Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.В настоящее время активно возрастает интерес к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Проблема мотивации в наши дни является актуальной. Этой проблемой занимаются с древности.

Содержание работы

Введение…………………...……………………………………………….…4 – 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПОДРАСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ…….…………………………………………………………..6 – 27
Мотивация как психологический феномен………….….…………..6 – 11
Понятие мотивации в психологической науке…………………..11 – 14
ИсследованиЯмотивации в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………….………..............................14 – 17
Мотивационная сферав подростково-юношеском возрастЕ…...17 – 18
Общая характеристика подросткового возраста…………….….18 – 20
Особенности мотивационной сферы подростка……………………………….………………………….....20 – 22
Общая характеристика юношеского возраста……………………..22 - 26
Выводы……………………………………………………………………...26 - 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ ...27 – 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………....25 – 28
2.2. Изучение доминирующих мотиваций у старшеклассников ……...28 – 33
2.3. Исследование доминирующих мотиваций у студентов-первокурсников...……………………………………………………….....33 – 37
2.4.Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подростковоговозрастак юношескому……………………………………………………...………..37 – 38
Выводы…………………………………………………………………………..39
Заключение…………..……………………………………………………40 – 41
Литература………..………………………………………………………..…42 …….

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 152.86 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.3.

Уровень особенностей мотивациивюношеском возрасте

 

Мотивационный полюс

На успех

На неудачу

Ярко не выражен

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Общее количество

24

71

4

12

6

17

Юноши

0

0

1

100

0

0

Девушки

24

71

3

9

6

18

             

Как видно из таблицы 2.3,  71% (24 чел.) испытуемых имеют мотивационный полюс: на успех, 12% (4 чел.) – на неудачу, 17 % ( 6 чел.) – ярко не выражен. Мотивационный полюс: на успех характерен для 24девушек (71%), на неудачу – для троих (9%), ярко не выражен – для шести ( 18% ). Мотивационный полюс: на успех для юношей составил 0 человек, на неудачу 1 человек (100%), ярко не выражен – 0 человек.Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.4.

 

Рис 2.4. Уровень особенностей мотиваций в юношеском возрасте

Результаты юношеского возраста (студентов) из неполных и полных семей отдельно представлены в таблице 2.4. АБЗАЦ ДОЛЖЕН СОДЕРАЖАТЬ КАК МИНИМУМ ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таблица 2.4.

Уровень особенностей мотиваций в юношеском возрасте из полных и неполных семей (25 – полные и 9 неполных)

 

Мотивационный полюс

На успех

На неудачу

Ярко не выражен

АВ

%

АВ

%

АВ

%

Общее количество

24

71

4

12

6

18

Неполная семья

6

25

3

75

3

50

Полная семья

18

75

1

25

3

50

             

Полученные данные говорят о том,  что мотивационный полюс: на успех характерен для 75% юношей и девушек из полной семьи.высокий развития креативности характерен для 29% юношей и девушек из полных семей, из неполной – для 25%. Мотивационный полюс на неудачу в полных семьях составил 25%, а в неполных 75%.Мотивационный полюс: ярко не выражен оказался равным в полных и неполных семьях ( 50% )2.5 и 2.6.

Рис. 2.5. Уровень особенностей мотиваций в подростковом возрасте из неполных семей.

Рис. 2.6.Уровень особенностей мотиваций в подростковом возрасте из полных семей.

Таким образом, мотивационный полюс: на неудачу более выражен в юношеском возрасте в неполной семье( 75% ) , в полной (25%). При этом различий между мотивационными полюсами в неполных либо полных семьях выявлено не было.

2.4. Анализ особенностей мотивационной сферы при переходе от подросткового возраста к юношескому. УБРАТЬ РИСУНОК В ПРИЛОЖЕНИЯ

При статистической обработке данных были использованы критерии t-Стьюдента для независимых выборок. Распределение выборок не отличается от  нормы (см. Приложение 2). На уровне значимости 5%  (р< 0,05) значимых корреляций между уровнем развития креативности в общеобразовательной школе и в школе с театральным уклоном обнаружено не было. Тем не менее были обнаружены статистически значимые различия на уровне р<0,1. ПОЧЕМУ НЕ ОПИСАНЫ САМИ СВЯЗИ? МЫ ЖЕ ДЕЛАЛИ СТАТИСТИКУ? Следовательно, гипотезу можно считать подтверждённой, однако изучение данного вопроса требует дальнейшего исследования. В частности, для этого необходимо:

  1. Увеличить количество выборки. Увеличение числа выборки способствует увеличению точности результатов исследования.
  2. Подобрать ряд различных методик, которые способствуют выявлению творческих способностей у подростков. КАКИМ ИМЕННО?
  3. Увеличить количество школ. НЕКРАСИВЫЙ ПУНКТ, РАСПИШИ ПОДРОБНЕЕ

Таким образом, в результате статистической обработки была обнаружена взаимосвязЬтворческих способностей между подростками из школ с разным профилем обучения НА УРОВНЕ ОШИБКИ……., ЧТО ГОВОРИТ О ……... Однако изучение данного процесса требует дальнейшего изучения. ДВА РАЗА ИЗУЧЕНИЕ

ГДЕ САМА СТАТИСТИКА?

ГДЕ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО СТАЛО С ГИПОТЕЗОЙ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1. У подростков выявлено значительное преобладание низкого уровня развития креативности как в школе с театральным уклоном, так и в общеобразовательной школе.

2. Для подростков данной  выборки характерным является  то, что уровень развития креативности  в полной семье был ниже, чем  в неполной.Интересным является тот факт, что, различий между уровнями креативности в неполных семьях выявлен не был.

3. При исследовании уровня креативности в школе с театральным уклоном было выявлено, что уровень креативности у юношей (40%) оказался выше, чем у девушек (32%).

4. Среди выборки в общеобразовательной школе у девушек был выявлен более высокий уровень развития творческих способностей (26%), чем у юношей (19%).

5. Среди полных семей  из школы с театральным уклоном выявлен более низкий уровень развития творческих способностей (71%). 

6. В результате статистической обработки была обнаружена взаимосвязь творческих способностей между подростками из школ с разным профилем обучения. Однако изучение данного процесса требует дальнейшего изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа содержит два вида научного анализа по проблеме развития творческих способностей в подростковом возрасте: теоретический и эмпирический. Теоретический анализ заключается в обзоре литературы по рассматриваемой проблеме. Так, в работе даётся широкое представление о  творчестве, которое рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Подробно описываются взгляды различных исследователей на творчество и креативность, а также приводится характеристика творчества в различные эпохи. Отдельный раздел работы посвящен исследованиям творческих способностей в работах отечественных и зарубежных авторов. Отмечается, что в отечественной психологии особое внимание занимает проблема творческих способностей личности. Эта проблема ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, противопоставляясь репродуктивному мышлению. В работе также детально рассмотрены психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте. При этом особое внимание уделено особенностям формирования творческих способностей. Приводятся данные отечественных исследователей, свидетельствующие о том,  что для развития у ребёнка способности к творчеству необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями, навыками.

Эмпирический анализ представлен количественной и статистической обработкой полученных результатов. Так, в ходе исследования было установлено, что у подростков данной выборки преобладающим является низкий уровень развития творческих способностей. При исследовании уровня креативности в школе с театральным уклоном было выявлено, что уровень креативности у юношей (40%) оказался выше, чем у девушек (32%). Среди выборки в общеобразовательной школе у девушек был выявлен более высокий уровень развития творческих способностей (26%), чем у юношей (19%). Среди полных семей  из школы с театральным уклоном выявлен более низкий уровень развития творческих способностей (71%).   Примечательно, что для подростков данной выборки характерным является то, что уровень развития креативности в полной семье был ниже, чем в неполной. Интересным является тот факт, что, различий между уровнями креативности в неполных семьях выявлен не был.В результате статистической обработки была обнаружена взаимосвязь творческих способностей между подростками из школ с разным профилем обучения. Следовательно, гипотезу исследования можно считать подтвердившейся.

Данная работа раскрывает лишь небольшую часть вопросов, касающихся проблемы творчества в психологии. Проведенное исследование  охватывает только подростковый возраст. Вместе с тем, остается еще много возрастных периодов, в которых возможно проведение аналогичного исследования. Результаты, представленные в работе, являются хорошей основой для  изучения связи между различными профильными школами. Возможно также установление связи между полом и семьёй, в которой воспитывался подросток. Все это в целом открывает широкий спектр возможностей для исследователей, занимающихся данной проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – 212с.
  2. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. – М., 2000. – 89с.
  3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность какпсихологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
  4. Богоявленская, М. Е. Природа проблем одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. – 58-60с. 
  5. Божович, Л.И. Подростковый возраст / Л.И. Божович // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://psyera.ru/4605/l-i-bozhovich-podrostkovyy-vozrast. - Дата доступа: 17.02.2013
  6. Божович, Е.Д. Психология особенного развития личности подростка / Е.Д. Божович, 1969г.
  7. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. –  М.:3нание, 1973. – 96с.
  8. Вишневский, В. Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка / В. Вишневский, 1984г. – 160с.
  9. Воробьева, Е.А. Общая характеристика подросткового возраста / Е.А. Воробьева, М.П. Щедловская // Психологическая служба [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta. -Дата доступа: 16.02.2013 
  10. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 91с.
  11. Выготский, Л.С. О подростковом возрасте / Л.С. Выготский // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:  http://psyera.ru/4604/l-s-vygotskiy-o-podrostkovom-krizise. - Дата доступа: 17.02.2013
  12. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. –  М.:Искусство, 1968. – 576с.
  13. Галеев, Б. Человек, искусство, техника / Б. Галеев. – М; Просвещение, 1991г. – 109
  14. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин. – Новосибирск, 2001. – 228 с.
  15. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд / Я Психология мышления: под ред. A.M. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – с.433-456.
  16. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304с.
  17. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.
  18. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей Текст. /В.Н.Дружинин. – М.: Издательский центр «Академия». – 1996.  – 224с.
  19. Ермолаева, М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 280с.
  20. Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности  школьника//Психологические особенности формирования личности школьника. - М., 1983., 6—10с.
  21. Кузнецова, Л.Г. Креативность / Л.Г. Кузнецова // Ваш психолог [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/155-creativity. - Дата доступа: 18.03.2013
  22. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Издательство: Речь, 2009 г. - 256с.
  23. Лук, А.Н. Психология творчества / под ред. В. А. Лекторского. – М.: Наука, 1978. – 126 с.
  24. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. – М., Школа-Пресс, 1993. – 127 с.
  25. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.
  26. Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  27. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. – Издательство Московского университета, 1972. – 153с.
  28. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005. – 277 с.
  29. Немов, Р.С. Психология: В 3т. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. Том 1 – 688с.
  30. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 535с.
  31. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. — Учен.зап. Гос. науч.-исслед. ин-та психологии, т. 2. — М., 1941, 3—56c.
  32. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  33. Первин, Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования /Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. –607 с.
  34. Першукова, А.В. Развитие творческих способностей у подростков / А.В. Першукова // Ваш психолог [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/1714-razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-podrostkov. - Дата доступа: 15.03.2013
  35. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
  36. Серавин, А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества  / А. И. Серавин // А. Я. Психология [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://azps.ru/polpsy/lib/seravintvor/3.html. - Дата доступа:14.02.2013
  37. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ: Флинта, 1999.
  38. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – М.Воронеж, 1996. – 256с.
  39. Философия творчества: Монография / И.М. Гераимчук К.: ЭКМО, 2006. - 120 с.
  40. Халифаева, О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. – 2008. – № 9.  – 13-22с.
  41. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев, 1989. - 148 с.
  42. Шульга, Т.И. Психология учащихся начального профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.И. Шульга. – М.: Академия, 2004. – 176с.
  43. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство / К.Г. Юнг. – Рефл-бук, Ваклер, 1998 г. – 304с.
  44. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / М.Г. Ярошевский// Вопросы психологии.  – №6. – 14-26с.
  45. Ярошевский, М.Г. Творчество / М. Г. Ярошевский // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article109323.html. - Дата доступа: 12.02.2013

 

 

 

 

 

ПриложениЯ (ОФОРМИТЬ ПО ТРЕБОВАНИЯМ)

Опросник Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся). Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
  9. Я иногда поступаю по-детски. 
  10. Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ: УБРАТЬ ВСЕ КЛЮЧИ, ГДЕ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИСПЫТУЕМЫХ?

Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. 
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего.

 

 ОФОРМИТЬ ОТДЕЛЬНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Информация о работе Особенности мотивациИв подростковом и юношеском возрастах