Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63
Многие психологи считали, что за мотивированным поведением стоят биологические причины. Так, по мнению З.Фрейда поведением человека управляют инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос). А У. Макдугалл использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека. Под инстинктами он понимал внутренние, прирожденные способности к целенаправленным действиям. Это единственный двигатель поступков человека как социального существа [49]. К биологическим также относится теория гомеостаза, предложенная У. Кенноном, согласно которой у каждого человека имеется стремление сохранить постоянство своих психологических систем. В случае нарушения этого постоянства возникает состояние раздражения, результатом которого становится поведение, направленное на его уменьшение. Уменьшение раздражения вызывает удовлетворение, и поступки, приносящие удовлетворение, повторяются [48].
На смену биологическим
теориям мотивации пришла поведенческая
(бихевиористская) теория. Кроме Д. Уотсона
и Э. Толмена, среди представителей
этого направления, получивших наибольшую
известность, можно назвать К. Халла
и Б. Скиннера. Все они пытались
детерминистически объяснить
Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.
По мнению К. Левина, на человека
воздействуют разные предметы, окружающие
его. Они вызывают в человеке потребности,
которые провоцируют появление
напряженности. В этом состоянии
человек стремится к разрядке,
то есть удовлетворению потребности. Левин
различал два рода потребностей –
биологические и социальные (квазипотребности).
Потребности в структуре
А. Маслоу в качестве причины человеческих поступков выделяет несколько фундаментальных потребностей: потребности физиологические (органические); потребность в безопасности; потребность в принадлежности и любви; потребность уважения (почитания); познавательные потребности; эстетические потребности; потребность в самоактуализации [26].
Когда удовлетворены более низкие потребности, сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и т.д. По мнению А. Маслоу, нет ни одного человека, реально не заинтересованного ни в чем. Все люди ставят перед собой цели, которые стремятся выполнить.
Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Д. Роттера и др.
В теории Д.К. Макклелланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь рассматривается как стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний, видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения считается первопричиной человеческого поведения [9].
Американский ученый Дж. Аткинсон одним из первых предложил общую теорию мотивации, объясняющую поведение человека, направленное на достижение определенной цели. В его теории нашли отражение моменты инициации, ориентации и поддержки поведенческой активности человека на определенном уровне. Эта же теория явила собой один из первых примеров символического представления мотивации [9].
Д. Роттер для объяснения
поведения человека предложил понятие
локуса контроля. В связи с этим
всех людей можно разделить на
два типа – интерналов (считающих
свое поведение причиной всех событий)
и экстерналов (объясняющих события
своей жизни стечением
В Российской психологии также предпринимались попытки исследовать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов ХХ века, по сложившейся десятилетиями традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы продуманных и доведенных до определенного уровня завершенных концепций мотивации можно назвать теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, – разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, – упорядоченный набор целей [23].
А.Н. Леонтьев делит все мотивы на два класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму – неосознаваемые. Примером мотивов первого класса следует считать мотивы-цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Неосознаваемые мотивы также проявляются в сознании, но в форме эмоций и личностных смыслов. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникает положительная эмоция, если неуспешно – отрицательная. Что касается личностного смысла, то А.Н. Леонтьев его определяет как переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т.е. приобретает личностный смысл [23].
Проблемой мотивации занимались и такие видные ученые, как Л.И. Божович, в работах которой нам представляется крайне интересной идея о базовых потребностях в новизне впечатлений и в признании, опираясь на которые можно воспитать новые потребности и мотивы, в том числе и учебные, а также М.И. Лисина, развивавшая идеи о потребности в общении как движущей силе развития личности [7; 24].
Интерес представляет также позиция Б.И. Додонова, который выделил в мотивации четыре структурных компонента:
Таким образом, в настоящее
время в психологии мотивации
выделились и до сих пор продолжают
разрабатываться как
Проанализировав определения, предложенные исследователями, Т.О. Гордеева мотивацию достижения предлагает определять как мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности (то есть он может быть сопоставлен с другими результатами, используя некоторые стандарты оценки) [10].
Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой). В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность, а также деятельность, направленная на воспитание ребенка, помощь другим или приобретение каких-либо социальных умений. Однако наиболее исследованной остается мотивация достижения в области решения интеллектуальных задач.
Согласно Х. Хекхаузену, деятельность должна удовлетворять ряду условий:
Если присутствует одно или больше условий и нет признаков отсутствия остальных, наблюдатель воспринимает поступки другого как деятельность достижения [42].
Можно выделить следующие направления изучения мотива достижения:
Г. Мюррей включает потребность в достижении и избегании неудач в систему других психогенных потребностей, таких как потребность в агрессии, аффиляции, доминировании, защите, игре, избегании вреда и т.д. [9].
Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах ХХ века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения – Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи – как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.
По данным Д. Макклелланда, люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели.
Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег [10].
Дж. Аткинсон полагал, что выбор поведения определяется двумя тенденциями – добиваться успеха и избегать неудачи. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Она создается следующими факторами: личностным – мотивом, или потребностью достижения, и двумя ситуационными – ожиданием, или субъективной вероятностью успеха, и побуждающей ценностью успеха.
Тенденция избегать неудачи понимается
как сила, подавляющая у индивидуума
выполнение действий, которые, как он
ожидает, приведут к неудаче. Тенденция
избегать неудачи проявляется в
том, что человек стремится выйти
из ситуации, содержащей угрозу неудачи.
Эта тенденция создается
Мотив избегания представляет собой
общее предрасположение индивида избегать
неудачи. Предполагается, что мотив
– устойчивая личностная характеристика,
которая оценивается при помощи
опросников тревожности.
Теория Дж. Аткинсона предполагает, что
все обладают одновременно и мотивом достижения,
и мотивом избегания. Поэтому в ситуации
выбора у человека возникает конфликт
между тенденцией стремиться к успеху,
которая вызывает действия, ведущие к
успеху, и тенденцией избежать неудачи,
которая подавляет действия, ведущие к
неудаче [8].
Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома