Особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..

Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
1.1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза………………………………………………………..
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….
1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………
Выводы по главе………………….
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….
2.2. Обсуждение результатов экспериментального исследования
Выводы по главе……………………………………………..
Заключение………………………………
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 125.12 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра специальной  психологии и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 41-31

Болтачева М.А.

Руководитель:

ст. преподаватель  Меньшикова А.А.

 

Ижевск 2012

Содержание

Введение……………………………………………………..

 

Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе

1.1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза………………………………………………………..

1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….

1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………

Выводы по главе………………….

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития

2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….

2.2. Обсуждение результатов экспериментального  исследования

Выводы по главе……………………………………………..

Заключение………………………………

Список литературы………………………….

 

 

Введение

Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Исследования выявили замедленный  темп формирования социальных отношений  у данной группы детей, недостаточность  знаний о них. Процесс формирования межличностных отношений у таких  детей требует отдельного разностороннего  исследования.

В процессе развития ребенка познавательные функции формируются при общении  со взрослыми, поэтому этому следует уделить особое внимание. У детей с задержкой психического развития наблюдается неэффективность межличностного общения, что препятствует его взаимоотношениям с ровесниками и не может негативно не сказываться па его психическом развитии.

Нарушение саморегуляции и замедление темпа психического развития негативно влияет на развитие межличностного взаимодействия. Это усугубляет имеющиеся нарушения и приводит к социальной дезадаптации.

Исследуя особенности межличностного взаимодействия, мы способствуем оптимизации процесса построения межличностных отношений.

Исходя из вышесказанного, целью является выявление особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;

2. Подобрать необходимые методики;

3. Провести эмпирическое исследование подростков с задержкой психического развития и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать результаты;

4. Провести сравнительный анализ  полученных данных; сделать выводы.

Объектом исследования выступает коммуникативная сфера подростков с задержкой психического развития.

Предметом исследования являются специфика проявлений коммуникативных нарушений при задержке психического развития в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования состоит в том, что подростки с задержкой психического развития испытывают трудности в социальной адаптации и это проявляется в нарушении межличностного взаимодействия.

Методы исследования:

  1. Теоретический (анализ литературных данных: педагогической, психологической, специальной).
  2. Экспериментальный (проведение наблюдения и психологического тестирования).

Методологические основы исследования определены на основании положений об объективных законах психического развития ребенка с отклоняющимся развитием, основы которых заложены в теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского. Исследование опиралось на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные

Л.С. Выготским «Вопросы дефектологии», М.И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» , А.Н. Леонтьевым «Умственное развитие ребенка» и др.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов можно разработать рекомендации по коррекции межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития. Данные рекомендации могут быть предназначены как для педагогов, так и для родителей.

Структура работы: наша работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 25 источников, и приложения.

Во введении обосновывается актуальность работы, определяется цель, гипотеза и  задачи экспериментального исследования.

В первой главе рассматриваются  вопросы задержки психического развития как одной из форм дизонтогенеза, а также особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития.

Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития. Представлено обсуждение результатов  экспериментального исследования.

В заключении сформулированы основные выводы и положения по проблеме исследования.

 

Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе

 

 

    1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза

 

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой в 1959 г. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психической деятельности ребёнка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.

Основной  биологической причиной являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения  головного мозга, которые могут  быть врождёнными и возникать  в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а  также в постнатальном периоде  жизни ребёнка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.

Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений  у детей в продолжение довольно длительного времени наблюдается  функциональная незрелость центральной  нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов  торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей [6].

Круг  социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития подростка, широк. К ним относятся следующие: ранняя депривация, неприятие ребёнка, алкоголизм и

наркомания  родителей, неблагоприятная экология, а также различные варианты неправильного  воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей. Неблагоприятные социальные факторы  усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или  главную причину ЗПР. Под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных  её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых) [16].

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В.В. Ковалев  выделяет три варианта ЗПР, обусловленных  влиянием биологических факторов:

- дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма);

- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях центральной нервной системы);

- ЗПР  вторичного характера при сенсорных  дефектах (при ранних нарушениях  зрения, слуха), и четвертый вариант  В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией [23].

В практике работы с детьми с ЗПР более  широко используется классификация  К.С. Лебединской, разработанной на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР.

1) Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию.

2) Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития.

3) Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.

В психотравмирующих  условиях происходит невротическое  развитие личности. У одних детей  при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.

При названном  варианте ЗПР на первый план также  выступают нарушения в эмоционально-волевой  сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.

4) Задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей: 1) в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;2) доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.

В обоих  случаях страдают функции регуляции  психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором - и  звено контроля, и звено программирования, что обусловливает низкий уровень  овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивное.

ЗПР церебрально-органического  генеза, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР. Данная категория детей в первую очередь нуждается в комплексной медико-психолого-педагогической коррекции в условиях специальных классов и дошкольных учреждений. По своей сути эта форма ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние, что требует квалифицированного комплексного подхода к обследованию детей.

Информация о работе Особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития