Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая и политическая ситуация в нашей стране такова, что эффективное решение многих задач, стоящих перед обществом, зависит во многом от профессионализма специалистов различного профиля, устойчиво мотивированных на достижение успеха в профессиональной деятельности.
Сегодняшние дети – кадровый резерв пополнения такого рода профессионалов. Однако значительное число школьников, особенно воспитанники детских домов, слабо профессионально ориентированы и слабо приспособлены к самостоятельной жизни в социуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности мотивационной сферы у учащихся среднего подросткового возраста
Феномен мотивации в психологии…………………………………..………8
Проблема мотивации достижения успеха в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………............................14
Особенности мотивации достижения успеха у учащихся общеобразовательных школ……………………………………………........21
Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов………………………………………………………………………….26
Резюме………………………………………………………………………...29
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования………………...31
2.2 Методологические подходы и принципы исследования………………...32
2.3 Методы и методики исследования…………………………………………33
2.4 Обоснование выборки испытуемых……………………………………….35
2.5 Этапы исследования………………………………………………………...36
Глава 3. Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов
3.1 Данные авторской анкеты…………………………………………………..38
3.2 Данные методики «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова…………46
3.3 Данные методики «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана……………….48
3.4 Данные методик Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»……………….49
3.5 Данные методики исследования самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн ………………………….51
3.6 Данные корреляционного анализа………………………………………...52
Глава 4. Практические рекомендации для воспитателей и учителей по развитию мотивации достижения успеха у воспитанников детских домов................................................................................................................55
Заключение……………………………………………………………………....59
Выводы…………………………………………………………………………...61
Литература……………………………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 239.54 Кб (Скачать файл)

Концепция о побуждающей и направляющей роли мотивов в деятельности и поведении А.Н. Леонтьева [23], согласно которой мотивы играют регулирующую роль в человеческом поведении. В нашем исследовании это положение позволяет рассматривать мотивацию достижения успеха как ту направляющую силу, которая позволяет ребенку ставить  перед собой цели, стремиться к их достижению, не боясь ошибиться, а в случае ошибки не отказываться от ее достижения, а делать повторные попытки с учетом прошлых неудач.

Положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека [38], согласно которому в структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. В нашем исследовании данное положение позволило рассмотреть взаимосвязь уровня развития мотивации достижения успеха и степени адекватности самооценки воспитанников детских домов.

Теория мотивации  достижения  успехов и избегания неудач А.К. Марковой [28], согласно которой становление мотивации достижения успеха и избегания неудачи есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к деятельности, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Данная концепция позволила нам рассматривать мотивацию достижения успеха и избегания неудач как сложный феномен, включающий в себя различные элементы, на который влияют как внешние факторы, с которыми взаимодействует ребенок, так и его внутреннее состояние.

 

2.3   Методы и методики исследования

В нашей работе использовались следующие методы и методики.

Библиографический метод использовался для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках данных по поставленной проблеме. Результатом использования этого метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент.

В ходе экспериментальной  работы были использованы метод анкетирования, психодиагностический метод, анализ успеваемости и метод математической обработки данных.

Метод анкетирования в данной работе реализован в использовании авторской анкеты, позволившей собрать мнения испытуемых по поводу их будущего, а также их отношение к ситуациям, в которых есть вероятность неудачи. Анкета включает в себя 9 вопросов полузакрытого типа, которые обрабатывались методом контент-анализа (см. Приложение 1).

Психодиагностический  метод был реализован при использовании следующих методик.

Тест Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн для выявления самооценки (сер. 1970-х гг.). Цель методики – выявление самооценки и уровня притязаний испытуемого. Стимульный материал представляет собой бланк с семью вертикальными линиями, обозначающими следующие показатели: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе. На каждой линии испытуемые чертой отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком они отмечают, при каком уровне развития этих качеств они были бы удовлетворены собой. Обработка проводится по шести шкалам (первая не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).  Критерии оценки полученных результатов: менее 45 баллов – заниженная самооценка; 45-74 балла – адекватная самооценка; 75-100 баллов – завышенная самооценка [5].

Методики Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой (1993): «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку». Цель методик –  выявление мотивов получения отметки и приобретения знаний. Стимульный материал представляет собой опросники с 12 вопросами; на первый из них испытуемый отвечает «да» или «нет»,  вторая методика предлагает выбрать один из двух вариантов ответов. Критерии оценки полученных результатов: максимальное количество баллов – 12, чем больше баллов набрал испытуемый, тем больше у него выражена в первом случае направленность на приобретение знаний, а во втором – направленность на отметку [19]. Данная методика позволяет выявить преобладающую направленность у испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха либо мотивации избегания неудачи. 

Опросник «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова (1978). Цель методики – определение уровня потребности в достижении. Стимульный материал методики представляет собой опросник из 22 утверждений, на которые испытуемых отвечают «да» или «нет».  Критерии оценки полученных результатов: 0–10 – низкий уровень потребности в достижении; 11–12 – уровень ниже среднего; 13–14 – средний уровень; 15–16 – уровень выше среднего; 17–22 – высокий уровень [32]. В данном исследовании эта методика позволяет выявить уровень развития потребности в достижении.

Методика «Тройные сравнения» Л.М. Фридмана (1988). Цель методики – установить наличие у испытуемого внешних и внутренних мотивов (факторов) учения, их направленность и силу. Стимульный материал представляет собой таблицу с 12 задачами, проранжированными по параметрам новизны, сложности и полезности. Выбор испытуемыми задач, которые они хотели бы решить, дает возможность выявить преобладание внешней или внутренней мотивации. Критерии оценки полученных результатов: количество баллов больше 4 свидетельствует о преобладании внутренней мотивации [6]. В данном исследовании эта методика позволяет определить, какие мотивы учения преобладают у учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов.

Анализ успеваемости испытуемых проводился по журналу успеваемости за две четверти совместно с учителем с целью определения объективного критерия, который зависит от уровня развития мотивации достижения успеха  – школьной успеваемости/неуспеваемости.

Метод математической обработки данных включал в себя описательную статистику,  t-критерий Стьюдента, j*-критерий Фишера и корреляционный анализ Пирсона.

 

2.4   Обоснование выборки испытуемых

Экспериментальную выборку составили 50 школьников, обучающихся в 7 классах школы №2, и 47 школьников, обучающихся в 7 классах Военно-Антоновского детского дома. Для репрезентативности выборки в ней представлены мальчики и девочки в одинаковом соотношении, представители разных национальностей.

Возраст испытуемых – 11-13 лет. Этот возрастной период характеризуется чувствительностью к оценке посторонних своей внешности; крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих. Внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Подростки начинают ставить  перед собой цели, от достижения которых зависит их самоуважение и отношение к ним со стороны референтной группы. В этом возрасте происходит интенсивное развитие мотивации достижения, подросток начинает сознательно соотносить свои успехи и неудачи с вызвавшими их причинами. В связи с этим данная возрастная группы была выбрана в качестве испытуемых.

 

2.5    Этапы исследования

В данном исследовании можно  выделить следующие этапы.

  1. Первичная постановка проблемы заключалась в обосновании темы исследования. Была определена цель исследования, после чего в результате теоретического поиска была выдвинута предварительная гипотеза. Был намечен круг задач, которые необходимо решить.
  2. Этап работы с научной литературой. На данном этапе проведен анализ литературы по изучаемой теме. Собранная информация была проанализирована, в результате сложилась теоретическая модель изучаемого явления, на основе чего был разработан план экспериментально-психологического исследования, конкретизирована гипотеза.
  3. Подбор экспериментального инструментария осуществлялся на основе конкретизированной гипотезы. Исследовательский инструментарий состоял из авторской анкеты и нескольких психодиагностических методик.
  4. Подбор экспериментальной выборки, которую  составили 100 школьников в возрасте от 11 до 13 лет.
  5. Проведение эксперимента при помощи батареи методик, подобранных для данного исследования.
  6. Обработка результатов была произведена при помощи компьютерной программы EXCEL 12. Полученные данные обрабатывались методом описательной статистики с целью выявления среднего арифметического значения, стандартной ошибки и стандартного отклонения. Были использованы t-критерий Стьюдента и j*-критерий Фишера для выявления достоверности различий между двумя группами испытуемых,  также корреляционный анализ для выявления связей между шкалами методик.
  7. Интерпретация полученных данных и формулировка выводов. На этом этапе полученные вторичные данные были подвергнуты анализу и интер<span class="No_0020Spacing__Char" style=" font-family: 'Times New R

Информация о работе Особенности мотивации достижения успеха у воспитанников детского дома