Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 239.54 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Особенности  мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста

    1. Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
    2. Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
    3. Особенности  мотивации  достижения  успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
    4. Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26

     Резюме………………………………………………………………………...29

Глава 2. Методология  и методы исследования

2.1   Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31

2.2  Методологические подходы и  принципы исследования………………...32

2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33

2.4  Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35

2.5  Этапы исследования………………………………………………………...36

Глава 3. Анализ и  интерпретация данных психодиагностического  исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских  домов

3.1  Данные авторской анкеты…………………………………………………..38

3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46

3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48

3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49

3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ……………………………………………………………….51

3.6   Данные корреляционного анализа………………………………………...52

Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и  учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских  домов................................................................................................................55

Заключение……………………………………………………………………....59

Выводы…………………………………………………………………………...61

Литература……………………………………………………………………….63

Приложение………………………………………………………………………68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от  профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво  мотивированных  на  достижение успеха в профессиональной деятельности.

  Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако  значительное  число школьников,  особенно  воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме. 

Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на

современном рынке труда. Особенно низок уровень  их  самостоятельности,  ответственности  за  свои  поступки,  что  напрямую связано с мотивацией достижения успеха. Д.Б. Эльконин [47], В.В. Давыдов [13], И.Л. Финько [41] отмечают, что снижение уровня мотивации достижения успеха  ведет к негативизму, недисциплинированности, высокой тревожности,  агрессивности.

Проблема мотивации достижения успеха нашла свое отражение в работах В.И. Степанского [39], Д.Б. Эльконина [47], А.К. Марковой [27], И.Л. Финько [41], Е.В. Горожаниной [11], Н.Б. Евстифеевой [18],  где подчеркивается, что для воспитанников детских домов имеет большое значение  формирование компонентов мотивации достижения успеха. 

Исходя из вышесказанного, изучение проблемы достижения успеха у воспитанников детских домов является актуальным. Выявление факторов, которые влияют на формирование компонентов мотивации достижения успеха, является чрезвычайно важной составляющей для профессионального и гражданского становления выпускников детских домов.

Цель работы: исследование особенностей мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома.

 

Гипотезы исследования:

  • существуют различия в проявлениях мотивации  достижения  успеха  у воспитанников  детских  домов и учащихся общеобразовательных школ;
  • уровень мотивации достижения успеха оказывает влияние на степень успешности учебной деятельности воспитанников детского дома;
  • существует взаимосвязь между уровнем развития мотивации достижения успеха и степенью адекватности самооценки воспитанников детского дома.

Задачи исследования:

  • Провести анализ литературы по исследуемой проблеме. 
  • Провести сравнительное исследование  мотивации достижения  успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ. 
  • Изучить влияние высокой и низкой мотивации достижения успеха на успешность  учебной деятельности у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ. 
  • Провести сравнительное исследование взаимосвязи между уровнем развития мотивации достижения успеха и степенью адекватности самооценки у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.
  • Разработать практические рекомендации для учителей и воспитателей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов.

Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности. Предмет исследования - особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома.

Выборка: 50 школьников, обучающихся в 7 классах школы №2, и 47 школьников, обучающихся в 7 классах Военно-Антоновского детского дома.

Теоретико-методологическую основу работы составляет принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна [38]; концепция о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении А.Н. Леонтьева [23]; положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека [38]; теория мотивации  достижения  успехов и избегания неудач А.К. Марковой [28].

Методы исследования:

  • библиографический;
  • метод анкетирования;
  • психодиагностический;
  • анализ успеваемости;
  • метод математической обработки данных.

Методики исследования:

  • авторская анкета;
  • тест Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн для выявления самооценки (сер. 1970-х гг.);
  • методики Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой (1993): «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»;
  • опросник «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова (1978);
  • методика «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана (1988).

Научная новизна. Расширены представления о мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов. Выявлено влияние пола на проявления мотивации достижения успеха. Показана зависимость уровня развития мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ от степени адекватности самооценки.

Практическая  значимость. Разработаны рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке психологов.  

 

Положения, выносимые  на защиту.

  1.  Особая социальная ситуация развития у воспитанников детских домов, в отличие от учащихся общеобразовательной школы, способствует формированию некоторой противоречивости в проявлениях мотивации достижения успеха: с одной стороны, воспитанники детских домов   стремятся проявить себя, выделиться, выиграть у других, с другой стороны – при малейшей неудаче они предпочитают не повторять попыток, либо четко ставят перед собой задачу участвовать, но больше не стремиться выиграть.

2. Особенности мотивации  достижения успеха у воспитанников  детских домов проявляются в  следующем: нежелание прилагать усилия для достижения успеха и оставление деятельности при возникновении любых трудностей; выбор легких учебных предметов и легких заданий, направленных на повторение пройденного материала, в  связи с боязнью неудач и неумением оценить свои способности по учебному  предмету; болезненное переживание ошибок и неудач; высокий уровень направленности на отметку.

3. Низкий уровень мотивации  достижения успеха у воспитанников  детских домов, ее противоречивость  проявляются в низком уровне  школьной успеваемости.

4. Неадекватная завышенная  самооценка у воспитанников детских  домов обуславливает, с одной стороны, повышенные запросы  детей, с другой стороны, усиливает страх неудачи, ошибки.

5. Разработанная  программа,  направленная  на оптимизацию  повышения мотивации достижения успеха, дает возможность воспитанникам детских домов строить перспективу успешной деятельности. 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста

    1.      Феномен мотивации в психологии

В поведении человека выделяются две функционально взаимосвязанные  стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию  и направленность поведения, а регуляция  отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Психические  процессы и состояния обеспечивают, в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано  с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление  о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся  у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести  себя определенным образом и об управлении деятельностью в процессе ее осуществления. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных  моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия  мотивации и мотива [46].

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов,  детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне  [45].

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Любая форма  поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов  объяснения выступают психологические  свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о мотивации и стимулах, исходящих из сложившейся ситуации [2].

Мотив в отличие от мотивации  – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Согласно А.Н. Леонтьеву, в современной психологии под мотивами понимают инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а также переживание эмоций, интересы, желания [22].

По мнению А.Н. Леонтьева, мотив можно определить как опредмеченную  потребность, в результате чего поведение  человека приобретает некое направление [23].

По мнению Р.А. Пилояна, мотивация  и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные  психические категории; мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (то есть мотивы вторичны). В то же время  он утверждает, что через выработку  отдельных мотивов можно влиять на мотивацию в целом (то есть мотивация  зависит от мотивов, которые становятся первичными). Мотивы относятся к  действию, а мотивация – к деятельности [35]. 

Таким образом, в психологии под мотивом понимается состояние  возбуждения, которое побуждает  организм к действию. Мотивацию трактуют по-разному. В одном случае как  совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение,  в другом случае как  внутреннее состояние организма, побуждающее  или ведущее к действию, в третьем  – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. В связи с этим мотивацию следует  рассматривать как динамический процесс формирования мотива [2].

Многочисленные теории мотивации  стали появляться еще в работах  древних философов. В настоящее  время таких теорий насчитывается  уже не один десяток. Среди них  можно выделить несколько основных, пытающихся объяснить всю совокупность мотивационных феноменов.

Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома