Особенности личности детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовик психология.docx

— 91.13 Кб (Скачать файл)

 

 

При выявлении симптокомплексов, 0 баллов ставилось за несовпадение симптома с рисунком ребёнка, а максимальный балл ставился ребёнку за полное совпадение рисунка с данным критерием.

 

2.2. Интерпретация полученных данных

 

Результаты методики №1 «Моя семья».

Таблица 1 Результаты выполнения методики детей с нормальным развитием  речи.

Симптокомплексы

1

2

3

4

5

Ф.И.О. ребёнка

Данил К.

6

4

4

1

3

Серёжа Л.

8

3

4

1

2

Данил Ш.

9

3

4

1

1

Андрей А.

9

3

3

2

1

Никита О.

9

2

3

1

2

Итог:

41

14

18

6

9

Средний балл:

8,2

2,8

3,6

1,2

1,8


 

 Таблица 2 Результаты выполнения методики детей с недостатками в

развитии речи.

Симптокомплексы

1

2

3

4

5

Ф.И.О. ребёнка

Данил К.

6

4

4

1

3

Серёжа Л.

8

3

4

1

2

Данил Ш.

9

3

4

1

1

Андрей А.

9

3

3

2

1

Никита О.

9

2

3

1

2

Итог:

41

14

18

6

9

Средний балл:

8,2

2,8

3,6

1,2

1,8


 

Таблица 3 Результаты выполнения методики детей с нормальным развитием  речи.

Симптокомплексы

1

2

3

4

5

Ф.И.О. ребёнка

Данил К.

6

4

4

1

3

Серёжа Л.

8

3

4

1

2

Данил Ш.

9

3

4

1

1

Андрей А.

9

3

3

2

1

Никита О.

9

2

3

1

2

Итог:

41

14

18

6

9

Средний балл:

8,2

2,8

3,6

1,2

1,8


 

Таблица 4 Результаты выполнения методики детей с недостатками в  развитии речи.

Симптокомплексы

1

2

3

4

5

Ф.И.О. ребёнка

Данил К.

6

4

4

1

3

Серёжа Л.

8

3

4

1

2

Данил Ш.

9

3

4

1

1

Андрей А.

9

3

3

2

1

Никита О.

9

2

3

1

2

Итог:

41

14

18

6

9

Средний балл:

8,2

2,8

3,6

1,2

1,8


 

 

Заключение

Своевременное развитие речи является одним из основных условий  нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и  другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка, что неразрывно связано с его  личностью.

Проблема взаимодействия детей в группе в настоящее  время изучена недостаточно, наличие  речевого дефекта оказывает отрицательное  влияние на формирование личности ребенка  и его отношений с окружающими. Особенности взаимодействия таких  детей формируются специфично в  связи с особенностями их личностного  развития.

Речевые нарушения сказываются  на характере взаимоотношений ребенка  с окружающими, на формировании его  самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с нарушениями речи можно отметить, что несформированность средств  общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в  группе сверстников. Личность детей  с патологией речи формируется в  условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

В ходе проведённой работы теоретически, а затем практически  были показаны и доказаны особенности  развития личности детей дошкольного  возраста, имеющие речевые нарушения. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с  речевыми нарушениями, несомненно, подтвердило  теоретическое обоснование личностного  развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Также проводился сравнительный анализ детей с  нормальным развитием речи и детей  с нарушениями речи. Вследствие проведённого анализа определился ряд выводов, свидетельствующих о значительных отличиях в формировании личности детей  с нарушениями речи.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, 3-е изд., М. - 1999.

2. Дети с нарушением общения: Сб. статей/Под. ред. К.С. Лебединской. 1989.

3. Детская психология [Текст]: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.

4. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка// Современные проблемы дошкольного образования и пед. технологий: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1972. Дошкольного возраста.: М., 1948.

7. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

8. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореферат дис. д-ра психологических наук. М., 1974.

9. Личностная психология [Текст] /М.И. Смирнов. - Киров: КГПИ, 1994. - 64с.

10. Логопедия [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 680с.

11. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

12. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 е.: ил. - (Психология для всех).

13. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. /А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583с.

14. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений /под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480с.

15. Петрошевский А.В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. -2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.

16. Практикум по специальной психологии [Текст] /В.В. Кисова, И.А. Конева. - СПб.: Речь, 2006. - 352с.

17. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст]: пособие для психологов, логопедов, учителей-дефектологов /Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2008. - 96с. (по научной редакцией И.Ю. Левченко)

18. Психология. Вып 8. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов [Текст] /Редкол.: Б.А. Бенедиктов и др. - Минск, гос. пед. ин - т им. A.M. Горького. - Мн.: Нар. асвета, 1987. - 79с.

19. Психология личности [Текст] /А.Г. Ковалёв. - М.: Просвящение, 1970. - 391с.

20. Репина Т.А. социально - психологическая характеристика группы детского сада. -М.: Педагогика, 1988.

21. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.


Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи