Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.

Содержание работы

Введение…………………...……………………………………………….…4 – 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ…….…………………………………………………………..6 – 27
Мотивация как психологический феномен………….….…………..6 – 11
Понятие мотивации в психологической науке…………………..11 – 14
ИсследованиЯмотивации в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………….………..............................14 – 17
Мотивационная сферав подростково-юношеском возрастЕ…...17 – 18
Общая характеристика подросткового возраста…………….….18 – 20
Особенности мотивационной сферы подростка……………………………….………………………….....20 – 22
Общая характеристика юношеского возраста……………………..22 - 26
Выводы……………………………………………………………………...26 - 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ...27 – 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………....25 – 28
2.2. Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников ……...28 – 33
2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников...……………………………………………………….....33 – 37
2.4.Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подростковоговозрастак юношескому……………………………………………………...………..37 – 38
Выводы…………………………………………………………………………..39
Заключение…………..……………………………………………………40 – 41
Литература………..………………………………………………………..…42 …….

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 152.86 Кб (Скачать файл)

         По уровню развития интегральной  индивидуальности юноша стоит  выше подростка; разные аспекты  юношеской личности не только  сами по себе сложнее, но и  связаны друг с другом более  тесно – это проявляется в  его умственной деятельности.

         Отечественные и зарубежные психологи  отмечают, что значительный качественный  сдвиг в психическом развитии  старшеклассника происходит благодаря  формированию научного и морального  мировоззрения. «Мировоззрение представляет  собой фундаментальное образование  достаточно зрелой психики, включающее  в себя важнейшие знания человека  о мире и отношении к нему, с позиции которых он вырабатывает целевые программы своей жизни, оценивает различные явления и события».

Развитие интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь – родителях), так и о самом себе. Это определяет новый уровень восприятия и оценивания старшеклассниками родителей и их отношения к ним. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши.

         Подводя итог рассмотрению психологических  особенностей юношеского возраста, необходимо отметить сложность  и неразработанность данного периода в разделе возрастной психологии.

         Интенсивное развитие интеллекта  в юношеском возрасте заключается  не столько в накоплении умений  и изменении отдельных свойств  интеллекта, сколько в формировании  индивидуального стиля умственной  деятельности.

         Центральным новообразованием юности  является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее  сформированность на высоком уровне психологических структур и, прежде всего самосознания и Я-концепции.

Развитие интеллекта и самосознания у юношей связано со стремлением выработать самостоятельные взгляды и суждения, как об окружающих людях (в первую очередь – родителях), так и о самом себе. Это определяет новый уровень восприятия и оценивания старшеклассниками родителей и их отношения к ним. Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает значительное влияние на формирование личности юноши.

 

Выводы

  1. Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.Философия рассматривает вопрос о сущности творчества.В психологическом же аспекте, творчество  исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта как субъективного акта индивида.
  2. Значительный вклад в раскрытие проблемы мотивации  внесли Л. С. Выготский, Д. Н. Узнадзе, Д.К.Маккеланда, Г.Олпорт, В.Г. Асеев,Л.И. Божовичи др.

 

  1. Подростковый возраст – «teenageperiod, adolescence – возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности».Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает учебная деятельность. 
  2. Направленность мотивационной сферы личности особенно проявляется в юности. Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации.

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ

 

2.1. Организация  и методы эмпирического исследования

Исследование особенностей мотивациИ ПОЧЕМУ У ТЕБЯ ВЕЗДЕ СТОИТ МОТИВАЦИЙ? МОТИВАЦИИ подростков и их сравнительный анализ проводился в общеобразовательной средней школе № 136 г. Минска, исследование особенностей мотиваций юношеского возраста и их сравнительный анализ проводился в БГПУ имени Максима Танка. В качестве испытуемых выступили учащиеся общеобразовательной средней школы № 136 г. Минска10 и 11 классы в возрасте 15-17 лет и студенты первокурсники 17 – 20 лет.  Выборка в средней школе № 136 г. Минска составила 32 человека (15 юношей и 17 девушек), в БГПУ имени Максима Танка 34 человек (1 юноша и 23 девушки).

Для проведения исследования использовалась методикаМотивация успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана) (см. Приложение 1).

Методика А. А. Реана предназначена для определения особенностей мотиваций в разновозрастной категории учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование.Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

          Диагностическим конструктом опросника  А. А. Реана является мотивационный полюс. Под мотивационным полюсомпонимаЕтся степень проявления мотивации.

Поскольку сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень мотивационного полюса, то чем больше сумма, тем больше проявляется мотивация успеха, чем меньше – боязнь неудачи.

Перечень степени мотивационного полюса включает СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:мотивацию успеха; мотивационный полюс не выражен, но ближе к мотивации успеха; мотивационный полюс не выражен, но ближе к боязни неудачи; боязнь неудачи.

Опросник состоит из 20 утверждений, каждое из которых необходимо дать ответ согласия «Да» или несогласия «Нет»(см. Приложение 1).

 

2.2. Изучение  доминирующих мотиваций у старшеклассников

Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников проводилось с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана)». Подсчет баллов производился в соответствии с ключом. Первичные тестовые результаты преобразовывались в баллы согласно нормировочной таблице. Итоговая сумма, выраженная в баллах, связана с уровнем мотивации следующим образом: УБРАТЬ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи), от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.1.

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ!!! ОСТАЛЬНЫЕ  - КАК ЭТУ

 

 

Таблица 2.1.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ подростков в общеобразовательной школе

 

Мотивационный полюс

 

Боязнь неудачи

Надежда на

 успех

 

Ярко не выражена

 

 

Количество  
испытуемых

%

Кол-во  
испытуемых

%

Количество испытуемых

%

Общее количество

3

9

26

82

3

9

ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ОФОРМЛЕНИЕ  (ОТЦЕНТРИРОВАТЬ ЯЧЕЙКИ, НАЗВАНИЯ ГРАФ – БЕЗ ПЕРЕНОСОВ)

           

Полученные данные свидетельствуют о том, что для подавляющего большинства испытуемых характерен мотивационный полюс: надежда на успех (82%). Боязнь на неудачу обнаружен у3 человек, что составляет 9% от общего объема выборки. Мотивационный полюс ярко не выражен обнаружено у 3 человек, что составляет 9% от общего объёма выборки.

ССЫЛКА НА РИСУНОК - ?

Рис. 2.1.  Уровень особенностей мотиваций у подростков в общеобразовательной школе НАЗВАНИЯ ОДИНАРНЫМ ИНТЕРВАЛОМ

Кроме того, можно обнаружить отличия в особенностях мужского и женского мотивационного полюса. Об этом могут свидетельствовать данные, приведённые в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Уровень развития мотивационного полюса у подростков в общеобразовательной школе

 

Мотивационный полюс

 

Боязнь неудачи

Надежда на успех

Ярко не выражен

Количество  
испытуемых

%

Количество  
испытуемых

%

Количество испытуемых

%

Общее количество

3

9

26

82

3

9

Юноши

1

7

11

73

3

20

Девушки

2

12

15

88

0

0

             

Рассматривая  результаты юношей, следует отметить, что для 73%  из них характерен мотивационный полюс: надежда на успех,   для 9% - боязнь неудачи, для 9% - ярко не выражен. Среди девушек мотивационный полюс: надежда на успех выявлен у 88%, боязнь неудачи – у 12%, ярко не выражен – 0%. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.2.

Рис. 2.2.  Уровень особенностей мотиваций у подростков в общеобразовательной школе

Также можно представить данные, которые связанны с ТИПОМ СЕМЬИ. Для подростков семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности подростка и является ведущим фактором социализации. Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Уровень особенностей мотивации у подростков в общеобразовательной школе ТАКОЕ НАВАНИЕ УЖЕ БЫЛО

 

Мотивационный полюс

На успех

На неудачу

Ярко не выражен

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Общее количество

26

82

3

9

3

9

Неполная семья

6

23

0

0

0

0

Полная семья

20

77

3

9

3

9

             

Приведенные результаты указывают на то, что тип семьяна мотивационный полюс влияет. У большинства подростков мотивационный полюс: на успех, это полная семья - уровень значимости составляет (77%). Для 23% детей из полной семьи характерен мотивационный полюс: на неудачу. Мотивационный полюс: ярко не выражен – выявляется только 9 % у подростков из полной семьи. В данной выборке было подтверждено влияние семьи. Уровень мотивационного полюса: на успех в полных семьях был выше чем на неудачу, ярко не выражен. Полученные результаты особенностей мотиваций в полных и неполных семьяхсемьяхнаглядно представлены на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2.  Уровень особенностей мотиваций у подростков в общеобразовательной школе в неполных семьях

Таким образом, можно сказать, что полная семья влияет на мотивационный полюс. Большее количество подростков с мотивационным полюсом: на успех имеют полные.  

Рассмотрим как влияет полная или неполная семья на юношей. Более подробные данные представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Уровень особенностей мотиваций у юношей в общеобразовательной школеГДЕ В НАЗВАНИИ ПРО СЕМЬЮ?

 

Мотивационный полюс

На успех

На неудачу

Ярко не выражен

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Юноши из полных семей

7

47

1

7

3

20

Юноши из неполных семей

4

27

0

0

0

0

             

Приведённые результаты, свидетельствуют о том, что мотивационный полюс: на успех имеют юноши из полных семей. Полученные результаты в неполных и полных семьях наглядно представлены на рисунке 2.4.

Рис. 2.2.  Уровень особенностей мотиваций у юношей из полной и неполной семьи

2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников

Исследование доминирующих мотиваций в юношеском возрасте у студентов 1 курса проводилось также по методике “Мотивация успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана). Она  состоит из 20 вопросов. Необходимо выбрать только один из двух вариантов ответа, которое наиболее точно характеризует испытуемого, и пометить его. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивался в один балл. Сумма баллов связана с уровнем мотивации  следующим образом: от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи), от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. Данные, полученные в результате исследования, представлены в таблице 2.3.

Информация о работе Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах