Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, курсовая работа
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.
Введение…………………...……………………………………………….…4 – 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ…….…………………………………………………………..6 – 27
Мотивация как психологический феномен………….….…………..6 – 11
Понятие мотивации в психологической науке…………………..11 – 14
ИсследованиЯмотивации в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………….………..............................14 – 17
Мотивационная сферав подростково-юношеском возрастЕ…...17 – 18
Общая характеристика подросткового возраста…………….….18 – 20
Особенности мотивационной сферы подростка……………………………….………………………….....20 – 22
Общая характеристика юношеского возраста……………………..22 - 26
Выводы……………………………………………………………………...26 - 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ...27 – 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………....25 – 28
2.2. Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников ……...28 – 33
2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников...……………………………………………………….....33 – 37
2.4.Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подростковоговозрастак юношескому……………………………………………………...………..37 – 38
Выводы…………………………………………………………………………..39
Заключение…………..……………………………………………………40 – 41
Литература………..………………………………………………………..…42 …….
Таблица 2.3.
Уровень особенностей мотивациивюношеском возрасте
Мотивационный полюс | ||||||
На успех |
На неудачу |
Ярко не выражен | ||||
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% | |
Общее количество |
24 |
71 |
4 |
12 |
6 |
17 |
Юноши |
0 |
0 |
1 |
100 |
0 |
0 |
Девушки |
24 |
71 |
3 |
9 |
6 |
18 |
Как видно из таблицы 2.3, 71% (24 чел.) испытуемых имеют мотивационный полюс: на успех, 12% (4 чел.) – на неудачу, 17 % ( 6 чел.) – ярко не выражен. Мотивационный полюс: на успех характерен для 24девушек (71%), на неудачу – для троих (9%), ярко не выражен – для шести ( 18% ). Мотивационный полюс: на успех для юношей составил 0 человек, на неудачу 1 человек (100%), ярко не выражен – 0 человек.Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.4.
Рис 2.4. Уровень особенностей мотиваций в юношеском возрасте
Результаты юношеского возраста (студентов) из неполных и полных семей отдельно представлены в таблице 2.4. АБЗАЦ ДОЛЖЕН СОДЕРАЖАТЬ КАК МИНИМУМ ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таблица 2.4.
Уровень особенностей мотиваций в юношеском возрасте из полных и неполных семей (25 – полные и 9 неполных)
Мотивационный полюс | |||||||
На успех |
На неудачу |
Ярко не выражен | |||||
АВ |
% |
АВ |
% |
АВ |
% | ||
Общее количество |
24 |
71 |
4 |
12 |
6 |
18 | |
Неполная семья |
6 |
25 |
3 |
75 |
3 |
50 | |
Полная семья |
18 |
75 |
1 |
25 |
3 |
50 | |
Полученные данные говорят о том, что мотивационный полюс: на успех характерен для 75% юношей и девушек из полной семьи.высокий развития креативности характерен для 29% юношей и девушек из полных семей, из неполной – для 25%. Мотивационный полюс на неудачу в полных семьях составил 25%, а в неполных 75%.Мотивационный полюс: ярко не выражен оказался равным в полных и неполных семьях ( 50% )2.5 и 2.6.
Рис. 2.5. Уровень особенностей мотиваций в подростковом возрасте из неполных семей.
Рис. 2.6.Уровень особенностей мотиваций в подростковом возрасте из полных семей.
Таким образом, мотивационный полюс: на неудачу более выражен в юношеском возрасте в неполной семье( 75% ) , в полной (25%). При этом различий между мотивационными полюсами в неполных либо полных семьях выявлено не было.
2.4. Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подросткового возраста к юношескому. УБРАТЬ РИСУНОК В ПРИЛОЖЕНИЯ
При статистической обработке данных были использованы критерии t-Стьюдента для независимых выборок. Распределение выборок не отличается от нормы (см. Приложение 2). На уровне значимости 5% (р< 0,05) значимых корреляций между уровнем развития креативности в общеобразовательной школе и в школе с театральным уклоном обнаружено не было. Тем не менее были обнаружены статистически значимые различия на уровне р<0,1. ПОЧЕМУ НЕ ОПИСАНЫ САМИ СВЯЗИ? МЫ ЖЕ ДЕЛАЛИ СТАТИСТИКУ? Следовательно, гипотезу можно считать подтверждённой, однако изучение данного вопроса требует дальнейшего исследования. В частности, для этого необходимо:
Таким образом, в результате статистической обработки была обнаружена взаимосвязЬтворческих способностей между подростками из школ с разным профилем обучения НА УРОВНЕ ОШИБКИ……., ЧТО ГОВОРИТ О ……... Однако изучение данного процесса требует дальнейшего изучения. ДВА РАЗА ИЗУЧЕНИЕ
ГДЕ САМА СТАТИСТИКА?
ГДЕ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО СТАЛО С ГИПОТЕЗОЙ?
Выводы
1. У подростков выявлено значительное преобладание низкого уровня развития креативности как в школе с театральным уклоном, так и в общеобразовательной школе.
2. Для подростков данной
выборки характерным является
то, что уровень развития
3. При исследовании уровня креативности в школе с театральным уклоном было выявлено, что уровень креативности у юношей (40%) оказался выше, чем у девушек (32%).
4. Среди выборки в общеобразовательной школе у девушек был выявлен более высокий уровень развития творческих способностей (26%), чем у юношей (19%).
5. Среди полных семей из школы с театральным уклоном выявлен более низкий уровень развития творческих способностей (71%).
6. В результате статистической обработки была обнаружена взаимосвязь творческих способностей между подростками из школ с разным профилем обучения. Однако изучение данного процесса требует дальнейшего изучения.
Заключение
Данная работа содержит два вида научного анализа по проблеме развития творческих способностей в подростковом возрасте: теоретический и эмпирический. Теоретический анализ заключается в обзоре литературы по рассматриваемой проблеме. Так, в работе даётся широкое представление о творчестве, которое рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Подробно описываются взгляды различных исследователей на творчество и креативность, а также приводится характеристика творчества в различные эпохи. Отдельный раздел работы посвящен исследованиям творческих способностей в работах отечественных и зарубежных авторов. Отмечается, что в отечественной психологии особое внимание занимает проблема творческих способностей личности. Эта проблема ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, противопоставляясь репродуктивному мышлению. В работе также детально рассмотрены психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте. При этом особое внимание уделено особенностям формирования творческих способностей. Приводятся данные отечественных исследователей, свидетельствующие о том, что для развития у ребёнка способности к творчеству необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями, навыками.
Эмпирический анализ представлен количественной и статистической обработкой полученных результатов. Так, в ходе исследования было установлено, что у подростков данной выборки преобладающим является низкий уровень развития творческих способностей. При исследовании уровня креативности в школе с театральным уклоном было выявлено, что уровень креативности у юношей (40%) оказался выше, чем у девушек (32%). Среди выборки в общеобразовательной школе у девушек был выявлен более высокий уровень развития творческих способностей (26%), чем у юношей (19%). Среди полных семей из школы с театральным уклоном выявлен более низкий уровень развития творческих способностей (71%). Примечательно, что для подростков данной выборки характерным является то, что уровень развития креативности в полной семье был ниже, чем в неполной. Интересным является тот факт, что, различий между уровнями креативности в неполных семьях выявлен не был.В результате статистической обработки была обнаружена взаимосвязь творческих способностей между подростками из школ с разным профилем обучения. Следовательно, гипотезу исследования можно считать подтвердившейся.
Данная работа раскрывает лишь небольшую часть вопросов, касающихся проблемы творчества в психологии. Проведенное исследование охватывает только подростковый возраст. Вместе с тем, остается еще много возрастных периодов, в которых возможно проведение аналогичного исследования. Результаты, представленные в работе, являются хорошей основой для изучения связи между различными профильными школами. Возможно также установление связи между полом и семьёй, в которой воспитывался подросток. Все это в целом открывает широкий спектр возможностей для исследователей, занимающихся данной проблемой.
Литература
ПриложениЯ (ОФОРМИТЬ ПО ТРЕБОВАНИЯМ)
Опросник Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся). Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
Ключ: УБРАТЬ ВСЕ КЛЮЧИ, ГДЕ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ?
Креативность (способность
к творчеству) — в случае ответов (+) по
вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае
ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18,
20, 21.
Если сумма соответствующих
ключу ответов равна или больше 15, то можно
предположить наличие творческих способностей
у отвечающего.
ОФОРМИТЬ ОТДЕЛЬНЫМ
Информация о работе Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах