Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
2. Изучить процесс развития речи младших школьников.
3. Экспериментальным путем выявить уровень развития речи у младших школьников.
4. Предложить пограмму коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом у детей младшего школьного возраста.
5. Провести анализ результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности формирования навыков произношения 6
1.3 Коррекционно-логопедическая работа с детьми по развитию артикуляционного аппарата 12
2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 18
2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Участие родителей в коррекции речи 22
3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25
3.1 25
3.2 Артикуляционная логопедическая гимнастика, как составная часть урока обучения грамоте в 1-х классах общеобразовательной школы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

2_Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом.docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

Речевой аппарат  состоит из двух отделов: центрального и периферического.4 Центральный отдел находится в головном мозге. Он координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле человека. Периферический отдел речевого аппарата включает три главные части: дыхательная (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы), работа которой обеспечивает силу звучания голоса; голосообразующая (гортань с голосовыми складками и мышцами), которая обеспечивает высоту и тембр голоса и артикуляционная (язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо), которая обеспечивает образование звуков.

Основную  работу, необходимую для образования  звука, производят подвижные (активные) органы артикуляции:5 язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть. При правильном произнесении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение (артикуляционный уклад), который свойственен определённому звуку. Каждому органу свойственны определенные движения. Например, нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Когда опускается мягкое небо, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос – так образуются носовые (м, м,’ н, н’) звуки. Если же мягкое небо поднято, оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос, выдыхаемая струя воздуха идет только через рот – образуются ротовые (все остальные) звуки.

Звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляторного аппарата должны быстро менять свое положение. Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы. Они производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи. Язык, особенно кончик и боковые края, принимая  различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество звуков. Он участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности верхних коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Губы могут вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей  подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в). Следовательно, если у ребёнка слабый язык, малоподвижные губы, напряжённые щёки, то ему будет сложно освоить правильное произношение звуков.

Кроме того, есть и дефекты в строении речевого аппарата ребенка, поскольку они непосредственно влияют на звукопроизношение:

- зубы: редко расположенные зубы, отсутствие зубов, нарушение зубного ряда;

- подъязычная уздечка6 чересчур короткая, которая лишает ребенка возможности свободно поднимать язык вверх и др.;

- мягкое небо: слишком узкое, плоское, высокое, низкое небо и др.;

- губы: толстые (часто с отвислой нижней губой), мясистые, укороченные; расщелина губы и др.;

- язык: раздвоенный, слишком большой, маленький, толстый, длинный, короткий и др.;

- челюсти: выдвигающаяся вперед верхняя или нижняя челюсть, вследствие чего может формироваться неправильный прикус7 и др.

Эти патологии, относятся к органическим недостаткам речи, требуют своевременного обнаружения и, как правило, – медицинского вмешательства.

Однако звукопроизношение  может быть нарушенным и при совершенно нормальном строении речевого аппарата, всего лишь от неправильного его  использования. Вялые губы, неповоротливый язык, малоподвижная нижняя челюсть  и другие причины такого рода приводят к нарушению произношения. Поэтому, даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляторного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной (речевой) гимнастики.

1.3 Коррекционно-логопедическая  работа с детьми по развитию  артикуляционного аппарата

 

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности органов артикуляторного аппарата, отработку умения удерживать эти органы в определенном положении, необходимом для правильного произнесения звуков.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика помогает решить множество  важных задач по развитию правильного  произношения: предупредить у детей  ошибки в произношении звуков; без  помощи специалиста «исправить»  ошибки и добиться правильного произношения всех звуков родного языка; у детей  со сложными нарушениями звукопроизношения  подготовить мышцы речевого аппарата для преодоления недостатков  речи на занятиях с логопедом; научить  управлять своим язычком детей  с правильным, но вялым звукопроизношением и др. 

Метод формирования правильного звукопроизношения  путем артикуляционной гимнастики признан целым рядом известных  теоретиков и практиков, специализирующихся в области развития речи и коррекции  речевых нарушений у детей (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика включает в себя комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие мышц артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого звука существует свой комплекс артикуляционных упражнений, поэтому следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Кроме того, комплекс упражнений для каждого ребенка подбирается индивидуально.

Однако недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции  движения, нужно научить ребенка  правильно применять соответствующие  движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

При отборе материала для артикуляционной  гимнастики необходимо идти от простых  упражнений к более сложным, закрепляя старые упражнения, вводить одно (не более) новое.

Работа над  каждым упражнением идёт в определённой последовательности:

- рассказ  взрослого о предстоящем упражнении  с использованием игровых приёмов;

- показ упражнения;

- выполнение  упражнения детьми перед зеркалом, дети должны видеть своё лицо; при этом, взрослый выполняет  гимнастику вместе с ребёнком;

- проверка  правильности выполнения, указание  на ошибки;

- выполнение  упражнений без зеркала (если  это возможно).

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым  действием дается название (например, движения широкого кончика языка  за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для  подражания какому-либо предмету или  его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально как  для каждого ребенка, так и  для каждого данного периода  работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи  с повышенной истощаемостью упражняемой  мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Используются  два вида упражнений: статистические и динамические. Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 10-15 секунд каждое. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Кроме того, в логопедической работе с детьми необходимо использовать игровые приёмы и игровой материал. Например, ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о «Веселом Язычке», где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха - ветерком. Звуки преподносить детям в виде разных «песенок», которые поет «Веселый язычок». Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а – с комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором машины и т. д.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить и о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

 

Таким образом, правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Однако в настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи; у многих из них ярко проявляется речевая запущенность; выявляются также и серьезные речевые проблемы.

Известно, что  при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно. Поэтому, чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Если же своевременно выявить нарушение звукопроизношения и начать с ребёнком работу над артикуляционным аппаратом, то можно добиться положительных результатов за короткий срок.

Регулярное  выполнение артикуляционных упражнений поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научит ребенка дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков; научить длительно удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.

Владение  методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма учителя-логопеда. Сегодня созданы методики, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей, определена последовательность в работе над звуком.

Однако, по свидетельству специалистов, количество детей с недостатками речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, растет год от года, что ставит перед педагогами задачу поиска новых форм, методов и приемов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка.

 

 

2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

2.1 Выявление нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста

 

Практическая часть данной работы проводилась на базе МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края.

Целью нашего исследования является изучение состояния  звукопроизношения и разработка артикуляционной гимнастики по преодолению  нарушений звукопроизношения у  младших школьников.

В школе 163 действует логопункт, в котором работают 2 учителя-логопеда. Целью работы логопеда является: сопровождение учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение в среду нормально развивающихся сверстников. Реализация этих задач возможна при тесном взаимодействии специалистов (логопеда, психолога, учителя) и родителей в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций. Такая работа и осуществляется в рамках школьного логопункта.

Свою работу учителя-логопеды строят на основе программ Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и «Коррекция звуков речи у детей». Для обследования учащихся используются методические рекомендации Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Альбом для логопеда» О.Б.Иншаковой. Опираясь на опыт высококвалифицированных педагогов, учёных и их работы, таких как Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», «Нарушение чтения и письма у младших школьников», Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма», М.Ф.Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», В.С.Кукушин «Логопедия в школе», логопедами разработала серию занятий по коррекции недоразвития фонематических процессов и формированию навыков языкового анализа и синтеза.

Информация о работе Особенности коррекционно-логопедической работы над артикуляционным аппаратом