Особенности личности детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовик психология.docx

— 91.13 Кб (Скачать файл)




Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Витебский государственный  университет имени П. М. Машерова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по возрастной психологии

на тему «Особенности личности детей с нарушениями речи »

студентки 3 курса 31 группы

педагогического факультета

специальность «Дошкольное  образование. Логопедия»

заочного обучения

Палагнюк Инны Александровны

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

                                                                                              Милашевич Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретическое обоснование  личностного развития детей дошкольного  возраста с нарушениями речи

    1. Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
    2. Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
    3. Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
    4. Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25

Раздел 2. Экспериментальное  изучение личности детей дошкольного  возраста с речевыми нарушениями

2.1. Описание методик исследования  личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33

2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41

Заключение ……………...…………………………………………………….....45

Список использованной литературы…………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Речевая функция является одной из важнейших психических  функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы  познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу  речи, но и единицу мышления. Овладение  способностью к речевому общению  создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря  которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы  её отражения. Овладение ребёнком речью  способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое  общение создаёт необходимые  условия для развития различных  форм деятельности и участия в  коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости  от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на его деятельность и поведение. Тяжёлые нарушения  речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней  познавательной деятельности, что обусловлено  тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в  частности речевых, контактов, в  процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические  особенности эмоционально-волевой  сферы, способствовать развитию отрицательных  качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Именно поэтому  данный вопрос приобретает особую значимость и актуальность при изучении личности детей с речевыми нарушениями.

Исходя из вышеизложенного, были сформулированы: объект, предмет, цель исследования, гипотеза, обозначены задачи работы.

Объект: личностная сфера детей дошкольного возраста в количестве 5 человек 6- летнего возраста.

Предмет: личностные характеристики детей дошкольного возраста нарушениями речевого развития.

Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.

Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.

2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».

4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.

5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с

речевыми нарушениями.

В качестве методов исследования использовались:

1) анализ психолого-педагогических исследований, методических работ;

2) психодиагностические методы: методика «Моя семья» (основывается на работах P. Бернса, А. И. Захарова, В. Хьюлса, Л. Кормана, С. Кауфмана), тест «Дом - дерево - человек» (автор - Дж. Бук);

3) методы математической статистики. 

Структура курсовой работы: введение, два раздела, вывод, общий  объем работы (47 страниц), список использованной литературы (21 источник), ключевые слова: личность, речь, нарушения речи, общение, средства общения, взаимоотношения, поведение, сознание, самосознание.

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование личностного  развития детей дошкольного возраста с нарушениями

речи

    1. Понятие «личность» в психологической литературе

 

В психологической науке  категория «личность» относится  к числу базовых понятий. Но понятие  «личность» не является сугубо психологическим  и изучается всеми общественными  науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и другими. В чём же состоит специфика  изучения личности в рамках психологической  науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего, стоит дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать  это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все  психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях  свидетельствует о сложности  самого феномена личности. По этому  поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в  единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных  в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого  и косвенного взаимодействия данного  лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Дошкольное детство-это  уникальный период в жизни человека. Именно в это время закладываются  основы формирования всесторонне-развитой личности. В этом возрасте перестраивается  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. А.Н. Леонтьев назвал дошкольное детство периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. [6]

Каждое из определений  личности, имеющихся в научной  литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых  им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия  «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность - это  конкретный человек, взятый в системе  его устойчивых социально обусловленных  психологических характеристик, которые  проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Появляясь на свет как индивид, то есть как человек, имеющий определённые биологические свойства, он сразу  же включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в  результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек  включается в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется  и развивается в процессе деятельности.[13]

В свою очередь, особенности  развития всех этих трёх уровней характеризуют  неповторимость и своеобразие конкретного  человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а  именно особенности его развития как социального существа.

Таким образом, при рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие  понятия, как воля и эмоции. Например, чувства - одни из видов эмоций, - чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества.[13]

 

    1. Личность дошкольника с нормальным развитием речи

 

Рассматривая понятие  «личность» можно сделать вывод  о том, что личностью не рождаются, а становятся. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким  законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным  пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а  также закономерностей и этапов развития, возрастных кризисов личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Существует много различных  теорий личности, и в каждой из них  проблема развития личности рассматривается  по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию  биологической природы человека к жизни в обществе, выработку  у него определённых защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает своё представление  о развитии на том, что все черты  личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как  подчиняющийся иным, не биологическим  законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определённых способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».[15]

В основе многих теорий личности лежит представление о том, что  личность как социально-психологический  феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях  образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам  закономерный характер. Рассмотрим некоторые  из них.

Развитие самосознания. У  дошкольника в содержание представлений  о себе входит отражение им своих  свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются  постепенно благодаря опыту разнообразной  деятельности, общения со взрослыми  и сверстниками. Представления ребёнка  о самом себе дополняются соответствующим  отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребёнка и информацией, которую  он получает в процессе общения. Налаживая  контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей  деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и  о самом себе.

На протяжении дошкольного  детства сохраняется общая положительная  самооценка, основанная на бескорыстной любви и заботе близких и взрослых. Она способствует тому, что дошкольники  склонны завышать представления  о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает  ребёнок, приводит к формированию чёткой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение  к успеху отдельного действия.[18]

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как  его оценивает взрослый. Занижение  оценки оказывают самое отрицательное  воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих  возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.

Чем точнее оценочное воздействие  взрослого, тем точнее представления  ребёнка о результатах своих  действий. Сформированное представление  о собственных действиях помогает дошкольнику критически относится  к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребёнок, тем критичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие  дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и  выводов, которые подсказывает им опыт. Ребёнок может даже в определённой степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать  результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребёнок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения со взрослыми, но и  собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными  представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным  воздействиям взрослых, легко поддаются  их влияниям.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной  показано, что четырёх - пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с  оценочными отношениями окружающих. В пять - семь лет дошкольники  обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия  каких-либо нравственных качеств. Но даже в шесть - семь лет не всегда дети могут мотивировать самооценку. [20]

Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи