Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
2. Изучить процесс развития речи младших школьников.
3. Экспериментальным путем выявить уровень развития речи у младших школьников.
4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ результатов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности формирования навыков произношения 6
1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18
2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Участие родителей в коррекции речи 22
3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25
3.1 25
3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Данные, накопленные
в школе, свидетельствует о возрастании
числа первоклассников с
Возник вопрос, как быть с теми младшими школьниками, у кого системные недостатки функционирования речевой базы, а именно:
1. Слабо натренированный артикуляционный аппарат;
2. Неточная
работа артикуляционного
- в результате
вялости и недостаточной
- в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, «скороговорчатость» произнесения;
- нечеткость
произнесения ряда звуков, нестойкостью
употребления нарушенных
3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение.
В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе и родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем.
В связи с этим потребовалась разработка системы работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов, которая предусматривала бы возможность выявления большинства случаев речевых нарушений на ранних этапах обучения, когда можно полностью или частично предотвратить развитие дисграфии, дислексии, а также позволила привлечь к коррекции круг лиц, заинтересованных в ее успехе.
В чём же заключается эта система? Во-первых, зачисление первоклассников на ПКПП. В 163 школе уже отказались от общепринятой схемы набора первоклассников в коррекционно-педагогический пункт по запросам учителей. Теперь работа по выявлению детей с нарушением речи включает:
- анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт первоклассников, что позволяет получить первые данные о нарушении речи;
- сбор информации о посещении ребенком детского сада, занятиях с логопедом в дошкольном возрасте, двуязычии в семье;
- экспресс-обследование
всех первоклассников (
Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта и указывают на уровень речевой готовности первоклассника к школе.
Таким образом, полученная информация позволяет педагогам действовать по определенному алгоритму:
- установить основные показатели уровня речевого развития во всех 1-х классах (в каждом классе отдельно);
- по запросам учителей на логопедический пункт направляются дети с нарушениями познавательной деятельности, внимания;
- рекомендовать
учителям первых классов
- давать родителям советы, касающиеся именно их ребенка.
Условно, практическая часть нашей работы может быть разделена на три этапа: на констатирующем этапе выявляется уровень сформированности звукопроизношения детей, затем на формирующем этапе проводится коррекционно-логопедическая работа и на контрольном этапе выявляется эффективность предложенной системы для устранения недостатков звукопроизношения у младших школьников.
Итак, на начало 2011-2012 учебного года, в первые две недели сентября, для выявления учащихся с недостатками речи, постановки диагноза, формирования групп и индивидуальной работы в логопункте, всех первоклассников обследует логопед. На основании первичного обследования, заполняется журнал учета детей с нарушениями речи, в котором дана общая характеристика нарушений речи для зачисления на логопедические занятия.
После первичного обследования логопедом проводится основное, тщательное индивидуальное обследование детей с дефектами речи. При логопедическом обследовании изучается строение и подвижность органов артикуляционного аппарата и состояние звукопроизношения и фонематического восприятия.
По итогам сверки медицинских заключений и логопедического обследования учащихся, проведенного в первые недели учебного года, были выявлены дети с разнообразными нарушениями устной и письменной речи.
Для занятий в логопедическом пункте, логопед сформировал группы детей с наиболее серьезными нарушениями, такими как ОНР (общее недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематические нарушения), ФД (фонетический дефект).
Первоклассников,
имеющих нарушения речи, ограниченные
в основном незрелостью фонематического
восприятия (при сохранном
Для них рекомендовано организовать работу по улучшению качества речевой моторики, для чего мы воспользовались простым, но эффективным средством совершенствования силы, точности и координации речевых движений – артикуляционной гимнастикой, которая была включена в уроки по обучению грамоте в 1-х классах.
Артикулярные упражнения настоятельно рекомендовано и родителям для ежедневного выполнения с детьми дома на протяжении 1,5-2 месяцев.
Родители
получают информацию о ее особенностях,
этапах и активно участвуют в
отработке навыков
- некоторые сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;
- сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связной речи);
- картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;
- перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель-ребенок» и т.д.);
- информацию о роли родителей, их поддержке и помощи, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения;
- некоторые сведения, необходимые родителям для распознавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту;
- сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним.
Подобная информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребенку. У них повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми.
По запросам педагогов, с родителями первых классов на родительских собраниях в 201-2012 учебном году, проведены беседы «Роль родителей в исправлении речи детей», «Предпосылки обучения грамоте», «Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения школьника», «Принципы письма».
Совместная работа логопеда, учителя и родителей дает положительные результаты, поскольку в данном случае осуществляются принципы системности, последовательности и единства требований, что приводит к образованию у ребенка более прочного речевого навыка.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает эффективность использования предложенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов с применением артикуляционных упражнений на уроках обучения грамоте.
Речевая (артикуляционная) гимнастика, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, способствует устранению у младших школьников нарушений звукопроизношения, помогает формировать полноценное звукоразличение, что напрямую помогает профилактике у них фонематических дисграфий, дислексий.
Следовательно, цель и задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что коррекционно-логопедические занятия над артикуляционным аппаратом повышают уровень речевого развития детей младшего школьного возраста, нашла свое подтверждение.
Естественно, что данная работа требует дальнейшего анализа, совершенствования, однако уже сегодня можно сказать, что такой подход имеет ряд положительных черт, поскольку позволяет:
- видеть
общую речевую ситуацию и
- обеспечить
диагностику подавляющего
- прогнозировать успешность процесса обучения грамоте для каждого ребенка;
- создать
для ученика с нарушением речи
единое коррекционно-
Русский язык является одним из основных предметов программы школы. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка или программы гуманитарных предметов. На уроках обучения грамоте дети знакомятся со звуками русского языка и очень важно произносить их правильно и чётко. Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от подвижности и объёма движений органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила и дифференцированность движений губ, языка, мягкого нёба не появляется у ребёнка сразу, а вырабатывается у ребенка постепенно в процессе речевой деятельности. Чтобы помочь первокласснику с нарушением речи выработать эти движения, надо проводить артикуляционную гимнастику, которая является основой формирования речевых звуков, а значит и залогом правильного чтения.
Данная разработка представляет собой комплекс упражнений для губ и языка.
Упражнения состоят из двух блоков (Приложение 1):
- статичные
положения губ и языка,
- динамические
движения языка, цель которых
– развитие силы мышц, точности
и дифференциации движений
При отборе упражнений соблюдалась определенная последовательность: идти от простых упражнений к более сложным.
Далее предлагается конспект логопедического занятия, с использованием артикуляционной гимнастики как составной части урока по обучению грамоте в 1-х классах.
Цели и задачи занятия:
Образовательные: расширение словарного запаса; обучение полному связному ответу.
Развивающие: развитие мышц артикуляционного аппарата; развитие внимания; развитие самоконтроля; развитие эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение контролировать поведение во время работы; следить за осанкой.
Необходимое оборудование и материалы: индивидуальные зеркала, компьютер, проектор, экран и мультимедийное пособие «Артикуляционная гимнастика», т.к. стихотворные формы, красочные картинки и фотографии в слайдах вызывают у детей наибольший интерес.
Ход занятия:
Мотивация учащихся |
I. Орг. момент. - Что нас ждёт сегодня на уроке? Попробуем узнать? |
Ход и содержание урока |
II. Основное занятие. - Посмотрите и послушайте, какое у нас упражнение. - Посмотрите, как его сделаю я. - Смотри на себя в зеркало и выполняй упражнение под мой счет. - Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык. - Закрой рот, проглоти слюну и расскажи, как правильно делать упражнение. - Выполни еще раз это упражнение. - Переходим к следующему упражнению. |
Проверка и оценивание ЗУНов |
III. Итог. Какое упражнение вам больше всего запомнилось? Какое упражнение вам больше всего понравилось? Кто делал упражнения лучше всех. |
Рефлексия деятельности на уроке |
IV. Рефлексия. Какому упражнению вы научите своих родителей или младших братьев или сестёр? Что вам помогло справиться с работой? С каким настроением мы перейдем к следующей работе? |
Информация о работе Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом