Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, курсовая работа
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.
Введение…………………...……………………………………………….…4 – 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ…….…………………………………………………………..6 – 27
Мотивация как психологический феномен………….….…………..6 – 11
Понятие мотивации в психологической науке…………………..11 – 14
ИсследованиЯмотивации в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………….………..............................14 – 17
Мотивационная сферав подростково-юношеском возрастЕ…...17 – 18
Общая характеристика подросткового возраста…………….….18 – 20
Особенности мотивационной сферы подростка……………………………….………………………….....20 – 22
Общая характеристика юношеского возраста……………………..22 - 26
Выводы……………………………………………………………………...26 - 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ...27 – 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………....25 – 28
2.2. Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников ……...28 – 33
2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников...……………………………………………………….....33 – 37
2.4.Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подростковоговозрастак юношескому……………………………………………………...………..37 – 38
Выводы…………………………………………………………………………..39
Заключение…………..……………………………………………………40 – 41
Литература………..………………………………………………………..…42 …….
По уровню развития
Отечественные и зарубежные
Развитие интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь – родителях), так и о самом себе. Это определяет новый уровень восприятия и оценивания старшеклассниками родителей и их отношения к ним. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши.
Подводя итог рассмотрению
Интенсивное развитие
Центральным новообразованием
Развитие интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь – родителях), так и о самом себе. Это определяет новый уровень восприятия и оценивания старшеклассниками родителей и их отношения к ним. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши.
Выводы
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Исследование особенностей мотивациИ ПОЧЕМУ У ТЕБЯ ВЕЗДЕ СТОИТ МОТИВАЦИЙ? МОТИВАЦИИ подростков и их сравнительный анализ проводился в общеобразовательной средней школе № 136 г. Минска, исследование особенностей мотиваций юношеского возраста и их сравнительный анализ проводился в БГПУ имени Максима Танка. В качестве испытуемых выступили учащиеся общеобразовательной средней школы № 136 г. Минска10 и 11 классы в возрасте 15-17 лет и студенты первокурсники 17 – 20 лет. Выборка в средней школе № 136 г. Минска составила 32 человека (15 юношей и 17 девушек), в БГПУ имени Максима Танка 34 человек (1 юноша и 23 девушки).
Для проведения исследования использовалась методикаМотивация успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана) (см. Приложение 1).
Методика А. А. Реана предназначена для определения особенностей мотиваций в разновозрастной категории учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование.Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Диагностическим конструктом
Поскольку сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень мотивационного полюса, то чем больше сумма, тем больше проявляется мотивация успеха, чем меньше – боязнь неудачи.
Перечень степени мотивационного полюса включает СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:мотивацию успеха; мотивационный полюс не выражен, но ближе к мотивации успеха; мотивационный полюс не выражен, но ближе к боязни неудачи; боязнь неудачи.
Опросник состоит из 20 утверждений, каждое из которых необходимо дать ответ согласия «Да» или несогласия «Нет»(см. Приложение 1).
2.2. Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников
Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников проводилось с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана)». Подсчет баллов производился в соответствии с ключом. Первичные тестовые результаты преобразовывались в баллы согласно нормировочной таблице. Итоговая сумма, выраженная в баллах, связана с уровнем мотивации следующим образом: УБРАТЬ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи), от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.1.
ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ!!! ОСТАЛЬНЫЕ - КАК ЭТУ
Таблица 2.1.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ подростков в общеобразовательной школе
Мотивационный полюс |
||||||
Боязнь неудачи |
Надежда на успех |
|
Ярко не выражена |
| ||
Количество |
% |
Кол-во |
% |
Количество испытуемых |
% | |
Общее количество |
3 |
9 |
26 |
82 |
3 |
9 |
ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ОФОРМЛЕНИЕ (ОТЦЕНТРИРОВАТЬ ЯЧЕЙКИ, НАЗВАНИЯ ГРАФ – БЕЗ ПЕРЕНОСОВ) |
Полученные данные свидетельствуют о том, что для подавляющего большинства испытуемых характерен мотивационный полюс: надежда на успех (82%). Боязнь на неудачу обнаружен у3 человек, что составляет 9% от общего объема выборки. Мотивационный полюс ярко не выражен обнаружено у 3 человек, что составляет 9% от общего объёма выборки.
ССЫЛКА НА РИСУНОК - ?
Рис. 2.1. Уровень особенностей мотиваций у подростков в общеобразовательной школе НАЗВАНИЯ ОДИНАРНЫМ ИНТЕРВАЛОМ
Кроме того, можно обнаружить отличия в особенностях мужского и женского мотивационного полюса. Об этом могут свидетельствовать данные, приведённые в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Уровень развития мотивационного полюса у подростков в общеобразовательной школе
Мотивационный полюс |
||||||
Боязнь неудачи |
Надежда на успех |
Ярко не выражен | ||||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество испытуемых |
% | |
Общее количество |
3 |
9 |
26 |
82 |
3 |
9 |
Юноши |
1 |
7 |
11 |
73 |
3 |
20 |
Девушки |
2 |
12 |
15 |
88 |
0 |
0 |
Рассматривая результаты юношей, следует отметить, что для 73% из них характерен мотивационный полюс: надежда на успех, для 9% - боязнь неудачи, для 9% - ярко не выражен. Среди девушек мотивационный полюс: надежда на успех выявлен у 88%, боязнь неудачи – у 12%, ярко не выражен – 0%. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Уровень особенностей мотиваций у подростков в общеобразовательной школе
Также можно представить данные, которые связанны с ТИПОМ СЕМЬИ. Для подростков семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности подростка и является ведущим фактором социализации. Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Уровень особенностей мотивации у подростков в общеобразовательной школе ТАКОЕ НАВАНИЕ УЖЕ БЫЛО
Мотивационный полюс | |||||||
На успех |
На неудачу |
Ярко не выражен | |||||
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% | ||
Общее количество |
26 |
82 |
3 |
9 |
3 |
9 | |
Неполная семья |
6 |
23 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Полная семья |
20 |
77 |
3 |
9 |
3 |
9 | |
Приведенные результаты указывают на то, что тип семьяна мотивационный полюс влияет. У большинства подростков мотивационный полюс: на успех, это полная семья - уровень значимости составляет (77%). Для 23% детей из полной семьи характерен мотивационный полюс: на неудачу. Мотивационный полюс: ярко не выражен – выявляется только 9 % у подростков из полной семьи. В данной выборке было подтверждено влияние семьи. Уровень мотивационного полюса: на успех в полных семьях был выше чем на неудачу, ярко не выражен. Полученные результаты особенностей мотиваций в полных и неполных семьяхсемьяхнаглядно представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Уровень особенностей мотиваций у подростков в общеобразовательной школе в неполных семьях
Таким образом, можно сказать, что полная семья влияет на мотивационный полюс. Большее количество подростков с мотивационным полюсом: на успех имеют полные.
Рассмотрим как влияет полная или неполная семья на юношей. Более подробные данные представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Уровень особенностей мотиваций у юношей в общеобразовательной школеГДЕ В НАЗВАНИИ ПРО СЕМЬЮ?
Мотивационный полюс | ||||||
На успех |
На неудачу |
Ярко не выражен | ||||
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% | |
Юноши из полных семей |
7 |
47 |
1 |
7 |
3 |
20 |
Юноши из неполных семей |
4 |
27 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приведённые результаты, свидетельствуют о том, что мотивационный полюс: на успех имеют юноши из полных семей. Полученные результаты в неполных и полных семьях наглядно представлены на рисунке 2.4.
Рис. 2.2. Уровень особенностей мотиваций у юношей из полной и неполной семьи
2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников
Исследование доминирующих мотиваций в юношеском возрасте у студентов 1 курса проводилось также по методике “Мотивация успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана). Она состоит из 20 вопросов. Необходимо выбрать только один из двух вариантов ответа, которое наиболее точно характеризует испытуемого, и пометить его. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивался в один балл. Сумма баллов связана с уровнем мотивации следующим образом: от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи), от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.3.
Информация о работе Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах