Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматриваются механизмы эмпатии и толерантности.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств

Файлы: 1 файл

Цель работы2.docx

— 87.95 Кб (Скачать файл)

Особое внимание при исследовании подросткового возраста занимает проблема формирования идентичности. В детстве  ребенок может судить о себе в соответствии с позициями в разных сообществах и пространствах. Отношение к себе как к сыну или как к ученику может не совпадать, но подобное несовпадение не воспринимается как тревожащее. Можно сказать, что до подросткового возраста «Я» фрагментарно, осколочно или ситуационно зависимо [14].

Многими авторами отмечалось, что центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Проявления чувства взрослости многообразны. Они были подробно описаны Т. В. Драгуновой:

1. Подражание внешним признакам взрослости — курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков  на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она  возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование [6].

Отрочество - период, когда  подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и  развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать [12].

Примерно в 11-12 лет возникает  интерес к своему  внутреннему  миру, а затем происходит постепенное  усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются  им пристрастно. Подросток хочет  понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел  бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как  в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые [11].

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение  с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому[12,с. 346]. Это и определяет ведущую деятельность подросткового возраста – общение. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. [12,с. 346].

Учеба в школе или в  училище занимает большое место  в жизни подростка. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему [12].

Обратим внимание на развитие психических познавательных процессов  у подростков.

В подростковом возрасте у  ребенка продолжает развиваться  теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления [15].

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с  другой - за счет усвоения множества  значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток  интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие [12].

Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным,

анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов [9, 19].

Внимание подростка. Если у младшего школьника преобладает  непроизвольное внимание, которое возникает  и поддерживается независимо от сознательных намерений в силу особенностей объекта (новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и др.), то подросток вполне может управлять  своим вниманием.

Внимание подростка становится вполне управляемым , контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Интересная для подростков деятельность вдохновляет их на поддержание произвольного внимания, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью. Внимание в подростковом возрасте сильно зависит от физиологического состояния ребенка, что обусловлено, прежде всего, гормональными изменениями в его организме. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 лет [1].

В подростковом возрасте воображение  может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы [12].

Таким образом, подростковый возраст является одним из самых сложных этапов жизни человека. Он сопровождается тяжелым кризисом, в процессе которого ребенок пересматривает свое отношение со средой, родителями и сверстниками. Именно в этот период активно формируется личность ребенка и развитие его психических познавательных процессов.

 

                             Выводы по первой главе

 

В результате изучения теоретических  основ эмпатии и толерантности можно сделать следующие выводы:

  1. Эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживания другому человеку.
  2. Выделяют 5 механизмов эмпатии по мере их появления в онтогенезе: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание и рефлексия.
  3. Эмпатия может проявляться в реальном общении людей, а так же при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д.
  4. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
  5. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия.
  6. Подростковый возраст является кризисным возрастом, связанным с перестройкой организма ребенка — половым созреванием.
  7. В отрочестве подросток переоценивает своё отношение ко всем сферам жизни.

 

 

 

 

2. Эмпирическое  изучение особенностей эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте

2.1 Программа и  методы исследования

 

Цель исследования - изучить  зависимость уровня эмпатии и толерантности от половой принадлежности у подростов.

 

Объект исследования: эмпатия подростков.

Предмет исследования: толерантность  подростков.

Гипотеза исследования: существуют различия в уровнях проявления  эмпатии и толерантности в зависимости от половой принадлежности у подростков.

Задачи исследования:

  1. Изучить уровень эмпатии и толерантности у разных полов с помощью эмпирического исследования.
  2. Выявить различия между уровнями эмпатии и толерантности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

 

В исследовании принимали  участие 28 человек, из них – 14 мальчиков, 14 девочек. Участниками исследования стали учащиеся 9, 11 классов Трубчевской общеобразовательной школы №1.

 

В процессе проведения исследования были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко (см. Приложение 1).
  2. Исследование уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов) (см. Приложение 2).
  3. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко (см. Приложение 3).

Дадим краткое описание используемым методикам.

  1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.

Методика предназначена  для изучения эмпатии, как способности к эмоциональному отклику на переживания других людей. 
Диагностирует выраженность как различных проявлений эмпатии, так и общий уровень эмпатических способностей. Опросник состоит из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие. Уровень эмпатии подсчитывается числом совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. В нашем исследовании мы будем брать во внимание только общий уровень эмпатии по всем шкалам.  Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов.

  1. Исследование уровня эмпатийных тенденций ( И.М. Юсупов).

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Достоверными результатами тестирования являются результаты при 3 баллах по шкале «Достоверность». Уровень эмпатии оценивается количеством баллов по шкале развитости эмпатийных тенденций. В методике представлены 5 уровней развития эмпатии: очень низкий, низкий, нормальный, высокий и очень высокий. Люди с низким уровнем испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, как высоко эмпатийные- наоборот, легко сближаются и идут на контакт.

 

  1. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко 

Методика предназначена  для оценки уровня коммуникативной  толерантности личности - способности  принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставляемые ими. Ниже приводятся суждения, которые нужно оценить: 0 баллов — совсем неверно, 1 — верно в некоторой степени, 2 — верно в значительной степени, 3 — верно в высшей степени. Подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам. 
Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности.

Информация о работе Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте