Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
2. Изучить процесс развития речи младших школьников.
3. Экспериментальным путем выявить уровень развития речи у младших школьников.
4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ результатов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности формирования навыков произношения 6
1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18
2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Участие родителей в коррекции речи 22
3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25
3.1 25
3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности формирования навыков произношения 6
1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18
2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Участие родителей в коррекции речи 22
3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25
3.1 25
3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Дети индивидуальны и
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В тоже время, одной из актуальных проблем современного общества является возросшее количество детей с речевой патологией. Психологами и педагогами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений за логопедической помощью.
В школе недостатки
речи могут вызвать неуспеваемость,
страдает письменная речь, т.к. младшие
школьники преимущественно
Научно доказано и прямое влияние уровня развития речи на формирование интеллекта, особенно у детей старше 3-х лет. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что также влияет на успеваемость.
Наиболее распространёнными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звуко-произношения: неумение произносить звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
- нарушения
в строении артикуляционного
аппарата (увеличенный язык; укороченная,
массивная подъязычная уздечка;
- недоразвитие
артикуляционной моторики (мышцы
губ и языка недостаточно
- недоразвитие речевого дыхания.
Т.е., одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Так, отечественные физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.
Еще древнегреческий философ Аристотель отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гиппократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л.С. Выготский, и его идеи продолжают разрабатываться многими психологами.
По мнению Д.Б. Эльконина, усвоение звуковой стороны языка, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
Для формирования правильного произношения звуков И.Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом «при помощи искусного, психологически-обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов».
А.Н. Гвоздев, отмечал, что отсутствующие в произношении звуки, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.
Таким образом, воспитание речи у детей младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными логопедии, такими как М.Е. Хватцев, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением речи.
Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа над артикуляционным аппаратом младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть
теоретические вопросы
2. Изучить процесс развития речи младших школьников.
3. Экспериментальным
путем выявить уровень
4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ результатов.
Гипотеза: уровень речевого развития детей младшего школьного возраста повышается в результате проведения коррекционно-логопедических занятий над артикуляционным аппаратом.
В ходе работы нами использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация и др.; эмпирические: наблюдение, изучение деятельности детей, эксперимент, обработка результатов.
Базой исследования выбрана: МОУ СОШ №163 г. Зеленогорска Красноярского края. В исследовании принимали участие ученики первого класса с нарушениями речи (7-8 лет) в количестве 15 человек.
Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, так как речь — это средство общения с учителем, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций. От его уровня во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Современный
ребёнок перед поступлением в
школу должен уметь правильно
произносить звуки, иметь развитые
фонематические процессы, владеть простыми
формами языкового анализа и
синтеза, знать буквы, читать слоги,
иметь богатый словарный запас.
Всё это поможет ему
Правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Так, на первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. К концу года произносит особые слова, понятные только матери и ребенку. Может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай». К двум-трем годам усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. К трем годам малыши правильно называют предметы и явления окружающего мира, активно используют в речи все части речи: синонимы, антонимы и др. Начиная с трех-четырех лет, дети грамотно употребляют все простые предлоги и активно используют их в связной речи. Чуть позже они полностью усваивают правила согласования существительных с прилагательными и с числительными в именительном падеже. На четвертом – пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством.
Здесь необходимо отметить, что в становлении произношения примерно до четырех лет наблюдается так называемый физиологический период возрастного нарушения звукопроизношения, когда в речи могут присутствовать допустимые ошибки. Но к пяти годам у малышей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Но произношение звуков Р и Р' может по-прежнему оставаться несформированным. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В семь лет произносительная сторона речи дошкольника максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок уже имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой. 1
Таким образом, большинство детей к моменту поступления в школу, правильно произносят все звуки родного языка - сформировано звукопроизношение, имеют значительный запас слов; у них завершается важнейший этап речевого развития - усвоение грамматической системы; возрастает количество распространенных, сложных предложений, вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь, что дает ребенку возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
Однако в
настоящее время наблюдается
значительное увеличение числа детей,
которые поступают в первый класс
с несформированными
Под дефектами речи в целом и звукопроизношения в частности следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи, поскольку они не исчезают самостоятельно. Встречаются отдельные недостатки произношения: не всегда четко произносятся шипящие; иногда звук Р заменяется на Л или Й; Л – на Л'. Кроме того, наблюдается неустойчивое употребление уже хорошо сформированных звуков в сложных словах. К сожалению, такое речевое нарушение у многих родителей не вызывает тревоги, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса или вырастут передние зубы. Имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей приводят к неуспеваемости в школе. Так, при обучении чтению дети с нарушением звукопроизношения часто путают, пропускают буквы и части слов, не дочитывают слова до конца, прочитывают какую-то букву или часть слова несколько раз, не делают пауз между словами и предложениями, не могут объяснить значение прочитанного слова, неправильно ставят ударения, не используют интонацию при чтении. Как следствие, прочитанное становится непонятным ни самому ребенку, ни слушателям. Кроме того, у таких детей ошибки на письме схожи с ошибками при чтении: ребенок путает буквы, схожие по написанию (ш – щ, у – д, э – з и др.) и по звучанию (б – п, в – ф, о – у, г – х и др.), при переписывании или диктанте не дописывает буквы и части слов, пропускает или заменяет буквы, прописывает буквы в зеркальном отображении, дописывает ненужные элементы букв, не делает пропуски между словами и предложениями, неправильно использует знаки препинания или не использует их вообще.
Не следует надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Дети с подобными недостатками произношения нуждаются в специальной помощи логопеда, которая выстроит базу для успешного усвоения общеобразовательной программы. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляторного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Поэтому необходимо научить детей управлять органами, участвующими в речевом процессе. Для этого важно знать, какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата, какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного уклада каждого конкретного звука.
Произношение
звуков является результатом сложной,
взаимосвязанной и
Информация о работе Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом