Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Введение……………………………………………………..
Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
1.1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза………………………………………………………..
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….
1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………
Выводы по главе………………….
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….
2.2. Обсуждение результатов экспериментального исследования
Выводы по главе……………………………………………..
Заключение………………………………
Список литературы………………………
«взрослой» жизни и в межличностном взаимодействии. Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем. Например, высокая тревожность и чувствительность подростков с ЗПР - одна из причин возникновения и углубления трудностей в общении, взаимопонимании со сверстниками. Неумение контролировать жизненные ситуации, усугублённое низкой самооценкой, приводит к неуверенности в собственном будущем [3].
У подростков с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и ее компоненты [2].
Общение со сверстниками у детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребенок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. На занятиях дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом [7].
Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед коллективом, и они избегают его [4].
Таким образом,
коммуникативные особенности
отмечается
слабые связи в структуре детского
коллектива, тенденции к примитивной
зависимости большей части
сверстников. Кроме того, подростки с ЗПР часто переоценивают свое влияние, не улавливают смысл оценки окружающих, не могут регулировать свое поведение.
Выводы по теоретической главе
В данной
главе была сделана попытка
1) Задержка психического развития – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Качественные особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер детей с ЗПР являются неблагоприятным фактором для формирования психологической и социальной дезадаптации.
2)При нормально протекающем онтогенезе подростки имеют следующие особенности в межличностном взаимодействии:
- Расширение контактов со сверстниками;
- Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях;
- Стремление к индивидуализации через межличностные отношения;
3) Подростки с ЗПР имеют следующие особенности в межличностном взаимодействии:
- неполноценность всех предпосылок, необходимых для формирования и развития процесса общения: сниженная познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, несформированность всех видов речевой деятельности и ее компонентов;
- высокая тревожность и чувствительность, которая является причиной возникновения и углубления трудностей в общении, взаимопонимании со сверстниками;
- общение носит эпизодический характер, имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста.
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования
Данное экспериментальное исследование проводилось в период с 5-13 апреля 2012 года на базе специального коррекционного образовательного учреждения VII вида школа №39 г. Ижевска. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 человек в возрасте 13-15 лет. Контрольная группа формировалась из учащихся муниципального общеобразовательного учреждения школа №64 г. Ижевска. Контрольная группа респондентов была выбрана нами с целью определения различий в исследуемых нами характеристиках.
Этапы экспериментального исследования:
В связи с этим были использованы следующие методики:
Описание психодиагностических методик:
Методика разработана А,В,Гоголевой. Предназначена для определения ведущего стиля поведения в конфликте. Стимульный материал представлен в виде 30 рисунков с изображением конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации охватывают три области активного взаимодействия подростка, а именно: взаимодействие с родителями, сверстниками и взрослыми. Каждая область конфликта включает по 10 рисунков. Конфликтные ситуации, соответствующие различным областям взаимодействия и следуют в определенном порядке одна за другой. Стимульный материал оснащен вариантами ответов (шкалы), соответствующих аналогичным стилям поведения в конфликте, предложенным К. Томасом: соперничество, приспособление, компромисс, избежание и сотрудничество. Каждая шкала включает 30 вариантов ответов, выбор каждого из которых соответствует 1 баллу.
Инструкция: «Сейчас Вам будут предложены карточки с картинками. Вы должны внимательно посмотреть и представить, что Вы находитесь в данной ситуации. Как бы Вы ответили, если бы были на его месте? Выберите из предложенных вариантов ответов тот, который соответствует вашему, и поставьте в бланке ответов соответствующую букву»
Методика разработана Айзенком . Предназначена для изучения степени выраженности у испытуемого показателей психотизма, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Состоит из 100 утверждений.
Тест содержит четыре шкалы: 1) психотизм, 2) экстраверсия-интроверсия, 3) нейротизм, 4) специфическая шкала, предназначенная для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.
Перечисленные шкалы измеряют следующие особенности:
1) Шкала психотизма говорит о склонности к асоциальному
поведению, вычурности, неадекватности
эмоциональных реакций, значительной
конфликтности лиц, имеющих высокие оценки
по данной шкале.
Оценки по шкале психотизма выше 48% указывают
на высокую конфликтность. Средние значения
составляет 20-48%. Получившим оценки по
шкале психотизма выше 40%, не рекомендуется
работать в сферах обслуживания и торговли,
по специальностям типа «человек - человек»
(сфера менеджмента, рекламные, страховые
агенты и т.д.).
2)Экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении. Для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное.
Оценки выше 60% по шкале экстраверсия - интроверсия соответствуют экстравертированному типу, ниже 26% - интровертированному.
3) Человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.
Показатели по шкале нейротизма выше 64% говорят о высокой психической неустойчивости. Средние показатели составляет 32-64%.
4) Если уровень неискренности
превышает 40%, то результаты обследования
считаются недостоверными и
Инструкция: «Вам будут предложены некоторые вопросы. На
них нужно отвечать только «да» или «нет»».
Результаты исследования обрабатываются с помощью специального ключа.
В случае совпадения ответа испытуемого с ответом, указанным в ключе, он
получает 1 балл по соответствующей шкале. Затем нужно просуммировать
количество баллов по «да» и «нет» по каждой шкале.
Методика разработана в 1944-45 гг. С.Розенцвейгом. Основана на теории фрустрационного поведения.
Оценка теста позволяет свести каждый ответ к некоторому числу символов, которые соответствуют теоретической концепции. Каждый ответ оценивается с двух точек зрения.
- препятственно-доминантный (OD) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное);
- эго-защитный (ED) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);
- необходимостно-упорствующий (NP) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и реакция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанности сделать необходимые исправления или же в расчете на время, что нормальный ход вещей принесет с собой исправления).
Из комбинации этих 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки.
Каждый ответ может быть оценен одним, двумя, реже тремя счетными факторами.
Для обозначения экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной направленности в общем, без учёта типа реакций, используется буква Е, I или М соответственно. Для указания на препятственно-доминантный тип после заглавных букв направления пишется знак - Е, I, М. Эгозащитные типы экстрапунитивности, интропунитивности и импунитивности обозначаются прописными буквами Е, I, М. Потребностно-настойчивый тип выражается строчными буквами е, i, m. Каждый фактор записывается в соответствующей колонке напротив номера ответа, а его счётное значение в этом случае (двух зафиксированных показателей на одном ответе) соответствует уже не одному целому баллу, как при единичном показателе ответа, а 0,5 балла. Более подробное разбиение ответа на 3,4 и т. д. показателей возможно, но не рекомендуется. Во всех случаях общая сумма всех счётных факторов при полностью заполненном протоколе составляет 24 балла - по одному баллу на каждый пункт.
Все ответы испытуемого, закодированные в виде счётных факторов, записывают на протокольном бланке в соответствующих типу колонках, напротив пунктов подсчёта.
Таким образом, выбор данных методик обусловлен тем, что на основе полученных данных мы сможем выявить особенности межличностного взаимодействия подростков с ЗПР.
2.2. Обсуждение результатов
Для выявления различий между двумя выборками применялись методы количественной и качественной обработки результатов.
«Стили поведения в конфликте»
Нами были получены следующие результаты :
Таблица №1
Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике «Стили поведения в конфликте»
Стиль поведения в конфликте |
Подростки с нормальным психическим развитием |
Подростки с ЗПР |
Соперничество |
32,6 % |
16,6 % |
Сотрудничество |
8,6 % |
20 % |
Приспособление |
22,6 % |
35,3 % |
Компромисс |
15,3 % |
17,3 % |
Избегание |
20,6 % |
4,6 % |
Рисунок 1
Результаты сравнительного анализа показали, что наиболее существенные различия выявлены по шкале «соперничество», «избегание», «приспособление».