Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Введение……………………………………………………..
Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
1.1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза………………………………………………………..
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….
1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………
Выводы по главе………………….
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….
2.2. Обсуждение результатов экспериментального исследования
Выводы по главе……………………………………………..
Заключение………………………………
Список литературы………………………
МИНОБРНАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО
«Удмуртский государственный
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Выполнила: студентка группы 41-31
Болтачева М.А.
Руководитель:
ст. преподаватель Меньшикова А.А.
Ижевск 2012
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
1.1. Задержка психического развития как
один из видов дизонтогенеза……………………………………………
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….
1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………
Выводы по главе………………….
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….
2.2. Обсуждение результатов
Выводы по главе……………………………………………..
Заключение………………………………
Список литературы………………………….
Введение
Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Исследования выявили
В процессе развития ребенка познавательные
функции формируются при
Нарушение саморегуляции и замедление темпа психического развития негативно влияет на развитие межличностного взаимодействия. Это усугубляет имеющиеся нарушения и приводит к социальной дезадаптации.
Исследуя особенности
Исходя из вышесказанного, целью является выявление особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
2. Подобрать необходимые
3. Провести эмпирическое исследование подростков с задержкой психического развития и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать результаты;
4. Провести сравнительный анализ полученных данных; сделать выводы.
Объектом исследования выступает коммуникативная сфера подростков с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются специфика проявлений коммуникативных нарушений при задержке психического развития в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что подростки с задержкой психического развития испытывают трудности в социальной адаптации и это проявляется в нарушении межличностного взаимодействия.
Методы исследования:
Методологические основы исследования определены на основании положений об объективных законах психического развития ребенка с отклоняющимся развитием, основы которых заложены в теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского. Исследование опиралось на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные
Л.С. Выготским «Вопросы дефектологии», М.И. Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» , А.Н. Леонтьевым «Умственное развитие ребенка» и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов можно разработать рекомендации по коррекции межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития. Данные рекомендации могут быть предназначены как для педагогов, так и для родителей.
Структура работы: наша работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 25 источников, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяется цель, гипотеза и задачи экспериментального исследования.
В первой главе рассматриваются вопросы задержки психического развития как одной из форм дизонтогенеза, а также особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития.
Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития. Представлено обсуждение результатов экспериментального исследования.
В заключении сформулированы основные выводы и положения по проблеме исследования.
Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой в 1959 г. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психической деятельности ребёнка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Основной биологической причиной являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также в постнатальном периоде жизни ребёнка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.
Интоксикации,
инфекции, обменно-трофические
Круг
социально-психологических
наркомания
родителей, неблагоприятная экология,
а также различные варианты неправильного
воспитания, фактор неполной семьи, низкий
образовательный уровень
В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
В.В. Ковалев выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
- дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма);
- энцефалопатический (при негрубых органических поражениях центральной нервной системы);
- ЗПР
вторичного характера при
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанной на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР.
1) Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию.
2) Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития.
3) Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.
При названном
варианте ЗПР на первый план также
выступают нарушения в
4) Задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей: 1) в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;2) доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.
В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором - и звено контроля, и звено программирования, что обусловливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивное.
ЗПР церебрально-органического
генеза, характеризующаяся первичным
нарушением познавательной деятельности,
является наиболее стойкой и представляет
наиболее тяжелую форму ЗПР. Данная категория
детей в первую очередь нуждается в комплексной
медико-психолого-