Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63
Концепция о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении А.Н. Леонтьева [23], согласно которой мотивы играют регулирующую роль в человеческом поведении. В нашем исследовании это положение позволяет рассматривать мотивацию достижения успеха как ту направляющую силу, которая позволяет ребенку ставить перед собой цели, стремиться к их достижению, не боясь ошибиться, а в случае ошибки не отказываться от ее достижения, а делать повторные попытки с учетом прошлых неудач.
Положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека [38], согласно которому в структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. В нашем исследовании данное положение позволило рассмотреть взаимосвязь уровня развития мотивации достижения успеха и степени адекватности самооценки воспитанников детских домов.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач А.К. Марковой [28], согласно которой становление мотивации достижения успеха и избегания неудачи есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к деятельности, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Данная концепция позволила нам рассматривать мотивацию достижения успеха и избегания неудач как сложный феномен, включающий в себя различные элементы, на который влияют как внешние факторы, с которыми взаимодействует ребенок, так и его внутреннее состояние.
2.3 Методы и методики исследования
В нашей работе использовались следующие методы и методики.
Библиографический метод использовался для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках данных по поставленной проблеме. Результатом использования этого метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент.
В ходе экспериментальной работы были использованы метод анкетирования, психодиагностический метод, анализ успеваемости и метод математической обработки данных.
Метод анкетирования в данной работе реализован в использовании авторской анкеты, позволившей собрать мнения испытуемых по поводу их будущего, а также их отношение к ситуациям, в которых есть вероятность неудачи. Анкета включает в себя 9 вопросов полузакрытого типа, которые обрабатывались методом контент-анализа (см. Приложение 1).
Психодиагностический метод был реализован при использовании следующих методик.
Тест Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн для выявления самооценки (сер. 1970-х гг.). Цель методики – выявление самооценки и уровня притязаний испытуемого. Стимульный материал представляет собой бланк с семью вертикальными линиями, обозначающими следующие показатели: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. На каждой линии испытуемые чертой отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком они отмечают, при каком уровне развития этих качеств они были бы удовлетворены собой. Обработка проводится по шести шкалам (первая не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). Критерии оценки полученных результатов: менее 45 баллов – заниженная самооценка; 45-74 балла – адекватная самооценка; 75-100 баллов – завышенная самооценка [5].
Методики Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой (1993): «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку». Цель методик – выявление мотивов получения отметки и приобретения знаний. Стимульный материал представляет собой опросники с 12 вопросами; на первый из них испытуемый отвечает «да» или «нет», вторая методика предлагает выбрать один из двух вариантов ответов. Критерии оценки полученных результатов: максимальное количество баллов – 12, чем больше баллов набрал испытуемый, тем больше у него выражена в первом случае направленность на приобретение знаний, а во втором – направленность на отметку [19]. Данная методика позволяет выявить преобладающую направленность у испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха либо мотивации избегания неудачи.
Опросник «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова (1978). Цель методики – определение уровня потребности в достижении. Стимульный материал методики представляет собой опросник из 22 утверждений, на которые испытуемых отвечают «да» или «нет». Критерии оценки полученных результатов: 0–10 – низкий уровень потребности в достижении; 11–12 – уровень ниже среднего; 13–14 – средний уровень; 15–16 – уровень выше среднего; 17–22 – высокий уровень [32]. В данном исследовании эта методика позволяет выявить уровень развития потребности в достижении.
Методика «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана (1988). Цель методики – установить наличие у испытуемого внешних и внутренних мотивов (факторов) учения, их направленность и силу. Стимульный материал представляет собой таблицу с 12 задачами, проранжированными по параметрам новизны, сложности и полезности. Выбор испытуемыми задач, которые они хотели бы решить, дает возможность выявить преобладание внешней или внутренней мотивации. Критерии оценки полученных результатов: количество баллов больше 4 свидетельствует о преобладании внутренней мотивации [6]. В данном исследовании эта методика позволяет определить, какие мотивы учения преобладают у учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов.
Анализ успеваемости испытуемых проводился по журналу успеваемости за две четверти совместно с учителем с целью определения объективного критерия, который зависит от уровня развития мотивации достижения успеха – школьной успеваемости/неуспеваемости.
Метод математической обработки данных включал в себя описательную статистику, t-критерий Стьюдента, j*-критерий Фишера и корреляционный анализ Пирсона.
2.4 Обоснование выборки испытуемых
Экспериментальную выборку составили 50 школьников, обучающихся в 7 классах школы №2, и 47 школьников, обучающихся в 7 классах Военно-Антоновского детского дома. Для репрезентативности выборки в ней представлены мальчики и девочки в одинаковом соотношении, представители разных национальностей.
Возраст испытуемых – 11-13 лет. Этот возрастной период характеризуется чувствительностью к оценке посторонних своей внешности; крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих. Внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.
Подростки начинают ставить перед собой цели, от достижения которых зависит их самоуважение и отношение к ним со стороны референтной группы. В этом возрасте происходит интенсивное развитие мотивации достижения, подросток начинает сознательно соотносить свои успехи и неудачи с вызвавшими их причинами. В связи с этим данная возрастная группы была выбрана в качестве испытуемых.
2.5 Этапы исследования
В данном исследовании можно выделить следующие этапы.
Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома