Особенности личности детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовик психология.docx

— 91.13 Кб (Скачать файл)

Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учётом сенситивных периодов, понимания  значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка.

Принцип комплексности методов  психолого-педагогического воздействия  позволяет оказать помощь ребёнку  и его родителям. Выбор комплекса  из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач  программы оказания ребёнку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в  осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании  развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребёнка в рамках ведущей  для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев  и другие).

Принцип оптимистического подхода  в коррекционной работе с ребёнком предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, веру в её положительный результат, утверждение  этого чувства в ребёнке, поощрение  его малейших достижений.

Принцип активного привлечения  ближайшего социального окружения  к коррекционной работе с ребёнком. Ребёнок развивается в целостной  системе социальных отношений, субъектом  которой он является (Л.С. Выготский, Л.А, Венгер и другие). Развитие ребёнка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов её осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребёнком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.

Таким образом, психокоррекционная работа с ребёнком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребёнком и его родителями, при активной роли самого ребёнка. [17]

Вывод по разделу 1.

Таким образом, под нарушением речи понимают расстройство, не отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Причины  нарушений речи впервые разделил М.Е.Хватцев на внешние и внутренние, также выделил органические, функциональные, социально- психологические и психоневрологические. Виды речевых нарушений подразделяются на две большие группы: устная и  письменная. Нарушения устной речи разделяют на два типа:  
1) нарушения произносительной стороны речи;  
2) полиморфные нарушения речи.  
Выделяются  следующие виды нарушений:  дисфония (афония), брадилалия, заикание, дислалия,  ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, дислекция, дисграфия.  
Дети с речевыми нарушениями характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами.

Глава 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с  речевыми нарушениями

 

2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями

Исследовательская часть  работы проводилась на базе ГДУ « Фариновский ясли – сад Полоцкого района» Витебской области. Исследование  
проводилось в средней группе; количество детей — 5.  
Психодиагностика.  
Цель: оценить уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления ребенка.  
Направленность исследования:  
1. обследование внимания;  
2. обследование восприятия;  
З. обследование памяти;  
4. обследование речи;  
5. обследование мышления.  
Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?». Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают малышу найти одинаковые стаканчики. Затем эти же стаканчики ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?».  
При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое — часть». (Разрезные картинки из трех-четырех частей.)  
Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком расставляю коробочки, окрашенные в основные цвета, и раскладываю набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем ребенку предлагаю разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры не называе цвет кружочков.)  
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку даю карту-таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладываю набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что и в карте-таблице) и предлагаю разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой. Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту».  
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагаю послушать предложение: «Мальчик умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад». После этого спрашиваю у ребенка о порядке действий мальчика.  
При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляю для запоминания ряд слов, Например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна и др. Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью  
предметных картинок. Перед ребенком раскладываю картинки и даю инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки переворачивают и ребенка прошу назвать те из них, которые он запомнил.  
Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу». Перед ребенком раскладываю набор картинок: на одних картинках изображено несколько предметов, на других — один. Ребенка прошу разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.                                                                 Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Ребенку последовательно предъявляю ряд  
предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно - следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик для того, чтобы...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...». Данные проведенной диагностики фиксируются в таблице 1.  
Таблица 1. Результаты психологического исследования дошкольников с  
нарушениями речи.

 

 

 

Ф.И.О.

ребенка

 

 

Внимание

 

 

Восприятие

 

   Память

 

Мышление и           речь

 

цвет

форма

величина

слуховая

зрительная

 

1.

 

 

Ваня С.

 

     +

     

 

  +

 

  +

 

  +

 

    +

 

   +

 

          _

      

 

 

2.

 

 

 

 

Света Б.

 

 

 

     +

 

 

 

  +

 

 

 

  +

 

 

 

  +

 

 

 

   +

 

 

 

  +

 

 

 

          _

 

 

3.

 

 

Маша Л.

 

       _

 

 

  +

 

 

  +

 

 

  +?

 

 

 

 

 

  +?

 

 

         +?


 

 

 

«+»- задание выполнено;

«–»- задание не выполнено;

«+?»- задание выполнено  не полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методика  «Моя семья».

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.

Рисунок семьи для диагностики  внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Берне, В. Вульф, А.И. Захаров, JI. Корман, С. Кауфман, В. Хьюлс и другие.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять  детям значение слова «семья», а  если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить  инструкцию.)

Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор  цветных карандашей.

После выполнения задания  ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из них нарисован здесь самый  счастливый? Несчастный? Почему» и  так далее.

Особенности интерпретации  рисунка семьи представлены в  работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие).

Обработка результатов:

 

Симптокомплекс

Симптомы

Баллы

Благоприятная семейная ситуация

Общая деятельность всех членов семьи

0, 2

Преобладание людей на рисунке

0, 1

Изображение всех членов семьи

0, 2

Отсутствие изолированных членов семьи

0, 2

Отсутствие штриховки

0, 1

Хорошее качество линий

0, 1

Отсутствие показателей враждебности

0, 2

Адекватное распределение людей  на листе

0, 1

Тревожность

Штриховка

0, 1, 2, 3

Линия основания, пол

0, 1

Линия над рисунком

0, 1

Линия с сильным нажимом

0, 1

Стирание 

0, 1, 2

Преувеличенное внимание к деталям

0, 1

Преобладание вещей

0, 1

Двойные или прерывистые линии

0, 1

Подчёркивание отдельных деталей

0, 1

Конфликтность в семье

Барьеры между фигурами

0, 2

Стирание отдельных фигур

0, 1

Отсутствие основных частей тела у  некоторых фигур

0, 2

Выделение отдельных фигур

0, 2

Изоляция отдельных фигур

0, 2

Неадекватная величина отдельных  фигур

0, 2

Несоответствие вербального описания и рисунка

0, 1

Преобладание вещей

0, 1

Отсутствие на рисунке некоторых  членов семьи

0, 2

Член семьи, стоящий спиной

0, 1

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Автор рисунка не пропорционально  мал

0, 2

Расположение фигур в нижней части  листа

0, 2

Линия слабая, прерывистая

0, 1

Изоляция автора от других

0, 2

Маленькие фигуры

0, 1

Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора

0, 1

Отсутствие автора

0, 2

Автор стоит спиной

0, 1

Враждебность в семейной ситуации

Одна фигура на другом листе или  на другой стороне листа

0, 2

Агрессивная поза фигуры

0, 1

Зачёркнутая фигура

0, 2

Деформированная фигура

0, 2

Обратный профиль

0, 1

Руки раскинуты в стороны

0, 1

Пальцы длинные, подчёркнутые

0, 1


 

При выявлении симптокомплексов, 0 баллов ставилось за несовпадение симптома с рисунком ребёнка, а максимальный балл ставился ребёнку за полное совпадение рисунка с данным критерием.

 Тест «Дом - дерево - человек».

Автором теста является американский психолог Дж. Бак. Данная методика позволяет  выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувства  неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и  человека».

Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш (желательно карандаш 2М, так как при его использовании  хорошо видны изменения в силе нажима); ластик.

Особенности анализа и  интерпретации рисунков теста «Дом - дерево - человек» представлены в работах  таких исследователей, как Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие.

Обработка результатов:

 

 

 

Симптокомплекс

Симптомы

Баллы

Незащищённость 

Рисунок в самом центре листа

0, 1. 2, 3

Рисунок в верхнем углу листа

0, 1, 2, 3

Дом, дерево – у самого края

0, 1, 2

Рисунок внизу листа

0, 1, 2, 3

Много второстепенных деталей

0, 1, 2, 3

Дерево на горе

0, 1

Очень подчёркнутые корни

0, 1

Непропорционально длинные руки

0, 1

Широко расставленные ноги

0, 1

Тревожность

Облака 

0, 1, 2, 3

Выделение отдельных деталей

0, 1

Ограничение пространства

0, 1, 2, 3

Штриховка

0, 1, 2, 3

Линия с сильным нажимом

0, 1

Много стираний

0, 1. 2

Мёртвое дерево, больной человек

0, 2

Подчёркнутая линия основания

0, 1, 2, 3

Толстая линия фундамента дома

0, 2

Затушёвывание

0, 1

Недоверие

Очень слабая линия рисунка

0, 2

Дом у края листа

0, 1

Слабая линия ствола

0, 1

Одномерное дерево

0, 1

Очень маленькая дверь

0, 1

Самооправдывающие оговорки во время  рисования, прикрывание рисунка

0, 1

Чувство неполноценности

Рисунок очень маленький

0, 1, 2, 3

Отсутствуют руки, ноги

0, 2

Руки за спиной

0, 1

Непропорционально короткие руки

0, 1

Непропорционально узкие плечи

0, 1

Непропорционально большая система  веток

0, 1

Непропорционально крупные двумерные  листья

0, 1

Дерево, умершее от гниения

0, 1

Враждебность 

Отсутствие окон

0, 2

Замочная скважина в двери

0, 1

Очень большое дерево

0, 1

Дерево у края листа

0, 1

Обратный профиль человека

0, 1

Ветки двух измерений, как пальцы

0, 1

Глаза – пустые глазницы

0, 2

Длинные острые пальцы

0, 2

Оскал, видны зубы

0, 1

Агрессивная поза человека

0, 2

Трудности общения

Отсутствие двери

0, 2

Очень маленькая дверь

0, 1

Отсутствие окон

0, 2

Окна – отверстия без рам

0, 1

Излишне закрытые окна

0, 1

Выделенное лицо

0, 1

Лицо, нарисованное последним

0, 1

Отсутствие основных деталей лица

0, 2

Человек, нарисованный схематично, из палочек

0, 2

Дом, человек в профиль

0, 1

Дверь без ручки

0, 1

Руки в оборонительной позиции

0, 1

Высказывание о нарисованном человеке, как об одиноком, без друзей

0, 1

Депрессивность 

Помещение рисунка в самый низ  листа

0, 1, 2, 3

Вид дерева или дома сверху

0, 1

Линия основания, идущая вниз

0, 1

Линия, слабеющая в процессе рисования

0, 2

Сильная усталость после рисования

0, 2

Очень маленькие рисунки

0, 2

Конфликтность (фрустрация)

Ограничение пространства

0, 1, 2, 3

Перспектива снизу

0, 1, 2, 3

Перерисовывание объекта

0, 2

Отказ рисовать какой-либо объект

0, 2

Дерево, как два дерева

0, 2

Явное несоответствие качества одного рисунка другим

0, 2

Противоречивость рисунков и высказываний

0, 1

Подчёркнутая талия

0, 1

Отсутствие трубы на крыше

0, 1

Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи