Особенности личности детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовик психология.docx

— 91.13 Кб (Скачать файл)

К семи годам у ребёнка  происходит важное преобразование в  плане самооценки: она из общей  становится дифференцированной. Ребёнок  делает выводы о своих достижениях, он замечает, с чем справляется  лучше, а с чем - хуже.

Кроме осознания своих  качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих  поступков. Они начинают объяснять  собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые  от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит  из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в  отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональные  состояния. Также старшего дошкольника  интересуют некоторые психические  процессы, происходящие в нём самом.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание  себя во времени. Ребёнок первоначально  живёт только настоящим. С накоплением  и осознанием своего опыта ему  становится доступным понимание  своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как  он был маленьким, и сам с удовольствием  вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно то, что полностью  не осознавая изменений, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует прошлое  близких людей.

Осознание своих умений и  качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - всё это составляет начальную  форму осознания ребёнком себя, возникновение  «личного сознания» (Д.Б. Эльконин). Оно  появляется к концу дошкольного  возраста, обуславливая новый уровень  осознания своего места в системе  взаимоотношения со взрослыми.[13]

Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, то есть половой идентичности. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание на различия мужчин и женщин не только во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности.

Итак, основными особенностями  развития самосознания в дошкольном возрасте являются:

    • сохранение общей положительной самооценки;
    • возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником;
    • формирование осознания своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;
    • к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
    • развитие способности мотивировать самооценку;
    • появление осознания себя во времени, личное сознание.

Развитие воли. Под волей  понимается сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Важнейшее приобретение дошкольного  возраста состоит в превращении  поведения ребёнка из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные  характеристики «полевого» поведения  преддошкольника - импульсивность и  ситуативность. Ребёнок действует  не задумываясь, под влиянием спонтанно  возникших переживаний и желаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится  ребёнок. [7]

Около трёх лет в связи  с развитием личного действия и самосознания у преддошкольника  возникают личные желания, вызывающие его активность, которые выражаются в форме: «Я хочу» или «Я не хочу». Их появление знаменует начало становления  воли, когда преодолевается ситуативная  зависимость в поведении и  деятельности.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребёнок  овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает  целеполагание - умение ставить цель деятельности. Оно развивается у  дошкольника по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые  с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие  могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как  подчёркивал JI.C. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивами самого ребёнка. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.[8]

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий  мотив, который определяет поведение  дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Но эта система мотивов легко  нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению  хорошо известных правил.

Соподчинение мотивов  у дошкольника, как показали исследования А.Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение  мотивов задаётся требованием старшего и контролируется им же. И лишь позднее  соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные  обстоятельства. Теперь дошкольник может  стремится к достижению непривлекательной  цели ради чего-нибудь другого, значимого  для него. Или может отказаться от чего - то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные действия ребёнка приобретают сложный, как бы отражённый смысл.

Таким образом, поведение  ребёнка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о  предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация; например, мотивом становится нравственная норма.

В дошкольном детстве у  детей развивается интерес к  новым более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счёту) и стремление их выполнять, что вызвано  формированием у них предпосылок  учебной деятельности. У старших  дошкольников познавательные мотивы всё  больше отделяются от игровых. В дидактической  игре познавательные мотивы выходят  на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и  умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти  задачи решались.

В сфере отношения к  самому себе у дошкольника резко  возрастает стремление к самоутверждению  и признанию, что обусловлено  потребностью осознать свою личностную значимость, ценность, уникальность. И  чем старше ребёнок, тем важнее для  него признание не только взрослых, но и других детей.

Старшие дошкольники стремятся  поддерживать положительные взаимоотношения  со сверстниками и выполнять общую  деятельность. Причём мотивы общения  с товарищами у детей пяти - семи лет настолько сильны, что ребёнок  часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Важнейшим приобретением  в мотивационной сфере дошкольников, наряду с соподчинением мотивов, является развитие нравственных мотивов. К семи годам нравственные мотивы становятся предопределяющими по своей  побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в потребности самого ребёнка. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняются следующие особенности мотивов. По-прежнему ребёнок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Для старшего дошкольника возможно подавление аффекта, хотя и с трудом. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребёнком.

Постепенно преддошкольник переходит к внутренней регуляции  действий, которые становятся произвольными. Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребёнка  на собственные внешние и внутренние действия, в результате чего рождается  способность управлять собой (А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова). Развитие произвольности происходит в разных сферах психики, в разных видах деятельности дошкольника. [12]

В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает  саморегуляция собственной деятельности. В этом возрасте самоконтроль формируется  в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребёнок  сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять свои ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника  выделяются две линии. К ним относятся  освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Дошкольники не достаточно владеют действиями по обнаружению  ошибок, и им очень трудно осознавать сам факт соотношения выполняемых  действий с образцом. Обычно они  хорошо понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность (И.А. Домашенко). Чаще всего  дети прибегают к самопроверке, когда  этого требует воспитатель. Потребность  в самоконтроле появляется, если ребёнок  встречается с трудностями и  у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы. [1]

Итак, основными особенностями  развития воли в дошкольном возрасте являются:

    • формирование у детей целеполагания, борьбы и соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении;
    • развитие способности к волевому усилию;
    • развитие произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
    • глубокое понимание ребёнком тех или иных фактов действительности сочеталось с соответствующим отношением к ним.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно - ролевой  игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Итак, основными особенностями  эмоционального развития в дошкольном возрасте являются:

    • осваивание ребёнком социальных форм выражения чувств;
    • изменение роли эмоций в деятельности ребёнка, формирование эмоционального предвосхищения;
    • чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными; развиваются динамика и содержание чувств;
    • формирование высших чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Нравственное развитие. В  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного  развития детей. В этот период расширяется  и перестраивается система взаимоотношений  ребёнка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.[3]

Нравственное развитие дошкольника  включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной  сфере, дети овладевают различными сторонами  общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных  требований,

Развитие эмоций. Эмоциональное  развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых  интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной  сфере выступает возникновение  общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение  основного мотива, которому подчинена  целая система других, стимулирует  устойчивые и глубокие переживания. Эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактором, который  непосредственно воспринимается, а  глубоким внутренним смыслом, который  этот факт приобретает в связи  с ведущим мотивом деятельности ребёнка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ  на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется  эмоциональное предвосхищение, которое  заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей  на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребёнка существенно  изменяется. [21]

Изменения в эмоциональной  сфере связаны с развитием  не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщёнными. Так, словесное обозначение собственных переживаний и вызвавших их причин способствует осознанию своих чувств. Всё более глубокое проникновение в суть вещей, понимание внутренней сущности предметов и явлений влекут за собой разумность чувств. Ведь часто беззаботность, бездушие, безучастность, жестокость по отношению к животным (мучает котёнка, дёргает за хвост собаку) или близким (играет в мячик, когда дедушка отдыхает) объясняются отсутствием должного понимания результатов своих действий. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы критериев моральной оценки. Ребёнок учится добровольно следовать нормам морали, даже если её нарушение связано с личной выгодой и ребёнок уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребёнок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям.

Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи