Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Актуальность исследования. Люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматриваются механизмы эмпатии и толерантности.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств
Особое внимание при исследовании подросткового возраста занимает проблема формирования идентичности. В детстве ребенок может судить о себе в соответствии с позициями в разных сообществах и пространствах. Отношение к себе как к сыну или как к ученику может не совпадать, но подобное несовпадение не воспринимается как тревожащее. Можно сказать, что до подросткового возраста «Я» фрагментарно, осколочно или ситуационно зависимо [14].
Многими авторами отмечалось, что центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Проявления чувства взрослости многообразны. Они были подробно описаны Т. В. Драгуновой:
1. Подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
3. Социальная зрелость. Она
возникает в условиях
4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование [6].
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать [12].
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые [11].
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому[12,с. 346]. Это и определяет ведущую деятельность подросткового возраста – общение. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. [12,с. 346].
Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему [12].
Обратим внимание на развитие психических познавательных процессов у подростков.
В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления [15].
В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие [12].
Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным,
анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов [9, 19].
Внимание подростка. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений в силу особенностей объекта (новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и др.), то подросток вполне может управлять своим вниманием.
Внимание подростка становится вполне управляемым , контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Интересная для подростков деятельность вдохновляет их на поддержание произвольного внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью. Внимание в подростковом возрасте сильно зависит от физиологического состояния ребенка, что обусловлено, прежде всего, гормональными изменениями в его организме. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет [1].
В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы [12].
Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных этапов жизни человека. Он сопровождается тяжелым кризисом, в процессе которого ребенок пересматривает свое отношение со средой, родителями и сверстниками. Именно в этот период активно формируется личность ребенка и развитие его психических познавательных процессов.
Выводы по первой главе
В результате изучения теоретических основ эмпатии и толерантности можно сделать следующие выводы:
2. Эмпирическое изучение особенностей эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте
2.1 Программа и методы исследования
Цель исследования - изучить зависимость уровня эмпатии и толерантности от половой принадлежности у подростов.
Объект исследования: эмпатия подростков.
Предмет исследования: толерантность подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровнях проявления эмпатии и толерантности в зависимости от половой принадлежности у подростков.
Задачи исследования:
В исследовании принимали участие 28 человек, из них – 14 мальчиков, 14 девочек. Участниками исследования стали учащиеся 9, 11 классов Трубчевской общеобразовательной школы №1.
В процессе проведения исследования были использованы следующие методики:
Дадим краткое описание используемым методикам.
Методика предназначена
для изучения эмпатии, как способности
к эмоциональному отклику на переживания
других людей.
Диагностирует выраженность как различных
проявлений эмпатии, так и общий уровень
эмпатических способностей. Опросник
состоит из 36 суждений, позволяющих не только
выявить особенности проявления эмпатических
способностей, но и прогнозировать их
возможное развитие. Уровень эмпатии подсчитывается
числом совпадений ответов по ключу по
каждой шкале, а затем определяется суммарная
оценка. В нашем исследовании мы будем
брать во внимание только общий уровень
эмпатии по всем шкалам. Суммарный
показатель может изменяться от 0 до 36
баллов.
Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Достоверными результатами тестирования являются результаты при 3 баллах по шкале «Достоверность». Уровень эмпатии оценивается количеством баллов по шкале развитости эмпатийных тенденций. В методике представлены 5 уровней развития эмпатии: очень низкий, низкий, нормальный, высокий и очень высокий. Люди с низким уровнем испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, как высоко эмпатийные- наоборот, легко сближаются и идут на контакт.
Методика предназначена
для оценки уровня коммуникативной
толерантности личности - способности
принимать людей, позволять им быть
такими, какие они есть, со своими слабостями
и недостатками, принимать неудобства,
доставляемые ими. Ниже приводятся суждения,
которые нужно оценить: 0 баллов — совсем
неверно, 1 — верно в некоторой степени,
2 — верно в значительной степени, 3 — верно
в высшей степени. Подсчитывается сумма
баллов, полученных по всем девяти признакам.
Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной
толерантности.
Информация о работе Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте