Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 239.54 Кб (Скачать файл)

Многие психологи считали, что за мотивированным поведением стоят  биологические причины. Так, по мнению З.Фрейда поведением человека управляют  инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос). А У. Макдугалл использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека. Под инстинктами он понимал внутренние, прирожденные способности к целенаправленным действиям. Это единственный двигатель поступков человека как социального существа [49]. К биологическим также относится теория гомеостаза,  предложенная У. Кенноном, согласно которой у каждого человека имеется стремление сохранить постоянство своих психологических систем. В случае нарушения этого постоянства возникает состояние раздражения, результатом которого становится поведение, направленное на его уменьшение. Уменьшение раздражения вызывает удовлетворение, и поступки, приносящие удовлетворение, повторяются [48]. 

На смену биологическим  теориям мотивации пришла поведенческая  (бихевиористская) теория. Кроме Д. Уотсона  и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла  и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение  в рамках исходной стимульнореактивной  схемы. К этим концепциям близка теория высшей нервной деятельности, разработанная на основе открытий, сделанных И.П. Павловым.  Исследования, начатые И.П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна, автора теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е.И. Соколова, который исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов мотивации [8].

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

По мнению К. Левина, на человека воздействуют разные предметы, окружающие его. Они вызывают в человеке потребности, которые провоцируют появление  напряженности. В этом состоянии  человек стремится к разрядке, то есть удовлетворению потребности. Левин  различал два рода потребностей –  биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре человека  находятся в связи друг с другом и могут обмениваться энергией. Благодаря  этому поведение человека становится более гибким. Он не привязан к определенному  действию или способу выхода из ситуации, но может менять их, разряжая возникшее  у него напряжение [21].

А. Маслоу в качестве причины  человеческих поступков выделяет несколько  фундаментальных потребностей: потребности физиологические (органические); потребность в безопасности; потребность в принадлежности и любви; потребность уважения (почитания); познавательные потребности; эстетические потребности; потребность в самоактуализации [26].

Когда удовлетворены более  низкие потребности, сразу же появляются другие более широкие потребности  и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и т.д. По мнению А. Маслоу, нет ни одного человека, реально не заинтересованного ни в чем. Все люди ставят перед собой цели, которые стремятся выполнить.  

Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций,   представленных  в трудах  Д.  Макклелланда, Дж. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Д. Роттера и др.

В теории Д.К. Макклелланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается как стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний, видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения считается первопричиной человеческого поведения [9].

Американский ученый Дж. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации [9].

Д. Роттер  для объяснения поведения человека предложил понятие  локуса контроля. В связи с этим всех людей можно разделить на два типа – интерналов (считающих  свое поведение причиной всех событий) и экстерналов (объясняющих события  своей жизни стечением обстоятельств, случайностью, происками других и  т.д.). Интерналы обладают высокой  внутренней мотивацией, благодаря чему достигают больших успехов в  жизни [43].

В Российской психологии также предпринимались попытки исследовать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов ХХ века, по сложившейся десятилетиями традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы продуманных и доведенных до определенного уровня завершенных концепций мотивации можно назвать теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, – разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, – упорядоченный набор целей [23].

А.Н. Леонтьев делит все мотивы на два класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму – неосознаваемые. Примером мотивов первого класса следует считать мотивы-цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Неосознаваемые мотивы также проявляются в сознании, но в форме эмоций и личностных смыслов. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникает положительная эмоция, если неуспешно – отрицательная. Что касается личностного смысла, то А.Н. Леонтьев его определяет как переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива.  Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т.е. приобретает личностный смысл  [23].

Проблемой мотивации занимались и такие видные ученые, как Л.И. Божович, в работах которой нам  представляется крайне интересной идея о базовых потребностях в новизне  впечатлений и в признании, опираясь на которые можно воспитать новые  потребности и мотивы, в том  числе и учебные, а также М.И. Лисина, развивавшая идеи о потребности в общении как движущей силе развития личности [7; 24].

Интерес представляет также  позиция Б.И. Додонова, который выделил  в мотивации четыре структурных  компонента:

  • удовольствие от самой деятельности;
  • значимость для личности непосредственного ее результата;
  • «мотивирующую» силу вознаграждения за деятельность;
  • принуждающее давление на личность [14].

Таким образом, в настоящее  время в психологии мотивации  выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные, по меньшей мере, около  десятка теорий. Однако именно деятельностная концепция мотивации позволяет  активно развивать мотивы личности через ее включение в деятельность и общение, постановку привлекательных  целей, освоение новых рациональных способов деятельности. При этом важную роль играют новизна целей и признание  достижений, удовольствие от самой  деятельности и личностная значимость ее результатов.

 

    1.      Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе

Проанализировав определения, предложенные исследователями, Т.О. Гордеева мотивацию достижения предлагает определять как мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности (то есть он может быть сопоставлен с другими результатами, используя некоторые стандарты оценки) [10].

Мотивация достижения проявляется  в стремлении субъекта прилагать  усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой). В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность, а также деятельность, направленная на воспитание ребенка, помощь другим или приобретение каких-либо социальных умений. Однако наиболее исследованной остается мотивация достижения в области решения интеллектуальных задач.

Согласно  Х.  Хекхаузену,  деятельность  должна удовлетворять ряду условий:

  1. оставлять после себя осязаемый результат;
  2.   оцениваться  качественно или количественно;
  3.   требования к оцениваемой деятельности не  должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими;
  4. для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;
  5. деятельность  должна  быть  желанной  для  субъекта и ее результат должен быть получен  им самим.  

Если присутствует одно или больше условий и нет признаков отсутствия остальных, наблюдатель воспринимает поступки другого как  деятельность достижения [42].

Можно выделить следующие  направления изучения мотива достижения:

  1. мотив достижения как потребность (Г. Мюррей, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд);
  2. мотив достижения как мотивационное свойство личности (П.М. Якобсон, А.Н. Леонтьев);
  3. мотив достижения как эмоция успеха-неуспеха (У. Макдугалл,  В.Н. Вилюнас);
  4. мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний (Ф. Хоппе);
  5. мотив достижения как представление индивида о своих способностях (Б. Вайнер, М. Селигман).  

Г. Мюррей включает потребность в достижении и избегании неудач в систему других психогенных потребностей, таких как потребность в агрессии, аффиляции, доминировании, защите, игре, избегании вреда и т.д. [9].

Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах ХХ века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения – Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи – как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.

По данным Д. Макклелланда, люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели.

Обычно  люди с высокой потребностью в  достижениях ставят перед собой  такие задачи, выполнение которых  будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят  получать положительные отзывы о  своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них  важнее денег [10].

Дж. Аткинсон полагал, что выбор поведения определяется двумя тенденциями – добиваться успеха и избегать неудачи. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Она создается следующими факторами: личностным – мотивом, или потребностью достижения, и двумя ситуационными – ожиданием, или субъективной вероятностью успеха, и побуждающей ценностью успеха.

Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума  выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция  избегать неудачи проявляется в  том, что человек стремится выйти  из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается личностным фактором – мотивом избегания  и ситуационным – ожиданием, или  субъективной вероятностью неудачи.

Мотив избегания представляет собой  общее предрасположение индивида избегать неудачи. Предполагается, что мотив  – устойчивая личностная характеристика, которая оценивается при помощи опросников тревожности. 
          Теория Дж. Аткинсона предполагает, что все обладают одновременно и мотивом достижения, и мотивом избегания. Поэтому в ситуации выбора у человека возникает конфликт между тенденцией стремиться к успеху, которая вызывает действия, ведущие к успеху, и тенденцией избежать неудачи, которая подавляет действия, ведущие к неудаче [8].

Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома