Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Актуальность исследования. Люди постоянно находятся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими и незнакомыми людьми. Необходимость и потребность в общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Очень большую роль в межличностном общении играют механизмы перцепции. В данной работе наиболее глубоко рассматриваются механизмы эмпатии и толерантности.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств
Сопереживание взрослым и животным чаще наблюдалось у мальчиков, а сочувствие - у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопереживание чаще выражалось девочками, а сочувствие - мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали [7].
Таким образом, эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживания другому человеку. Настоящая, глубинная эмпатия является не таким уж частым, трудным для того, кто стремиться так понимать другого человека, явлением. Но значение её для роста и развития, эмоционального благополучия, причём, и эмпатизируемого, и эмпатизирующего, трудно переоценить.
1.2 Различные подходы к пониманию феномена толерантности
В последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году проделана тщательная работа по анализу категории "толерантность". В ней суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя [2].
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
В «Толковом словаре
русского языка» под редакцией
Д.Н.Ушакова категория «
В «Большом психологическом словаре» толерантность определяется неоднозначно: во-первых, как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого»; во-вторых, как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; в-третьих, как «переносимость лекарств» [20].
В психологии, как и в
других областях научного знания, следует
различать обыденные и
Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо–русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [2].
Этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. Заметим, что составители словаря указывают: толерантность может нести и положительный заряд, и негативную окраску. Тут и «формирование способности противостоять любым попыткам ограничения человеческой, в том числе и личной, свободы», «неестественное воздержание, вид скрежетания зубами при смирении с поведением, убеждениями и ценностями другого».
В «Философском энциклопедическом словаре» оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции».
Толерантность является признаком
уверенности человека в надежности
своих позиций, отсутствия боязни сравнения
и конкуренции с другими
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды [20].
Изучались разные аспекты феномена толерантности. В частности рассматривались общефилософские и социо-культурные вопросы толерантности.
Ряд работ посвящен психолого-педагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Н. А. Асташова, С. Л. Братченко, и др.).
Исследовалась проблема толерантности и в рамках анализа процесса межличностного общения (Г. А. Асмолов, Г. У. Солдатова, С. Л. Братченко) [8].
Терпимость как
Г. Олпорт выделяет три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями, конформную толерантность и толерантность как черту характера [3].
Бойко определяет ситуативную толерантность, типологическую, профессиональную, общую толерантность. Ситуативная толерантность - общение с конкретным человеком (коллегой, брачным партнером и т.д.). Типологическая толерантность проявляется в отношении человека к группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя. Низкий уровень типологической толерантности проявляется в таких суждениях, как «меня раздражают представители такой - то нации», «лучше не иметь дела с пенсионерами» [3]. Профессиональная толерантность выявляется в отношении к людям с которыми приходится взаимодействовать по роду деятельности, главным образом, в рабочей обстановке. Общая коммуникативная толерантность предполагает отношение к людям в целом и обусловлена жизненным опытом, характером, ценностями, состоянием психического здоровья человека. Можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности - периоды терпимости сменяются моментами раздражения. Чем меньше неприятных, неприемлемых различий находит человек в партнере, тем выше уровень его коммуникативной толерантности, то есть реже возникает раздражение по поводу индивидуальных отличий [3].
Н.Л. Иванова, Ю.Н. Фролова выделяют толерантность цивилизационную, международную (межгосударственную), этническую, социальную и индивидуальную. Толерантность цивилизационная (социокультурная) подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров (цивилизаций). Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения и пр. Этническая толерантность есть основное средство достижения гармонии национальных отношений в мультинациональных обществах, потому что основывается на признании того факта, что под различиями скрыто существенное сходство. Социальная толерантность, которую можно определить как ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, является ничем иным, как гармонизацией отношений в обществе. На индивидуальном уровне толерантность является добродетелью, то есть нормой поведения ответственной личности. Этот уровень существования толерантного сознания выступает фундаментом любой терпимости в обществе и является предметом самого широкого воспитания.
Г.У.Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой были выделены такие виды толерантности как: толерантность к себе, к близкому окружению, по отношению к другим людям и общая толерантность.
Выделяется три подхода
к пониманию сущности межличностной
толерантности, определяемых в зарубежной
и отечественной психологии. С
одной стороны, ряд авторов используют
межличностную толерантность в
неопределенно отрицательном
Таким образом, толерантность не имеет определенного значения, но чаще всего определяется как терпимость к чему-либо, переносимость. В настоящее время развитие толерантности имеет большое значение для общества, так как сегодня люди крайне агрессивны и нетерпимы друг к другу.
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) [12, с. 345].
Подростковый возраст
связан с перестройкой организма
ребенка — половым созреванием.
И хотя линии психического и физиологического
развития не идут параллельно, границы
этого периода значительно
Еще К. Левин связал причины конфликтного типа развития подростков с их «переходным» положением в обществе [6].Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация[10,с. 493]: подростки вступают во взаимодействие в основном со сверстниками и значительно меньше с младшими детьми или взрослыми. Это связано с тем, что подросток хочет казаться старше и поэтому меньше общается с младшими детьми, а также потому что стремяться к самостоятльности, без принуждения, которое часто навязывают взрослые.
Возрастная сегрегация может иметь негативные последствия. Отгороженность от младших лишает подростков возможности руководить и обучать тех, кто знает меньше, чем они, за исключением того незначительного времени, которое уделяется ими заботе о сиблингах, либо когда они работают нянями, вожатыми в летних лагерях. В свою очередь, отделение от мира взрослых означает, что подростки упускают шанс научиться чему-то новому — возможность работать рядом со старшими, опытными людьми [10].
Л. С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса».
Анализируя кризис подросткового возраста (самый длительный и сложный из всех кризисов), Л. И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12—14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15—17 лет) — осознанием своего места в будущем, т. е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит и представление о своем желаемом Я, и о том, что он хочет совершить в своей жизни [6].
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка [11].
Через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности.
Сегодня, когда в России появляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают.
В современном мире вещи
могут стать растлителем
Другой характеристикой подросткового возраста является длительная экономическая зависимость. В таком обществе, как, например, Соединенные Штаты, молодые люди часто зависят от финансовой поддержки родителей во время продолжительного образования, необходимого для профессиональной деятельности, требующей технологически сложных навыков. Для тех, кто не получил достаточного образования, доступна лишь малоинтересная и низкооплачиваемая работа. В любом случае, подростки часто испытывают фрустрацию и обеспокоены поиском своего места в этом мире. Так или иначе, подростковый возраст в некотором отношении является временем ограниченных прав, возможностей и предписанных ролей [10].
Информация о работе Особенности эмпатии и толерантности мальчиков и девочек в подростковом возрасте