Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
2. Изучить процесс развития речи младших школьников.
3. Экспериментальным путем выявить уровень развития речи у младших школьников.
4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности формирования навыков произношения 6
1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18
2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Участие родителей в коррекции речи 22
3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25
3.1 25
3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

2_Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом.docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

 

Артикуляционную гимнастику необходимо делать перед  зеркалом, поэтому у каждого ребёнка  должно быть индивидуальное небольшое  зеркало. После того как ребенок  научится выполнять движение, зеркало  можно убрать, функции контроля возьмут  на себя его собственные ощущения.

Проводить артикуляционную  гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте. На первых занятиях не обязательно делать все упражнения, достаточно 3-4. Постепенно количество упражнений увеличивать, вводя новые.

Комплекс  универсальных артикуляционных  упражнений приводим в Приложении 2.

Произнесение  большинства звуков русского языка  требует направленной воздушной  струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной  гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие  принимают щеки, губы, язык. Мы говорим  на выдохе, любое нарушение этого  правила приводит к искажению  звучащей речи, поэтому работа над  речевым дыханием очень важна.

Поэтому после  артикуляционных упражнений целесообразно  проводить упражнения для развития речевого дыхания. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми класса. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать полным дыханием: хорошо поставленное речевое дыхание является залогом четкого произношения звуков и ясной дикции.

Формировать навык владения дыханием и голосом  предлагаем с помощью упражнений, которые представлены в Приложении 3.

Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания: воздух набирать через нос; плечи не поднимать; вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не «перебирали дыхание», т.к. это влечет за собой резкий выдох - голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. Нельзя и много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Таким образом, учитель начальных классов свою работу сочетает с занятиями логопеда, проводя развитие фонематического слуха, исправление недостатков произношения и применяя различные формы работы.

В ходе экспериментальной  работы был использован ряд методов  и приёмов коррекционно-логопедической работы, основным звеном которого, является артикуляционная гимнастика, что дало возможность добиться положительных результатов. В результате проведенной коррекционно-логопедической работы у детей вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение артикуляционных органов, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков.

Результаты  повторной диагностики в 1-х классах, где проводились логопедического занятия с использованием артикуляционной гимнастики, в мае 2012 года показали, что уровень звукопроизношения возрос у всех детей. С диагностическим заданием все они справились уверенно, свободно выполняли артикуляционные упражнения. Дети, у которых были незначительные нарушения звукопроизношения, говорили практически без нарушений произношения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Речь не является врожденной способностью человека, она  формируется постепенно. Одним из важнейших показателей полноценного становления речи ребенка является развитие ее звуковой (произносительной) стороны.

Нередко развитие звуковой стороны речи, особенно в  раннем возрасте, происходит без должного внимания взрослых, поэтому значительное число дошкольников имеет те или  иные недостатки произношения. По свидетельству  специалистов, количество детей поступающих в школу с недостатками речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, растет год от года.

Устранение  нарушений звукопроизношения у  младших школьников - одна из важнейших  задач логопедии. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.

Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения  у младших школьников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учёт возрастных  и индивидуальных особенностей  ребёнка;

- этиологию,  механизм, структуру речевого дефекта;

- использование  методов обучения, выбор которых  зависит от этапа коррекционно-логопедической работы.

Одним из этапов коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. При этом ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.

При занятиях используются два вида упражнений: статистические и динамические. Статистические упражнения направлены на удержание  артикуляционной позы в течение 10-15 секунд каждое. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей  переключаемости.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Практическая  часть данной работы проводилась  на базе МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края, с детьми первых классов.

Все дети были обследованы логопедом в первые две недели сентября, в результате которого выявлены первоклассники с нарушениями речи, с которыми необходимо проводить коррекционную работу по исправлению недостатков звукопроизношения.

В ходе проведения исследования была разработана системы по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов с применением артикуляционных упражнений на уроках обучения грамоте.

Контрольное обследование позволило сделать вывод о положительной динамике в преодолении нарушенного звукопроизношения у детей посредством артикуляционных упражнений.

Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что уровень речевого развития детей младшего школьного возраста повышается в результате проведения коррекционно-логопедических занятий над артикуляционным аппаратом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 318 с.
  2. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова.– М.: АСТ: «Астрель», 2007. - 60 с.
  3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М.:АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.
  4. Березина Н.О. Гигиенические аспекты тестирования физической подготовленности детей 4-7 лет / Н.О. Березина, И.П. Лашнева // Гигиена и санитария. – 2005. – №2. – С.51.
  5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 65 с.
  6. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.
  7. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. Методические разработки и проведение коррекционных занятий / Г.А. Волкова. - СПб.;1992.
  8. Гризик Т. Речевое развитие современного ребенка / Т. Гризик // Детский сад от А до Я. - 2005. - №2. - С.4-8.
  9. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. - М.: Сфера, 2005. - 171 с.
  10. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. - 2004 - .№8. – С.25-29.
  11. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2000. – 328 с.
  12. Жолнерович Н.И. Хитрости артикуляции: пособие / Н.И. Жолнерович. – Мн.: БГАТУ, 2010. – 56 с.
  13. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. – Мн.: БГПУ, 2006. – 74 с.
  14. Киселенко Т.Е. Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии / Т.Е. Киселенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 288 с.
  15. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практ. пособие / Е.Н. Краузе. – СПб.: Корона принт, 2005. – 75 с.
  16. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005. – 35 с.
  17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. – 704 с.
  18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  19. Львов М.Р. Основы теории речи: уч. пос. / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с.
  20. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению // М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
  21. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – М.: Феникс, 2003. – 448 с.
  22. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2007. – 90 с.
  23. Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь: Альбом для педагога / Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина. - М.: Владос, 2000.-56 с.
  24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: Учеб. пособие / М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 1989. – 239 с
  25. Хватцев М. Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.

  

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 Жолнерович Н.И. Хитрости артикуляции: пособие / Н.И.Жолнерович. – Мн.: БГАТУ, 2010. – 56 с.

2 Гризик Т. Речевое развитие современного ребенка / Т. Гризик // Детский сад от А до Я. - 2005.- №2. - С.4-8.

3 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: Учеб. пособие / М.Ф.Фомичева – М.: Просвещение, 1989. – С.39.

4 Жолнерович Н.И. Хитрости артикуляции: пособие / Н.И.Жолнерович. – Мн.: БГАТУ, 2010. – 56 с.

5 Артикуляция – деятельность органов речи, (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, челюстей), необходимая для произнесения как отдельных звуков речи, так и их комплексов, составляющих слоги и слова.

6 Уздечка – пленочка - связка под языком.

7 Нормальный прикус характеризуется таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимѐнные нижние зубы.


Информация о работе Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом