Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.

Содержание работы

Введение…………………...……………………………………………….…4 – 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ…….…………………………………………………………..6 – 27
Мотивация как психологический феномен………….….…………..6 – 11
Понятие мотивации в психологической науке…………………..11 – 14
ИсследованиЯмотивации в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………….………..............................14 – 17
Мотивационная сферав подростково-юношеском возрастЕ…...17 – 18
Общая характеристика подросткового возраста…………….….18 – 20
Особенности мотивационной сферы подростка……………………………….………………………….....20 – 22
Общая характеристика юношеского возраста……………………..22 - 26
Выводы……………………………………………………………………...26 - 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ...27 – 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………....25 – 28
2.2. Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников ……...28 – 33
2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников...……………………………………………………….....33 – 37
2.4.Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подростковоговозрастак юношескому……………………………………………………...………..37 – 38
Выводы…………………………………………………………………………..39
Заключение…………..……………………………………………………40 – 41
Литература………..………………………………………………………..…42 …….

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 152.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  Максима Танка»

 

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Группа 232

 

 

 

 

АГЕЙЧИК Марина Сергеевна

 

 

Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Научный руководитель:

Волощик И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Содержание

Введение…………………...……………………………………………….…4 – 5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ…….…………………………………………………………..6 – 27

    1. Мотивация как психологический феномен………….….…………..6 – 11
      1. Понятие мотивации в психологической науке…………………..11 – 14
      2. ИсследованиЯмотивации в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………….………..............................14 – 17
    2. Мотивационная сферав подростково-юношеском возрастЕ…...17 – 18
      1. Общая характеристика подросткового возраста…………….….18 – 20
      2. Особенности мотивационной сферы подростка……………………………….………………………….....20 – 22
      3. Общая  характеристика юношеского возраста……………………..22 - 26

Выводы……………………………………………………………………...26 - 27

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ...27 – 39

2.1. Организация и методы  эмпирического исследования…………....25 – 28

2.2. Изучение  доминирующих мотиваций у старшеклассников  ……...28 – 33

2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников...……………………………………………………….....33 – 37

2.4.Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подростковоговозрастак юношескому……………………………………………………...………..37 – 38

Выводы…………………………………………………………………………..39

Заключение…………..……………………………………………………40 – 41

Литература………..………………………………………………………..…42 …….

Приложение……………………………………………………….....……….

 

ВМЕСТИТЬ НА ОДИН ЛИСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.

Большинство теорий мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Взгляды на происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы постоянноизменялись. Только 2 оставались неизменными: рационализм - до середины 19 векаэто течение отчётливо выступало в работах древних философов и теологов (человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек  наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационное поведение человечестваможно рассмотреть только в разуме, сознании и воле человека); Вторым течением был иррационализм (это учение противоположно рационализму, т.к. в основном изучались животные. В этом учении утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях).

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Человек в течение жизни постоянно пересматривает свою мотивацию в соответствии со своими возможностями, которые диктуются как физиологическими факторами (например, оценка своего физического здоровья), так и фактором учета изменившихся социальных условий. Мотивы могут изменяться на всех фазах конкретной деятельности и отношений. Поведенческий акт нередко начинается на основе одной мотивации, а завершается на основе другой, преобразованной мотивации.

Значительный вклад в раскрытие проблемы мотивации внесли Л. С. Выготский, Д. Н. Узнадзе, Д.К.Маккеланда, Г.Олпорт, В.Г. Асеев,Л.И. Божовичи др.

По моему мнению данная тема работы является значимой на современном этапе. Актуальностью данной темы является то, что мотивация является  управляющим фактором поведения человека, она определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

СНАЧАЛА ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА

          Объект исследования: МотивациОННАЯ СФЕРА

Предмет исследования: различия ВособенностЯХ мотивации.

          Цель: изучить особенности мотиваций в подростковом и юношеском возрастах.

          Гипотеза: существуют различия в выраженности особенностей мотивацийв подростковом и юношеском возрастах.

С учетом поставленной цели и сформулированной гипотезы, можно  определить следующие задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. ИССЛЕДОВАТЬособенности мотивациИ в подростковом возрасте.
  3. ВЫЯВИТЬособенности мотивациИ в юношеском возрасте.
  4. Провести АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ……...

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ литературы, анкетирование, статистическая обработка экспериментальных данных.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ

    1. Мотивация как психологический феномен

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Термин «мотив» –французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю.

Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности».

Философский подход к мотивации:

Большинство теорий мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. Взгляды на происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы постоянно изменялись, но неизменно представлялись 2 течениями из философии: Одним из них был рационализм - до середины 19 векаэто течение отчётливо выступало в работах древних философов и теологов. Они считали что человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Только человек  наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационноеповедениечеловечестваможно рассмотреть только в разуме, сознании и воле человека.

Вторым течением был иррационализм это учение противоположно рационализму, т.к. в основном изучались животные. В этом учении утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Можно выделить первые теории: мотивационная и  психологическая. В 17–18 вв. возникла теория принятия решений – онатрактовалась на рационалистической основе поведения человека. Эта теория впервые появилась в экономикеи была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. В последующем времени её перенесли на понимание человеческих поступков не только в экономической сфере деятельности но и других.  Так же в это время можно отметитьтеорию автомата – она трактовалась на иррационалистической основе поведения животного. Эта теория стимулировалась успехами механики в 17–18 вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Эти теории можно считать независимыми друг от друга, т.к. одна – для человека, другая – для животных.

Вторая половина 19 века известна рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии – появилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Она оказала влияние на медицину,природоведение, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на две несовместимые в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях группы. Он же сделал первый решительный шаг вперед и в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдугалл, И.П. Павлов и др.).

Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животных, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, изменяя и расширяя состав самих потребностей.

На этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму отличия человека от животного.Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце 19в. и разработанные в начале 20в.

Взгляды гуманистической психологии на мотивацию:

Гуманистическая психология была представлена такими психологами  как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Также её называют теорией роста.Это когда человек стремиться к совершенствованию, самовыражению, реализации своих потенциалов.

Курт Голдштейн создал теорию самоактуализации и будучи нейрофизиологом он работал в основном с пациентами у которых был повреждён головной мозг. Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума.

Голдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является «формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность”.

Рассматривая представления Маслоу в данном направлении можно выделить что они существенно отличаются от разработок Голдштейна, хотя общий смысл этой теории сохранён.

Маслоу начал свои исследования самоактуализации -  изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался ему в высшей степени самоактуализированными, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу выделяет “болезньлишенности” таким образом он определяет невроз и психологическую неприспособленность. Он считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей. Как пример мы можем взять фундаментальные потребности ими могут служить физиологические потребности, в которых мы выделяем  голод, жажду или потребность во сне. Как считает Маслоу, что неудовлетворённость этих потребностей может привести нас к болезни и излечить мы сможем её только удовлетворением. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности; потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении и других.Каждый из нас имеет потребности роста, то есть мы можем развивать свои задатки и способности.

Во второй половине 20 века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др.

Когнитивный подход к мотивации:

В когнитивном подходе к мотивации, особое значение придаётся феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребляются когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний.

Информация о работе Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах