Особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Острая необходимость в изучении различных аспектов проблемы особенностей психического развития детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) в сравнении с другими аномалиями развития, а так же в сравнении с полноценно развивающимися детьми обусловлено, по нашему мнению, главным образом нуждами психологической и педагогической практики. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..

Глава I. Современное состояние проблемы исследования в научной литературе
1.1. Задержка психического развития как один из видов дизонтогенеза………………………………………………………..
1.2. Особенности межличностного взаимодействия подростков с нормальным психическим развитием………………………….
1.3.Особенности межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития……………………………
Выводы по главе………………….
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования……….
2.2. Обсуждение результатов экспериментального исследования
Выводы по главе……………………………………………..
Заключение………………………………
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 125.12 Кб (Скачать файл)

 

Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк)

Таблица 2

Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике PEN

Шкалы

Подростки с нормальным психическим развитием

Подростки с задержкой психического развития

Психотизм

9 %

12,6 %

Экстраверсия/интроверсия

16,5 %

12,6 %

Нейротизм

14,25 %

11 %




  1. Более высокий уровень психотизма у подростков с ЗПР (12,6 %) может стать причиной неадекватности их эмоциональных реакций.
  2. Более низкий показатель по шкале экстраверсия у подростков с ЗПР (12,6 %), чем у подростков с нормальным психическим развитием (16,5%) может говорить о трудности в установлении межличностного взаимодействия. Подростки с задержкой психического развития, по сравнению с подростками из контрольной группы, менее контактны, обладают меньшим стремлением образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Об этом свидетельствует то, что подростки с задержкой психического развития, по сравнению с лицами из контрольной группы, имеют более низкие показатели по шкале экстраверсия. Подростки с задержкой психического развития склонны больше занимать обособленную позицию; для них характерны замкнутость, скрытность, обидчивость, недоверчивость к окружающим; они испытывают определенные трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения к себе.
  3. Более низкие показатели нейротизма у подростков с ЗПР (11 %), чем у подростков контрольной группы (14,25 %) могут говорить о снижении тревожности в силу низкой критичности.

 

Тест фрустрационных реакций С.Розенцвейг

Таблица 3

Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике «Тест фрустрационных реакций» (направленность реакций)

Направленность реакций

Подростки с нормальным психическим  развитием

Подростки с задержкой психического развития

E (экстрапунитивные)

37,2

41

I (интрапунитивные)

28,5

15,1

M (импунитивные)

32,7

29,7


Е – экстрапунитивные реакции

И – интрапунитивные реакции

М – импунитивные реакции

 

Таблица 4

Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике «Тест фрустрационных реакций» (тип реакций)

Тип реакции

Подростки с нормальным психическим развитием

Подростки с задержкой психического развития

OD

19 %

21,1 %

ED

42,8 %

52,6 %

NP

38 %

25,6 %


 

 

 

Рисунок 4

ОД – препятственно-доминантные реакции

ЕД – самозащитные

НП – необходимо-упорствующие

 

Таблица5

 

Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике «Тест фрустрационных реакций» (индекс групповой конформности)

 

Подростки с нормальным психическим развитием

Подростки с задержкой психического развития

Коэффицент групповой конформности

21,1

31,8


 

 

 

 

Рисунок 5

1) У подростков с нормальным психическим развитием (37,2 %) и у подростков с ЗПР (41 %) преобладающим направлением реакции является экстрапунитивное, где агрессия направлена вовне, что может являться особенностью подросткового возраста. Более низкий показатель интрапунитивных реакций у подростков с ЗПР (15,1 %), по сравнению с нормально развивающимися сверстниками (28,5 %), может говорить о том, что подростки с ЗПР не берут ответственность на себя в конфликтных ситуациях.

2) Количество реакций с фиксацией на препятствии (ОD) и у подростков с нормальным психическим развитием (19 %) и у подростков с ЗПР почти одинаково (21,1 %), что может являться особенностью подросткового возраста. У подростков с ЗПР преобладают реакции с фиксацией на эго-защите (52,6 %), что говорит о неспособности брать ответственность на себя.

3) У подростков с нормальным психическим развитием (21,1 %) и у подростков с ЗПР низкий уровень социальной адаптации (31,8 %), что является особенностью подросткового возраста.

4) У подростков с нормальным психическим развитием уровень социальной адаптации ниже (20,1 %), чем у нормально развивающихся сверстников (31,8 %), это может объясняться тем, что подростки с ЗПР в большей мере стремятся к конформному поведению и социальному одобрению. Они также склонны к уклонению от борьбы, стремятся уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах. Об этом свидетельствует то, что подростки с задержкой психического развития, по сравнению с лицами из контрольной группы, имеют более высокий результат по коэффициенту социальной адаптации.

 

Выводы по главе

В ходе экспериментального исследования были выявлены особенности межличностного взаимодействия подростков с ЗПР:

1)У подростков с ЗПР в меньшей степени выражены лидерские качества, преобладает стремление к социальному одобрению.

2)Подростки с задержкой психического развития, по сравнению с подростками из контрольной группы, менее контактны, обладают меньшим стремлением образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

3)Подростки с задержкой психического развития склонны занимать обособленную позицию; для них характерны замкнутость, скрытность, обидчивость, недоверчивость к окружающим; они испытывают определенные трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения к себе.

4)Подростки с задержкой психического развития не берут ответственность на себя в конфликтных ситуациях.

5)Склонны к уклонению от борьбы, стремятся уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах.

Также были выявлены сходства:

  1. Низкий уровень социальной адаптации, что может являться особенностью подросткового возраста.
  2. Склонны занимать позицию «обвинителя», видеть проблему во внешних обстоятельствах.

 

 

Заключение

Данная курсовая работа посвящена  проблеме межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития.

Полноценное развитие любого ребенка  – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития –  требует поиска наиболее эффективных  путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями  становится сферой деятельности, в  которой тесно переплетаются  интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.

Дети, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются  как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким  детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества.

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности ребёнка  с ЗПР, в том числе на характере  межличностных отношений. Исследуя особенности межличностного взаимодействия, мы способствуем оптимизации процесса построения межличностных отношений.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования  полученного материала при разработке методических рекомендаций по оптимизации  процесса межличностного взаимодействия.

В первой главе представлены данные литературы о понятии межличностного взаимодействия, его особенностях в подростковом возрасте у подростков с нормальным психическим развитием и у подростков с задержкой психического развития.

Во второй главе представлены данные экспериментального исследования. В ходе исследования охарактеризованы особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития. Результаты исследования обнаруживают у подростков данного контингента заметное отставание в формировании межличностного взаимодействия, характерны недостатки в установлении контактов со сверстниками, отсутствии собственной инициативы при общении, неадекватности эмоциональных реакций, высоком уровне конформности, установке на социально одобряемом поведении. Это приводит к несформированности коммуникативных навыков в целом.

Подводя итоги, можно сделать вывод  о том, что результаты экспериментального исследования свидетельствуют о  негативной динамике в формировании навыков межличностного взаимодействия в экспериментальной группе и  подтверждают необходимость коррекционно-развивающего воздействия в работе с детьми данной категории..

В ходе проведенного исследования цель и задачи были достигнуты, а гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 1987.
  4. Бучкина И. П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. психол. наук / Бучкина Ирина Петровна; Санкт-Петерб. гос. ун-т. -СПб. :Б.и., 2003.-26 с
  5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
  7. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
  8. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во “ Питер”. 2000.-992с.: ил.- /Серия “Мастера психологии”/.
  9. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика “трудных” подростков/ Науч. - исслед. ин-т дефектологии  Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 168 с.: ил.
  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  11. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.
  12. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.
  13. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 104с.
  14. Психологические особенности детей и подростков с проблемами развития: Изучение и психокоррекция / под ред. 
  15. У. В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.
  16. Пожар Л. С.  Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.
  17. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.
  18. Пожар Л. Психология аномальных детей и подрост-
  19. ков. Патопсихология. – М.; Воронеж, 1996.
  20. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
  21. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). -М.: Медицина, 1965. -337с.
  22. Усова О.Н. Специальная психология. - М., 1991.
  23. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение


Информация о работе Особенности межличностного взаимодействия у подростков с задержкой психического развития