Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63
ТЕМА: Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Резюме………………………………………………………………
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ……………………………………………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические
рекомендации для воспитателей и
учителей по развитию мотивации достижения
успеха у воспитанников детских
домов.........................
Заключение……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.
Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на
современном рынке труда. Особенно низок уровень их самостоятельности, ответственности за свои поступки, что напрямую связано с мотивацией достижения успеха. Д.Б. Эльконин [47], В.В. Давыдов [13], И.Л. Финько [41] отмечают, что снижение уровня мотивации достижения успеха ведет к негативизму, недисциплинированности, высокой тревожности, агрессивности.
Проблема мотивации достижения успеха нашла свое отражение в работах В.И. Степанского [39], Д.Б. Эльконина [47], А.К. Марковой [27], И.Л. Финько [41], Е.В. Горожаниной [11], Н.Б. Евстифеевой [18], где подчеркивается, что для воспитанников детских домов имеет большое значение формирование компонентов мотивации достижения успеха.
Исходя из вышесказанного, изучение проблемы достижения успеха у воспитанников детских домов является актуальным. Выявление факторов, которые влияют на формирование компонентов мотивации достижения успеха, является чрезвычайно важной составляющей для профессионального и гражданского становления выпускников детских домов.
Цель работы: исследование особенностей мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома.
Гипотезы исследования:
Задачи исследования:
Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности. Предмет исследования - особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома.
Выборка: 50 школьников, обучающихся в 7 классах школы №2, и 47 школьников, обучающихся в 7 классах Военно-Антоновского детского дома.
Теоретико-методологическую основу работы составляет принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна [38]; концепция о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении А.Н. Леонтьева [23]; положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека [38]; теория мотивации достижения успехов и избегания неудач А.К. Марковой [28].
Методы исследования:
Методики исследования:
Научная новизна. Расширены представления о мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов. Выявлено влияние пола на проявления мотивации достижения успеха. Показана зависимость уровня развития мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ от степени адекватности самооценки.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке психологов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Особая социальная ситуация развития у воспитанников детских домов, в отличие от учащихся общеобразовательной школы, способствует формированию некоторой противоречивости в проявлениях мотивации достижения успеха: с одной стороны, воспитанники детских домов стремятся проявить себя, выделиться, выиграть у других, с другой стороны – при малейшей неудаче они предпочитают не повторять попыток, либо четко ставят перед собой задачу участвовать, но больше не стремиться выиграть.
2. Особенности мотивации
достижения успеха у
3. Низкий уровень мотивации
достижения успеха у
4. Неадекватная завышенная
самооценка у воспитанников
5. Разработанная программа, направленная на оптимизацию повышения мотивации достижения успеха, дает возможность воспитанникам детских домов строить перспективу успешной деятельности.
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
В поведении человека выделяются
две функционально
Термин «мотивация»
Представление о мотивации
возникает при попытке
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Согласно А.Н. Леонтьеву, в современной психологии под мотивами понимают инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а также переживание эмоций, интересы, желания [22].
По мнению А.Н. Леонтьева, мотив можно определить как опредмеченную потребность, в результате чего поведение человека приобретает некое направление [23].
По мнению Р.А. Пилояна, мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории; мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (то есть мотивы вторичны). В то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов можно влиять на мотивацию в целом (то есть мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Мотивы относятся к действию, а мотивация – к деятельности [35].
Таким образом, в психологии под мотивом понимается состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию. Мотивацию трактуют по-разному. В одном случае как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение, в другом случае как внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее к действию, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. В связи с этим мотивацию следует рассматривать как динамический процесс формирования мотива [2].
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Среди них можно выделить несколько основных, пытающихся объяснить всю совокупность мотивационных феноменов.
Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома