Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель: изучение особенности развития личностных характеристик дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза: речевые нарушения особым образом влияют на развитие личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие «личность» и выделить основные её черты.
2.Определить критерии развития личности в норме и понятие «дети с нарушениями речи».
4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи.
5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Понятие «личность» в психологической литературе…………………...5
Личность дошкольника с нормальным развитием речи……………..….7
Психологические особенности личности дошкольников с речевыми нарушениями……………………………………………………………..21
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями……………………………………………………………..25
Раздел 2. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.1. Описание методик исследования личности ребенка с речевыми нарушениями…….………………………………………………………….……33
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………………….41
Заключение ……………...…………………………………………………….....45
Список использованной литературы…………………………………………..46
При выявлении симптокомплексов, 0 баллов ставилось за несовпадение симптома с рисунком ребёнка, а максимальный балл ставился ребёнку за полное совпадение рисунка с данным критерием.
2.2. Интерпретация полученных данных
Результаты методики №1 «Моя семья».
Таблица 1 Результаты выполнения методики детей с нормальным развитием речи.
Симптокомплексы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ф.И.О. ребёнка | |||||
Данил К. |
6 |
4 |
4 |
1 |
3 |
Серёжа Л. |
8 |
3 |
4 |
1 |
2 |
Данил Ш. |
9 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Андрей А. |
9 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Никита О. |
9 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Итог: |
41 |
14 |
18 |
6 |
9 |
Средний балл: |
8,2 |
2,8 |
3,6 |
1,2 |
1,8 |
Таблица 2 Результаты выполнения методики детей с недостатками в
развитии речи.
Симптокомплексы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ф.И.О. ребёнка | |||||
Данил К. |
6 |
4 |
4 |
1 |
3 |
Серёжа Л. |
8 |
3 |
4 |
1 |
2 |
Данил Ш. |
9 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Андрей А. |
9 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Никита О. |
9 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Итог: |
41 |
14 |
18 |
6 |
9 |
Средний балл: |
8,2 |
2,8 |
3,6 |
1,2 |
1,8 |
Таблица 3 Результаты выполнения методики детей с нормальным развитием речи.
Симптокомплексы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ф.И.О. ребёнка | |||||
Данил К. |
6 |
4 |
4 |
1 |
3 |
Серёжа Л. |
8 |
3 |
4 |
1 |
2 |
Данил Ш. |
9 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Андрей А. |
9 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Никита О. |
9 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Итог: |
41 |
14 |
18 |
6 |
9 |
Средний балл: |
8,2 |
2,8 |
3,6 |
1,2 |
1,8 |
Таблица 4 Результаты выполнения методики детей с недостатками в развитии речи.
Симптокомплексы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ф.И.О. ребёнка | |||||
Данил К. |
6 |
4 |
4 |
1 |
3 |
Серёжа Л. |
8 |
3 |
4 |
1 |
2 |
Данил Ш. |
9 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Андрей А. |
9 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Никита О. |
9 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Итог: |
41 |
14 |
18 |
6 |
9 |
Средний балл: |
8,2 |
2,8 |
3,6 |
1,2 |
1,8 |
Заключение
Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка, что неразрывно связано с его личностью.
Проблема взаимодействия
детей в группе в настоящее
время изучена недостаточно, наличие
речевого дефекта оказывает
Речевые нарушения сказываются
на характере взаимоотношений
В ходе проведённой работы
теоретически, а затем практически
были показаны и доказаны особенности
развития личности детей дошкольного
возраста, имеющие речевые нарушения.
Экспериментальное изучение личности
детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями, несомненно, подтвердило
теоретическое обоснование
Список использованной литературы
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, 3-е изд., М. - 1999.
2. Дети с нарушением общения: Сб. статей/Под. ред. К.С. Лебединской. 1989.
3. Детская психология [Текст]: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.
4. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка// Современные проблемы дошкольного образования и пед. технологий: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.
5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144с.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1972. Дошкольного возраста.: М., 1948.
7. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
8. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореферат дис. д-ра психологических наук. М., 1974.
9. Личностная психология [Текст] /М.И. Смирнов. - Киров: КГПИ, 1994. - 64с.
10. Логопедия [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 680с.
11. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.
12. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 е.: ил. - (Психология для всех).
13. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. /А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583с.
14. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений /под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480с.
15. Петрошевский А.В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. -2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
16. Практикум по специальной психологии [Текст] /В.В. Кисова, И.А. Конева. - СПб.: Речь, 2006. - 352с.
17. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст]: пособие для психологов, логопедов, учителей-дефектологов /Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2008. - 96с. (по научной редакцией И.Ю. Левченко)
18. Психология. Вып 8. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов [Текст] /Редкол.: Б.А. Бенедиктов и др. - Минск, гос. пед. ин - т им. A.M. Горького. - Мн.: Нар. асвета, 1987. - 79с.
19. Психология личности [Текст] /А.Г. Ковалёв. - М.: Просвящение, 1970. - 391с.
20. Репина Т.А. социально - психологическая характеристика группы детского сада. -М.: Педагогика, 1988.
21. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.
Информация о работе Особенности личности детей с нарушениями речи