Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 239.54 Кб (Скачать файл)

Главным возрастным мотивом подростков  является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха,  избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить  самоуважение, самооценку,  уважение   окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся  к  успеху,  активно  берутся  за  сложные  проблемы,  другие  стараются  сохранить  уже  достигнутое, не рисковать [41].

Подростки с высоким  уровнем  мотивации  достижения успеха стремятся  к преодолению трудностей и добиваются больших результатов.  В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, они используют малейший  повод для того, чтобы как-то обратить на себя  внимание, стать заметным среди других.

По мнению Т.О. Гордеевой, мотив достижения подростков характеризуется направленностью субъекта на достижение высокого уровня мастерства при выполнении дела на основе своих усилий и способноность  качественного  выполнения  деятельности, и связан с положительными эмоциональными переживаниями  личности (надежда,  радость) [10]. Мотив стремления к успеху побуждает и направляет деятельность в определенную ситуацию;  мотив  избегания  неудачи  тормозит  деятельность,  направляет  ее  от  указанной  предметной зоны.

Качество достижения в выполнении какой-либо деятельности зависит не только от эффективности  силы  мотивации  относительно  специфических требований задачи, но, конечно, и  от индивидуальной способности к выполнению  соответствующей деятельности. На формирование и развитие мотивации любой деятельности  оказывают  влияние  эмоции  и  чувства,  определяя модальность и силу мотива. Из чего  следует,  что  деятельность  должна  сопровождаться  преимущественно  положительными  эмоциями,  чтобы  получить  сильную  мотивацию. 

Формированию  мотивации  достижения,  успешности  учебной  работы  способствуют  спокойный и доброжелательный тон  общения,  уважение к  внутреннему миру подростка,  оптимистический настрой и педагога, и подростков.  Очень важными в определении мотивации является  ожидание  успеха  или  неудачи.  Если  подростки не верят в то, что уровень усвоения  приведет  к  значимому  и  ценному  результату,  их мотивация будет снижена [41]. 

Социальная ценность мотивации достижения  подростков  подчеркивает  актуальность  изучения  закономерностей  ее  проявления  и  развития, а также поиска путей и способов ее  целенаправленного формирования.

    1. Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов

Проанализировав многочисленные исследования, посвященные изучению психологических особенностей воспитанников  детских домов, А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых выделяют присущие детским домам факторы  и причины, связанные с проблемой достижения успеха:

  1. особый социальный статус – «ничейности» – никто ими не интересуется, по существу  никому они не нужны, что порождает состояние незащищенности, неуверенности  в себе, в своем будущем;
  2. официальные категоричные нормативы с одной стороны положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой – отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации;
  3. дефицит общения воспитанников детских домов с референтными взрослыми; минимум индивидуальных контактов. Все это замедляет осознание своего «Я»,  своей  уникальности,  развитие  эмоциональной  сферы,  познавательной  деятельности; 
  4. бедность  эмоционального отношения со взрослыми, поверхностность  контактов порождает склонность  к агрессивным поступкам, нежелание признать свою вину, доминирование  защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность их конструктивного поведения [37]. 

В работе В.С. Мухиной отмечается феномен «общественной собственности»:  все общее в детском  доме, мало личных вещей.  Влияние этого феномена затрудняет формирование адекватного отношения к  себе и другим, т.к. вещи и предметы имеют для них не столько определенную  потребительскую ценность, сколько, по мнению В.С. Мухиной, помогают им подтвердить свою самость, материализовать свое «Я» [31]. 

И.В. Дубровина выделяет следующие личностные особенности детей детского дома: неуверенность в себе, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, недоверие по отношению к партнеру, неумение вступать в значимые отношения [15]. 

И.С. Карнаух отмечает специфические сложности в общении: затрудненность  в определении последствий своего поведения, несоответствие выбора  поведения  общепринятым нормам, неспособность контролировать агрессивное поведение.  Он также выделяет особенности их Я-концепции: недостаточная  выраженность  представлений о  собственных умениях, интересах, ориентация на оценку окружающих, слабая выраженность представлений о себе как о друге, неумение приспосабливаться к ситуации взрослых в плане  возможности обойти ее и вести себя соответственно желаниям и представлениям [20]. 

В работе А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых выделены особенности в направленности воспитанников детских домов, отмечаются неумение смотреть  вперед и связывать актуальные события своего будущего с актуальными событиями прошлого, пренебрежение к последствиям своего поведения. Авторы подчеркивают, что отсутствие представлений, связанных с прошлым, затрудняет становление перспективы будущего и рассматривают его как фактор, препятствующий созданию собственной идентичности [37].

 Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что условия  обучения и воспитания в детском доме, личностные особенности воспитанников обусловливают их неадекватное поведение: пассивность, зависимость,  отсутствие реализации желаний, потребностей, равнодушие, отсутствие перспективы, надежды на успех.

Дети в детском доме особенно зависимы от школьных отметок, так как хорошие отметки позволяют получить  больше поддержки и одобрения со стороны значимого взрослого. И.В. Дубровина и Н.А. Маланкина подчеркивают, что для детей детского дома в большинстве случаев знание перестает быть  целью,  становится средством избежать  наказания,  получить  награду,  что говорит о недостаточности или нарушении мотивации [25; 36]. 

Сниженный  уровень  инициативности  воспитанников  детского  дома,  пассивное отношение к окружающему  связано с тем, что условия  жизни в  детском доме в меньшей  степени дают возможность проявлять  инициативу и  не способствуют воспитанию чувства ответственности. 

По мнению Н.Б. Евстифеевой, особенности формирования потребностно-мотивационной  сферы воспитанников детских домов обусловлены основными проблемами общения и  взаимодействия.  Одна  из них – наличие так  называемого «структурного»,  «обучающего»  подхода,  при  котором  сотрудники  должны,  прежде  всего,  обеспечить соблюдение ребенком правил внутреннего распорядка и дисциплины,  что  в  свою  очередь  затрудняет  формирование  у  детей  отношений  дружбы и сотрудничества, сложных  этических чувств.  Это снижает мотив достижения  успеха [18].  

Недостаточно разработана  система формирования и развития у ребенка мотивации и способности к учебной деятельности, а также ее дифференциации в соответствии с фактическим уровнем развития, в силу чего у значительной части детей отмечается стойкое отрицательное отношение к школе и  учению как к деятельности.  Д.Б.  Эльконин указывает на отрицательное влияние существующей педагогической системы в детском доме, которая  не формирует у детей-сирот навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологических защит и совладающего поведения  против стрессов  и психологических кризисов, поэтому у них легко возникают эмоциональные  расстройства  и  девиантное  поведение,  обусловленные  мотивом  избегания  неудач [47]. 

Ограничение  общения  и  деятельности детей-сирот  преимущественно  искусственной социальной средой  самого детского дома приводит  к  тому,  что  у  них  не  развиваются  в  должной  мере  навыки  жизнедеятельности  в  обычной нормативной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность).  Сама объективная заданность тесного и непрерывного общения в интернатном учреждении не дает детям возможности вырабатывать навыки неформальной дружбы и гибкие сценарии поведения в конфликтных ситуациях. 

У детей младшего и среднего школьного возраста часто проявляется  известное эмоциональное психологически зависимое поведение от взрослых  (очевидно, связанное  с  неудовлетворенностью в  ласке): дети-сироты  стремятся быть рядом со взрослыми.  Мало стимулируются способности (ресурсы) личности, и не преодолевается в полной мере типичный для детей-сирот психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение в отношении антисоциальных влияний (мотив избегания неудачи) [18].

В связи с  этим можно предположить, что  повышение мотивации  достижения  успеха  позволит  воспитанникам детского дома лучше адаптироваться к жизни, научиться стремиться к положительным результатам, повысить самооценку.

 

Резюме

Проведя анализ литературных данных по проблеме феномена мотивации достижения успеха, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация является сложным образованием, включающим мотивы, цели, задачи, интересы, намерения и т.д. Мотив можно определить как субъективное переживание побуждения к деятельности, придающее ей направленность и смысл, а мотивацию – как сложное многоуровневое объединение мотивов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.
  • Мотивация достижения успеха проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой).
  • Мотивация достижения начинает формироваться в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте она становится устойчивым личностным качеством. Основным факторами ее положительного развития являются теплые взаимоотношения с родителями, постепенное увеличение уровня требований к ребенку со стороны взрослых, ненавязчивая помощь и поддержка; успехи в учебной деятельности в младшем школьном возрасте; признание своей значимости в глазах сверстников в среднем школьном возрасте.
  • Факторами, затрудняющими успешное развитие мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов, являются ограничение возможности проявления инициативы и самостоятельности в поведении; неразвитые представления о себе и своих возможностях; зависимость от взрослых и при этом невозможность установить со значимыми взрослыми доверительные отношения; отсутствие навыков преодоления сложных жизненных ситуаций.
  • Повышение уровня мотивации  достижения  успеха позволит  воспитанникам детского дома лучше адаптироваться к жизни, чему может способствовать система психопрофилактической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методология  и методы исследования

2.1    Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования

Цель работы: исследование особенностей мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома.

Гипотезы исследования:

  • существуют различия в проявлениях мотивации  достижения  успеха  у воспитанников  детских  домов и учащихся общеобразовательных школ;
  • уровень мотивации достижения успеха оказывает влияние на степень успешности учебной деятельности воспитанников детского дома;
  • существует взаимосвязь между уровнем развития мотивации достижения успеха и степенью адекватности самооценки воспитанников детского дома.

Задачи исследования:

  • Провести анализ литературы по исследуемой проблеме. 
  • Провести сравнительное исследование  мотивации достижения  успеха у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ. 
  • Изучить влияние высокой и низкой мотивации достижения успеха на успешность  учебной деятельности у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ. 
  • Провести сравнительное исследование взаимосвязи между уровнем развития мотивации достижения успеха и степенью адекватности самооценки у воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных школ.
  • Разработать практические рекомендации для учителей и воспитателей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов.

Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности. Предмет исследования - особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома.

 

2.2    Методологические подходы и принципы исследования

В нашей работе использовались следующие методологические принципы и подходы.

Принцип детерминизма – это общенаучный принцип, раскрывающий закономерную обусловленность психических явлений, психической деятельности и психических свойств человека. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие) [38]. В нашей работе данный принцип помогает выявить причины, затрудняющие и способствующие развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов.

Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома