Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
2. Изучить процесс развития речи младших школьников.
3. Экспериментальным путем выявить уровень развития речи у младших школьников.
4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности формирования навыков произношения 6
1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18
2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Участие родителей в коррекции речи 22
3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25
3.1 25
3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

2_Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом.docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6

1.2 Особенности формирования навыков произношения 6

1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12

2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18

2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18

2.2 Участие родителей в коррекции речи 22

3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25

3.1 25

3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дети индивидуальны и неповторимы, но все они проходят через возрастные периоды, характеризующиеся определенными  двигательными навыками, особенностями  эмоционального, интеллектуального  и речевого развития. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование  правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок  учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В тоже время, одной из актуальных проблем современного общества является возросшее количество детей с речевой патологией. Психологами и педагогами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений за логопедической помощью.

В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь, т.к. младшие  школьники преимущественно пишут  так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической  грамотностью установлена тесная связь.

Научно доказано и прямое влияние уровня развития речи на формирование интеллекта, особенно у детей старше 3-х лет. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма, что также влияет на успеваемость.

Наиболее  распространёнными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения  звуко-произношения: неумение произносить звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:

- нарушения  в строении артикуляционного  аппарата (увеличенный язык; укороченная,  массивная подъязычная уздечка;  аномалии прикуса и др.);

- недоразвитие  артикуляционной моторики (мышцы  губ и языка недостаточно развиты,  их движения замедленны и однотипны,  плохо дифференцируются, быстро  утомляются при однообразных  движениях и т.д.);

- недоразвитие  речевого дыхания.

Т.е., одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Так, отечественные физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

Еще древнегреческий  философ Аристотель отмечал, что  у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны  с образованием речи. Другой греческий  философ Гиппократ считал, что  воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует. Большое внимание проблеме развития речи уделял Л.С. Выготский, и его идеи продолжают разрабатываться многими психологами.

По мнению Д.Б. Эльконина, усвоение звуковой стороны языка, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

Для формирования правильного произношения звуков И.Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы  взрослые помогали ребенку в этом «при помощи искусного, психологически-обоснованного  расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов».

А.Н. Гвоздев, отмечал, что отсутствующие в произношении звуки, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.

Таким образом, воспитание речи у детей младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными логопедии, такими как М.Е. Хватцев, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением речи.

Предмет исследования: коррекционно-логопедическая работа над артикуляционным аппаратом младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть  теоретические вопросы изучения  особенностей развития речи младших  школьников.

2. Изучить  процесс развития речи младших  школьников.

3. Экспериментальным  путем выявить уровень развития  речи у младших школьников.

4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.

5. Провести  анализ результатов.

Гипотеза: уровень речевого развития детей младшего школьного возраста повышается в результате проведения коррекционно-логопедических занятий над артикуляционным аппаратом.

 

В ходе работы нами использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация и др.; эмпирические: наблюдение, изучение деятельности детей, эксперимент, обработка результатов.

Базой исследования выбрана: МОУ СОШ №163 г. Зеленогорска Красноярского края. В исследовании принимали участие ученики первого класса с нарушениями речи (7-8 лет) в количестве 15 человек.

Структурно  работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

 

1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

 

1.2 Особенности  формирования навыков произношения

Развитие  речевой функции является одним  из важнейших условий успешного  обучения ребенка в школе, так  как речь — это средство общения  с учителем, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования  психических функций. От его уровня во многом зависит качество дальнейшего  обучения и воспитания младших школьников.

Современный ребёнок перед поступлением в  школу должен уметь правильно  произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, владеть простыми формами языкового анализа и  синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет ему всесторонне  развиваться и успевать по всем предметам.

Правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Так, на первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. К концу года произносит особые слова, понятные только матери и ребенку. Может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай». К двум-трем годам усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. К трем годам малыши правильно называют предметы и явления окружающего мира, активно используют в речи все части речи: синонимы, антонимы и др. Начиная с трех-четырех лет, дети грамотно употребляют все простые предлоги и активно используют их в связной речи. Чуть позже они полностью усваивают правила согласования существительных с прилагательными и с числительными в именительном падеже. На четвертом – пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством.

Здесь необходимо отметить, что в становлении произношения примерно до четырех лет наблюдается так называемый физиологический период возрастного нарушения звукопроизношения, когда в речи могут присутствовать допустимые ошибки. Но к пяти годам у малышей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Но произношение звуков Р и Р' может по-прежнему оставаться несформированным. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В семь лет произносительная сторона речи дошкольника максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок уже имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой. 1

Таким образом, большинство детей к моменту поступления в школу, правильно произносят все звуки родного языка - сформировано звукопроизношение, имеют значительный запас слов; у них завершается важнейший этап речевого развития - усвоение грамматической системы; возрастает количество распространенных, сложных предложений, вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь, что дает ребенку возможность успешно овладевать программным материалом в школе.

Однако в  настоящее время наблюдается  значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс  с несформированными компонентами устной речи; у многих из них ярко проявляется речевая запущенность; выявляются серьезные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения русскому языку и являются причинами дисграфии и дислексии. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастными причинами речевого недоразвития обусловлено лишь 22% всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в некоторых первых классах насчитывается до 85-90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. 2 Такое положение дел привело к тому, что многие учителя вынуждены активно организовывать  работу с детьми младшего школьного возраста по развитию механизма речи.

Под дефектами речи в целом и звукопроизношения в частности следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи, поскольку они не исчезают самостоятельно. Встречаются отдельные недостатки произношения: не всегда четко произносятся шипящие; иногда звук Р заменяется на Л или Й; Л – на Л'. Кроме того, наблюдается неустойчивое употребление уже хорошо сформированных звуков в сложных словах. К сожалению, такое речевое нарушение у многих родителей не вызывает тревоги, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса или вырастут передние зубы. Имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей приводят к неуспеваемости в школе. Так, при обучении чтению дети с нарушением звукопроизношения часто путают, пропускают буквы и части слов, не дочитывают слова до конца, прочитывают какую-то букву или часть слова несколько раз, не делают пауз между словами и предложениями, не могут объяснить значение прочитанного слова, неправильно ставят ударения, не используют интонацию при чтении. Как следствие, прочитанное становится непонятным ни самому ребенку, ни слушателям. Кроме того, у таких детей ошибки на письме схожи с ошибками при чтении: ребенок путает буквы, схожие по написанию (ш – щ, у – д, э – з и др.) и по звучанию (б – п, в – ф, о – у, г – х и др.), при переписывании или диктанте не дописывает буквы и части слов, пропускает или заменяет буквы, прописывает буквы в зеркальном отображении, дописывает ненужные элементы букв, не делает пропуски между словами и предложениями, неправильно использует знаки препинания или не использует их вообще.

Не следует надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Дети с подобными недостатками произношения нуждаются в специальной помощи логопеда, которая выстроит базу для успешного усвоения общеобразовательной программы. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляторного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Поэтому необходимо научить детей управлять органами, участвующими в речевом процессе. Для этого важно знать, какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата, какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного уклада каждого конкретного звука.

Произношение  звуков является результатом сложной, взаимосвязанной и координированной работы всех органов речевого аппарата. М.Ф.Фомичев3 отмечает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

Информация о работе Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом