Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46
Принцип учёта возрастных
психологических и
Принцип комплексности методов
психолого-педагогического
Принцип личностно-ориентированного
и деятельностного подхода в
осуществлении коррекционной
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребёнком предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, веру в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.
Принцип активного привлечения
ближайшего социального окружения
к коррекционной работе с ребёнком.
Ребёнок развивается в
Таким образом, психокоррекционная работа с ребёнком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребёнком и его родителями, при активной роли самого ребёнка. [17]
Вывод по разделу 1.
Таким образом, под нарушением
речи понимают расстройство, не отклонение
от нормы в процессе функционирования
механизмов речевой деятельности. Причины
нарушений речи впервые разделил
М.Е.Хватцев на внешние и внутренние,
также выделил органические, функциональные,
социально- психологические и
1) нарушения произносительной стороны
речи;
2) полиморфные нарушения речи.
Выделяются следующие виды нарушений:
дисфония (афония), брадилалия, заикание,
дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия,
афазия, дислекция, дисграфия.
Дети с речевыми нарушениями характеризуются
раздражительностью, повышенной возбудимостью,
двигательной расторможенностью, они
эмоционально неустойчивы, настроение
быстро меняется. Все это в целом свидетельствует
об особом состоянии ЦНС детей, страдающих
речевыми расстройствами.
Глава 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями
Исследовательская часть
работы проводилась на базе ГДУ « Фариновский
ясли – сад Полоцкого района» Витебской
области. Исследование
проводилось в средней группе; количество
детей — 5.
Психодиагностика.
Цель: оценить уровень развития восприятия,
внимания, памяти, речи, мышления ребенка.
Направленность исследования:
1. обследование внимания;
2. обследование восприятия;
З. обследование памяти;
4. обследование речи;
5. обследование мышления.
Особенности внимания исследуются
с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики»
и «Что изменилось?». Перед ребенком выставляют
четыре цветных пластмассовых стаканчика
(формочки), два из которых совпадают по
цвету, размеру и форме, и предлагают малышу
найти одинаковые стаканчики. Затем эти
же стаканчики ставят в ряд и просят ребенка
запомнить их расположение. После чего
местоположение стаканчиков меняют и
задают вопрос: «Что изменилось?».
При изучении особенностей восприятия используется
игровое задание «Целое — часть». (Разрезные
картинки из трех-четырех частей.)
Восприятие цвета исследуется
в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам».
Перед ребенком расставляю коробочки,
окрашенные в основные цвета, и раскладываю
набор разноцветных кружочков, соответствующих
коробочкам. Затем ребенку предлагаю разложить
кружочки по коробочкам в соответствии
с их цветом. (В процессе игры не называе
цвет кружочков.)
Восприятие формы проверяется
с помощью игры-классификации «Разложи
геометрические фигуры». Ребенку даю карту-таблицу,
в ячейках которой изображены
различные геометрические фигуры одного
определенного цвета и одинаковой величины:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Затем перед ребенком раскладываю набор
геометрических фигур (того же цвета и
величины, что и в карте-таблице) и предлагаю
разложить фигуры в ячейки карты-таблицы
в соответствии с их формой. Диагностику восприятия величины удобно проводить
в ходе игры «Расставь матрешек по росту».
Оценка слухового восприятия
осуществляется с помощью пробы «Понимание
текста». Ребенку предлагаю послушать
предложение: «Мальчик умылся, сделал
зарядку, позавтракал, взял игрушечную
машину и пошел в детский сад». После этого
спрашиваю у ребенка о порядке действий
мальчика.
При исследовании слуховой памяти ребенку
предъявляю для запоминания ряд слов,
Например: мальчик, дерево, осень, мама,
дождь, свеча, луна и др. Уровень развития зрительной памяти определяется
с помощью
предметных картинок. Перед ребенком раскладываю
картинки и даю инструкцию без установки
на запоминание: «Внимательно посмотри
на картинки». Затем картинки переворачивают
и ребенка прошу назвать те из них, которые
он запомнил.
Для диагностики мышления используется
проба из методики «Классификация по заданному
принципу». Перед ребенком раскладываю
набор картинок: на одних картинках изображено
несколько предметов, на других — один.
Ребенка прошу разложить картинки в две
стопки, исходя из количества изображенных
предметов.
предложений, в каждом из которых дается
начало фразы и нужно придумать ее конец,
указав либо последовательность событий,
либо причинно - следственные связи. Используются
предложения типа: «Девочка взяла кубик
для того, чтобы...», «Мальчик весело смеялся,
потому что...», «Если пойдет дождь, то...».
Данные проведенной диагностики фиксируются
в таблице 1.
Таблица 1. Результаты психологического
исследования дошкольников с
нарушениями речи.
№
|
Ф.И.О. ребенка
|
Внимание
|
Восприятие |
Память |
Мышление и речь
| |||
цвет |
форма |
величина |
слуховая |
зрительная | ||||
1.
|
Ваня С. |
+
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
_
|
2.
|
Света Б.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
_
|
3. |
Маша Л. |
_ |
+ |
+ |
+? |
|
+? |
+? |
«+»- задание выполнено;
«–»- задание не выполнено;
«+?»- задание выполнено не полностью.
Методика «Моя семья».
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.
Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Берне, В. Вульф, А.И. Захаров, JI. Корман, С. Кауфман, В. Хьюлс и другие.
Инструкция: «Нарисуй свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.)
Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.
После выполнения задания ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из них нарисован здесь самый счастливый? Несчастный? Почему» и так далее.
Особенности интерпретации
рисунка семьи представлены в
работах вышеназванных авторов,
а также современных
Обработка результатов:
Симптокомплекс |
Симптомы |
Баллы |
Благоприятная семейная ситуация |
Общая деятельность всех членов семьи |
0, 2 |
Преобладание людей на рисунке |
0, 1 | |
Изображение всех членов семьи |
0, 2 | |
Отсутствие изолированных |
0, 2 | |
Отсутствие штриховки |
0, 1 | |
Хорошее качество линий |
0, 1 | |
Отсутствие показателей |
0, 2 | |
Адекватное распределение |
0, 1 | |
Тревожность |
Штриховка |
0, 1, 2, 3 |
Линия основания, пол |
0, 1 | |
Линия над рисунком |
0, 1 | |
Линия с сильным нажимом |
0, 1 | |
Стирание |
0, 1, 2 | |
Преувеличенное внимание к деталям |
0, 1 | |
Преобладание вещей |
0, 1 | |
Двойные или прерывистые линии |
0, 1 | |
Подчёркивание отдельных деталей |
0, 1 | |
Конфликтность в семье |
Барьеры между фигурами |
0, 2 |
Стирание отдельных фигур |
0, 1 | |
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
0, 2 | |
Выделение отдельных фигур |
0, 2 | |
Изоляция отдельных фигур |
0, 2 | |
Неадекватная величина отдельных фигур |
0, 2 | |
Несоответствие вербального |
0, 1 | |
Преобладание вещей |
0, 1 | |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |
0, 2 | |
Член семьи, стоящий спиной |
0, 1 | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Автор рисунка не пропорционально мал |
0, 2 |
Расположение фигур в нижней части листа |
0, 2 | |
Линия слабая, прерывистая |
0, 1 | |
Изоляция автора от других |
0, 2 | |
Маленькие фигуры |
0, 1 | |
Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора |
0, 1 | |
Отсутствие автора |
0, 2 | |
Автор стоит спиной |
0, 1 | |
Враждебность в семейной ситуации |
Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0, 2 |
Агрессивная поза фигуры |
0, 1 | |
Зачёркнутая фигура |
0, 2 | |
Деформированная фигура |
0, 2 | |
Обратный профиль |
0, 1 | |
Руки раскинуты в стороны |
0, 1 | |
Пальцы длинные, подчёркнутые |
0, 1 |
При выявлении симптокомплексов, 0 баллов ставилось за несовпадение симптома с рисунком ребёнка, а максимальный балл ставился ребёнку за полное совпадение рисунка с данным критерием.
Тест «Дом - дерево - человек».
Автором теста является американский психолог Дж. Бак. Данная методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».
Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш (желательно карандаш 2М, так как при его использовании хорошо видны изменения в силе нажима); ластик.
Особенности анализа и интерпретации рисунков теста «Дом - дерево - человек» представлены в работах таких исследователей, как Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие.
Обработка результатов:
Симптокомплекс |
Симптомы |
Баллы |
Незащищённость |
Рисунок в самом центре листа |
0, 1. 2, 3 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0, 1, 2, 3 | |
Дом, дерево – у самого края |
0, 1, 2 | |
Рисунок внизу листа |
0, 1, 2, 3 | |
Много второстепенных деталей |
0, 1, 2, 3 | |
Дерево на горе |
0, 1 | |
Очень подчёркнутые корни |
0, 1 | |
Непропорционально длинные руки |
0, 1 | |
Широко расставленные ноги |
0, 1 | |
Тревожность |
Облака |
0, 1, 2, 3 |
Выделение отдельных деталей |
0, 1 | |
Ограничение пространства |
0, 1, 2, 3 | |
Штриховка |
0, 1, 2, 3 | |
Линия с сильным нажимом |
0, 1 | |
Много стираний |
0, 1. 2 | |
Мёртвое дерево, больной человек |
0, 2 | |
Подчёркнутая линия основания |
0, 1, 2, 3 | |
Толстая линия фундамента дома |
0, 2 | |
Затушёвывание |
0, 1 | |
Недоверие |
Очень слабая линия рисунка |
0, 2 |
Дом у края листа |
0, 1 | |
Слабая линия ствола |
0, 1 | |
Одномерное дерево |
0, 1 | |
Очень маленькая дверь |
0, 1 | |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка |
0, 1 | |
Чувство неполноценности |
Рисунок очень маленький |
0, 1, 2, 3 |
Отсутствуют руки, ноги |
0, 2 | |
Руки за спиной |
0, 1 | |
Непропорционально короткие руки |
0, 1 | |
Непропорционально узкие плечи |
0, 1 | |
Непропорционально большая система веток |
0, 1 | |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0, 1 | |
Дерево, умершее от гниения |
0, 1 | |
Враждебность |
Отсутствие окон |
0, 2 |
Замочная скважина в двери |
0, 1 | |
Очень большое дерево |
0, 1 | |
Дерево у края листа |
0, 1 | |
Обратный профиль человека |
0, 1 | |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0, 1 | |
Глаза – пустые глазницы |
0, 2 | |
Длинные острые пальцы |
0, 2 | |
Оскал, видны зубы |
0, 1 | |
Агрессивная поза человека |
0, 2 | |
Трудности общения |
Отсутствие двери |
0, 2 |
Очень маленькая дверь |
0, 1 | |
Отсутствие окон |
0, 2 | |
Окна – отверстия без рам |
0, 1 | |
Излишне закрытые окна |
0, 1 | |
Выделенное лицо |
0, 1 | |
Лицо, нарисованное последним |
0, 1 | |
Отсутствие основных деталей лица |
0, 2 | |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0, 2 | |
Дом, человек в профиль |
0, 1 | |
Дверь без ручки |
0, 1 | |
Руки в оборонительной позиции |
0, 1 | |
Высказывание о нарисованном человеке, как об одиноком, без друзей |
0, 1 | |
Депрессивность |
Помещение рисунка в самый низ листа |
0, 1, 2, 3 |
Вид дерева или дома сверху |
0, 1 | |
Линия основания, идущая вниз |
0, 1 | |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0, 2 | |
Сильная усталость после рисования |
0, 2 | |
Очень маленькие рисунки |
0, 2 | |
Конфликтность (фрустрация) |
Ограничение пространства |
0, 1, 2, 3 |
Перспектива снизу |
0, 1, 2, 3 | |
Перерисовывание объекта |
0, 2 | |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0, 2 | |
Дерево, как два дерева |
0, 2 | |
Явное несоответствие качества одного рисунка другим |
0, 2 | |
Противоречивость рисунков и высказываний |
0, 1 | |
Подчёркнутая талия |
0, 1 | |
Отсутствие трубы на крыше |
0, 1 |
Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи