Особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..

Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
1.1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза………………………………………………………..
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….
1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………
Выводы по главе………………….
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….
2.2. Обсуждение результатов экспериментального исследования
Выводы по главе……………………………………………..
Заключение………………………………
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 125.12 Кб (Скачать файл)

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым [11].

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

 Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции [4].

 На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.

 Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры [8].

 С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое [6]. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности [11].

 Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое [13].

 Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица [5].

 Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям [3].

 Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу – существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и группой, создавая та называемый «эффект стаи». Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики. Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа «Я» [11].

Таким образом, при нормально протекающем онтогенезе подростки имеют особенности  в межличностном взаимодействии, которые характерны только для данного  возраста, но не препятствующие эффективной коммуникации в целом.

 

 

1.3. Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития

 

Подростковый  возраст – это пора важных изменений  в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично  во всех отношениях, при дизонтогенезе, в частности при ЗПР, возможны более серьезные нарушения, отклонения [13].

Г.Е. Сухарева считает, что для детей и подростков с ЗПР характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно – волевой сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых личностей, Г. Е. Сухарева [14], подчеркивает, что их социальная адаптация больше зависит от влияния  окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально – одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность собственный запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР не возникает тревожности.

Эмоциональная поверхность легко приводит к  конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Наблюдается беспечность  в отношениях, вследствие отрицательных  поступков, недооценка драматичности, сложности ситуации. Подростки могут  легко давать обещания и легко  забывать о них. У них отсутствуют  переживания при неудачах в учебе. А слабость учебных интересов  выливается в дворовые игры, потребность  в движении и физической разрядке. Мальчики часто склонны к раздражительности, девочки - к слезам. И те, и другие склонны ко лжи, которая опережает  незрелые формы самоутверждения. Инфантильность, присущая этой группе подростков часто  окрашена чертами церебро-органической недостаточности, двигательной расторможенностью, назойливостью, эйфорическим оттенком повышенного настроения, аффективными вспышками, сопровождающимися ярким вегетативным компонентом, с нередко последующей головной болью, низкой работоспособностью, выраженной утомленностью [16].

Весь  подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым  морально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений  ребенок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно значимые нормы и функции, знакомится с  содержанием социальных ролей [5].

Потребность подростка занять определенное место  в жизни общества, оценить самого себя в системе «Я и мое участие в жизни общества», а также ярко выраженная коммуникативная потребность определяют ведущие виды деятельность отрочества, к которым относятся просоциальная деятельность и общение [14].

Возрастающая  у подростка самостоятельность  сочетается со значительным расширением  сфер деятельности, с направленностью  на новые, более многообразные и содержательные отношения со сверстниками и другими людьми. Потребность подростка в общении является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребностям [7].

Прямым  следствием нарушений развития потребности  в общении оказывается снижение эффективности саморегуляции индивида, его неумение правильно организовать свое взаимодействие с окружающими людьми [11].

Общеизвестно, что особой проблемой подросткового  возраста являются трудности и конфликты  в общении. Поэтому, занимаясь особенностями  личности подростков с задержкой  психического развития, необходимо изучение различных взаимодействий и взаимоотношений, навыков общения детей данной возрастной группы и их реализации в общественных связях и отношениях [14].

Опираясь  на положение о том, что установленные  на нормально развивающихся детях  закономерности развития прослеживаются и в развитии детей с ЗПР, недостатки социальной адаптации подростков рассматриваются  как следствие трудностей переходного  периода в установлении межличностных  отношений и самореализации в  силу психических или социальных причин. Кризисы психического развития, дезадаптивные явления могут быть нормальными или атипичными, они также зависят от особенностей общения подростков с другими людьми. В случае нарушения общения уровень адаптации заметно падает и может возникнуть асоциальное поведение. Нарушения поведения могут быть проявлением болезненно измененной личности и психики в целом или стать следствием неблагоприятной ситуации воспитания. Поэтому необходимо учитывать психологические показатели развития личности, микросоциальные условия воспитания, организацию учебно-воспитательного процесса и времени пребывания в школе [3].

По мнению многих исследователей, среда играет важнейшую роль в развитии личности (и прежде всего, влияет на отношения  с другими людьми). Неблагоприятная жизненная ситуация, в том числе неправильное воспитание того или иного типа могут послужить причиной развития психопатической личности. Е.Т.Соколова указывает, что неразвитость эмоциональных отношений ребенка с членами семьи становится основой для развития психопатий, поскольку такая неразвитость влечет за собой отвержение собственного «Я» и глобальное отвержение мира социальных отношений. Вследствие дефицита эмоциональных связей в семье затруднена идентификация с родителями, что заставляет ребенка искать образцы для подражания на стороне [5].

Психический дефект при ЗПР, сочетающийся с неблагополучием эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, существенно искажает личностное становление старших подростков [12].

Усугубляет  ситуацию неудовлетворительный уровень  благополучия большинства старших  подростков с ЗПР в системе  межличностных отношений, что выражается в доминировании пренебрежительных  отношений в классе. Все эти факторы не могут не отягощать их психическое развитие, поскольку именно отношения, складывающиеся у подростков с ЗПР с родителями и сверстниками, оказывают доминирующее влияние на формирование отношения к себе, влияют на такие компоненты самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, внутреннюю конфликтность, а также на самооценку обаятельности, доброты, решительности, дружелюбия, уверенности, честности, характера, трудолюбия [6]. И как показывает Д.И.Альраххаль, конкретные условия жизни детей с ЗПР оказывают решающее влияние на становление системы их отношений и определяют эффективность коррекции развития таких школьников [3].

Успешность  социальной адаптации зависит как  от тяжести и специфических особенностей отклонения в развитии, так и от характера внутренней переработки  индивидом своей социальной ситуации. Социальная адаптация - интегративный показатель состояние человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, к обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [10].

Обучение детей с ЗПР способам общения, направленное социальное воспитание, усиленная психолого-педагогическая работа на уровнях группа - класс - школа - общество и ряд других мероприятий, осуществляемых специальной школой, имеют огромное значение для развивающейся  личности подростков с нарушениями  в развитии, для формирования положительных  личностных качеств, предупреждения дезадаптации [5].

Характерны внутренние противоречия, находящие свое выражение в проявлении агрессии, негативизма, нарушении поведения. Эти данные свидетельствуют о необходимости более ранней диагностики, выявления психических нарушений и коррекционной работы в специально созданных психолого-педагогических условиях школ [9].

Анализ педагогической работы специальной  и массовой школ показывает, что  в развитии ребенка большую роль играет школьная микросреда [5]. Формирование личности подростка происходит непосредственно через общение его с окружающими людьми, в том числе с участниками учебно-воспитательного процесса, поэтому там необходима продуманная система школьной организации не только самого процесса обучения, но и внеучебной деятельности школьников, в особенности ведущих в данный возрастной период ее видов (общение, просоциальная деятельность), что является важнейшим условием реализации возможностей развивающейся личности, ее успешной социальной адаптации [11].

Известно, что подростки, страдающие различными формами ЗПР, занимают одно из ведущих мест среди разных контингентов подростков с интеллектуальной недостаточностью и негативно отличаются от сверстников по состоянию здоровья и психическому развитию. Такие подростки имеют ряд личностных особенностей: низкая организация интеллектуальной деятельности, большая конформность, зависимость от окружающих, чувствительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и невыдержанность, высокое стремление показать себя в лучшем свете, быть не хуже других[14]. Ряд исследователей (Прихожан А.М., Пузанов Б.П., Лапшин В.А. и др.) считает, что состояние их эмоционально-волевой сферы и поведения соответствует предшествующей возрастной стадии развития. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР впервые начинает осознавать свою несостоятельность в связи с неуспеваемостью. Это ведёт к появлению и развитию чувства неполноценности, которое он попытается компенсировать в других сферах, в том числе и в различных формах девиантного поведения. Следствием чего становятся трудности с социально-трудовой адаптацией во "

Информация о работе Особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития