Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»
Курсовая работа
по возрастной психологии
на тему «Особенности личности детей с нарушениями речи »
студентки 3 курса 31 группы
педагогического факультета
специальность «Дошкольное образование. Логопедия»
заочного обучения
Палагнюк Инны Александровны
Научный руководитель:
Витебск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования
личности ребенка с речевыми нарушениями…….…………………………………………
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...……………………………
Список использованной литературы…………………………………………..46
Введение
Речевая функция является
одной из важнейших психических
функций человека. В процессе речевого
развития формируются высшие формы
познавательной деятельности, способности
к понятийному мышлению. Значение
слова уже само по себе является
обобщением и в связи с этим
представляет собой не только единицу
речи, но и единицу мышления. Овладение
способностью к речевому общению
создаёт предпосылки для
Нарушения речи, ограниченность
речевого общения могут отрицательно
влиять на формирование личности ребёнка,
вызывать психические наслоения, специфические
особенности эмоционально-
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы: объект, предмет, цель исследования, гипотеза, обозначены задачи работы.
Объект: личностная сфера детей дошкольного возраста в количестве 5 человек 6- летнего возраста.
Предмет: личностные характеристики детей дошкольного возраста нарушениями речевого развития.
Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.
В качестве методов исследования использовались:
1) анализ психолого-педагогических исследований, методических работ;
2) психодиагностические методы: методика «Моя семья» (основывается на работах P. Бернса, А. И. Захарова, В. Хьюлса, Л. Кормана, С. Кауфмана), тест «Дом - дерево - человек» (автор - Дж. Бук);
3) методы математической статистики.
Структура курсовой работы: введение, два раздела, вывод, общий объем работы (47 страниц), список использованной литературы (21 источник), ключевые слова: личность, речь, нарушения речи, общение, средства общения, взаимоотношения, поведение, сознание, самосознание.
Глава
1. Теоретическое обоснование
речи
В психологической науке
категория «личность» относится
к числу базовых понятий. Но понятие
«личность» не является сугубо психологическим
и изучается всеми
Прежде всего, стоит дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».
Дошкольное детство-это уникальный период в жизни человека. Именно в это время закладываются основы формирования всесторонне-развитой личности. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. А.Н. Леонтьев назвал дошкольное детство периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. [6]
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Появляясь на свет как индивид, то есть как человек, имеющий определённые биологические свойства, он сразу же включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек включается в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.[13]
В свою очередь, особенности развития всех этих трёх уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Таким образом, при рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.
Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Например, чувства - одни из видов эмоций, - чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества.[13]
Рассматривая понятие
«личность» можно сделать вывод
о том, что личностью не рождаются,
а становятся. С этой точкой зрения
сегодня согласно большинство психологов.
Однако по вопросу о том, каким
законам подчиняется развитие личности,
существуют различные точки зрения.
Эти расхождения вызваны
Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определённых защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает своё представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, не биологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определённых способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».[15]
В основе многих теорий личности лежит представление о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный характер. Рассмотрим некоторые из них.
Развитие самосознания. У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребёнка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
На протяжении дошкольного
детства сохраняется общая
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Занижение оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.
Чем точнее оценочное воздействие
взрослого, тем точнее представления
ребёнка о результатах своих
действий. Сформированное представление
о собственных действиях
Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что четырёх - пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В пять - семь лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в шесть - семь лет не всегда дети могут мотивировать самооценку. [20]
Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи