмоциональной отзывчивости, общительности. Они быстро устанавливают контакты и находят общий язык. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее.  Должно быть, к ним тянутся дети.  
Окружающие ценят их за душевность. Они стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.  Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах такие подростки не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

С помощью гистограммы представим различия в уровнях эмпатийных тенденций у мальчиков и девочек (рис.2):

 

 

Рис.2 Сравнение уровня эмпатийных тенденций у мальчиков и девочек

 

На этом рисунке видно, что для 2-х групп испытуемых присущ нормальный уровень эмпатии, но количество девочек больше, чем мальчиков. В свою же очередь у мальчиков присутствует высокий уровень эмпатии, из чего можно судить о том, что мальчики более склонны к сопереживанию, чем девочки. Низкий уровень присутствует и у 1-ой и у 2-ой группы испытуемых, но опрошенных мальчиков больше, чем девочек. Что говорит, наоборот, об затруднении в проявлении эмпатии к окружающим людям.

Полные результаты исследования по методике «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (И.М. Юсупов) для мальчиков и девочек представлены в Приложении 5.

 

Тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко. Результаты методики представлены в табл. 5 и табл.6.

Таблица 5

 

Результаты исследования уровня коммуникативной толерантности  для девочек

 

Уровень

Количество

Проценты

Высокий

6

42,9%

Средний

8

57,1%

Низкий

0

0


 

У девочек преобладает  средний показатель толерантности (57,1% опрошенных), что говорит о нормальной терпимости к окружающим, способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставляемые ими. Оставшееся число опрошенных девочек (42,9%) имеют высокий уровень толерантности. Такие подростки могут скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнёров. Они не пытаются подделать человека «под себя», а стараются проявить понимание и гибкость по отношению к человеку. Низкий уровень отсутствует.

 

Таблица 6

 

Результаты исследования уровня коммуникативной толерантности  для

мальчиков

 

Уровень

Количество

Проценты

Высокий

9

64,3%

Средний

5

35,7%

Низкий

0

0


 

В результате проведения исследования по методике «Тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко» можно сделать вывод, что у мальчиков отсутствует низкий уровень толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. У 64,3% опрошенных мальчиков высокий показатель толерантности, что говорит о легком приспособлении к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон. 35,7% мальчиком имеют средний показатель толерантности. Для таких людей адаптация к  партнёрам важнее и достигается проще, чем адаптация к самому себе. Они терпимы к физическому или психологическому дискомфорту, в котором оказался партнёр. Такое наблюдается в тех случаях, когда партнёр недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Такие подростки замечают подобные состояния, они их не раздражают и не вызывают осуждения.

 

Различия в уровнях  коммуникативной толерантности, для  наглядности и удобного сравнения, представим на рис. 3.

 

 

Рис.3 Сравнение уровня коммуникативной толерантности у мальчиков и девочек

 

  На рис.3 видно, что для данной выборки испытуемых присущ высокий и средний уровень толерантности. При чем высокий имеют большее количество мальчиков, ежели девочек. Это может быть связано с более сильным характером мальчиков, который характеризуется большой силой воли, выносливостью, стойкостью и, как правило, терпимостью.

Полные результаты исследования по методике «Тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко» для мальчиков и девочек представлены в Приложении 6.

 

Таким образом обобщая полученные данные можно отметить следующие особенности: уровень эмпатии у большинства испытуемых нормальный, что говорит об умении сопереживать, соучаствовать,  видеть поведение других людей, действовать в условиях дефицита исходной информации о них. Большая часть учащихся толерантны. Они имеют высокий или средний показатель толерантности, что свидетельствует о нормальной терпимости к окружающим, способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками

 

Для подтверждения полученных выводов и поставленной гипотезы исследования был проведен статистический анализ данных с помощью φ-критерия Фишера. Данный критерий позволяет выявить статистическую достоверность различия изучаемых признаков на  двух группах испытуемых.

 

Для этого применяется  следующая формула

  φэмпир.= (φ1- φ2)*  n1*n2/n1+n2, где

Информация о работе Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте