Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности нравственных представлений. Ребёнка не удовлетворяют неопределённые ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А ко всем, кто препятствует осуществлению замыслов этих героев, относятся резко отрицательно. Ребёнок стремится подражать любимым героям. Возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, когда ребёнок активно переживает события, в которых не участвовал и тем самым понимает мотивы поступков героев, дифференцирует своё эмоциональное отношение и моральную оценку. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребёнка в соответствии с определённой характеристикой. Например, волк - носитель отрицательных качеств, а заяц - положительных. [4]
В дошкольном возрасте у
детей складываются этические эталоны-
образцы, которые содержат более
или менее обобщённое представление
о положительном или
В дошкольном возрасте нравственные представления ребёнка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребёнок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Таким образом, развитие моральных
суждений и оценок необходимо, но недостаточно
для нравственного развития. Главное
- создать условия, когда норма
морали начнёт регулировать реальное
поведение ребёнка, то есть установить
связь между нравственным сознанием
и нравственным поведением. Только
при наличии такой связи норма
становится мотивом поведения и
выполняет побуждающую
Итак, основными особенностями нравственного развития детей дошкольного возраста являются:
Развитие способностей. Способности - это индивидуально- типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и лёгкость её освоения.
Способности принято разделять на общие и специальные. Общие такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности - изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать; ему интересен не результат, а сам процесс. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с трёх - четырёх лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребёнок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.
Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть в создание образного фундамента интеллекта (JI.A. Венгер).
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.
К познавательным способностям относят в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития, усвоение дошкольником эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.[15]
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками.
К практическим способностям
дошкольников относят также конструктивно-
В дошкольном возрасте активно
развиваются специальные
Таким образом, у ребёнка дошкольного возраста проявляются способности: изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, цветовых отношений, формы, пропорций; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, помогающий почувствовать красоту и богатство родного языка, выразительность интонации, мимики, жеста, позы, походки при передаче образа героя в игре или спектакле; музыкальные, которые составляют ладовое чувство - эмоциональное переживание и различие ладовых функций, чувство ритма - способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, музыкально-слуховые представления, отражающие звуковысотное движение мелодии и проявляющееся в воспроизведении мелодий по слуху.
Музыкальные способности
дошкольника обнаруживаются при
слушании музыки в умении воспринимать,
сопереживать музыкальным образам,
различать выразительность
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
К детям с нарушениями
речи относятся дети с психофизическими
отклонениями различной выраженности,
вызывающими расстройства коммуникативной
и обобщающей (познавательной) функции
речи. От других категорий детей
с особыми нуждами их отличают
нормальный биологический слух, зрение
и полноценные предпосылки
Дети с нарушениями
речи подразделяются на ряд подкатегорий
в зависимости от этиопатогенеза,
клинической формы речевого дефекта,
глубины и системной
В соответствии с этим выделены
следующие классификации
речи:
Нарушения устной речи.
Расстройства фонационного оформления речи:
Нарушения письменной речи.
Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико- грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
общее недоразвитие речи (ОНР 1 - 3-го уровня, нерезко выраженное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложим речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам. [5]
Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
1 .заикание;
2.проявления речевого
негативизма и другие
В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения
мозга обусловливает то, что эти
дети плохо переносят жару, духоту,
езду в транспорте, долгое качание
на качелях, нередко они жалуются
на головные боли, тошноту и головокружения.
У многих из них выявляются различные
двигательные нарушения: нарушения
равновесия, координации движений,
недифференцированность движений пальцев
рук и артикуляционных
Такие дети быстро истощаются
и пресыщаются любым видом
деятельности (т.е. быстро устают). Они
характеризуются
Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи