Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития специальной психологии характеризуется переосмыслением подходов к психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями на основе тенденций гуманизации и интеграции. Согласно многочисленным данным клинических исследований, увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.
Необходимо понимать, что в основе определения и раскрытия потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта лежит тонкая психологическая диагностика и развитие обучаемости мыслительной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I Глава. Теоретические основы особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………5
Понятие мыслительной деятельности…………………………………….5
1.2. Характеристика мыслительной деятельности у детей без отклонений в развитии……………………………………………………………………………8
1.3. Особенности процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………10
1.4. Методические подходы к организации работы по улучшению
и активизации мыслительной деятельности детей с нарушением
интеллекта……………………………………………………..…………………14
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
II Глава. Методические рекомендации для произведения коррекционно- педагогической работе по улучшению мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………17
2.1. Развитие мыслительной деятельности……………………………………17
2.2. Организация коррекционно-педагогической работы по улучшению мыслительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта…………19
Выводы по второй главе………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФРБУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Педагогики и Психологии

Специальность: 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

             Кафедра:  дошкольного образования                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии

 

Тема

«Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса  группа 4СДОз-211

Ляпина В.А.

                                                                    Руководитель   Пепик Л.А.    доцент

Работа допущена к  защите

 

_______________________

(дата, подпись)

 

 

 

 

Череповец, 2013

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

I Глава. Теоретические  основы особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………5

    1. Понятие мыслительной деятельности…………………………………….5

1.2. Характеристика мыслительной деятельности у детей без отклонений в развитии……………………………………………………………………………8

1.3. Особенности процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………10

1.4. Методические подходы к организации работы по  улучшению

и активизации мыслительной деятельности детей с нарушением

интеллекта……………………………………………………..…………………14

Выводы по первой главе………………………………………………………...16

II Глава. Методические  рекомендации для произведения  коррекционно- педагогической работе  по улучшению мыслительной деятельности  у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………17

2.1. Развитие мыслительной деятельности……………………………………17

2.2. Организация коррекционно-педагогической  работы по улучшению мыслительной  деятельности  с детьми с нарушением  интеллекта…………19

Выводы по второй главе………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития специальной психологии характеризуется  переосмыслением подходов к психологическому сопровождению детей с особыми  образовательными потребностями на основе тенденций гуманизации и интеграции. Согласно многочисленным данным клинических исследований, увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.

Необходимо понимать, что в основе определения и раскрытия потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта лежит тонкая психологическая диагностика и развитие обучаемости мыслительной деятельности.

Диагностика детей обычно проводится перед определением ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в учебное учреждение. Практическое значение психологической диагностики в этой ситуации определяется тем, что отбор представляет собой определение основного пути обучения ребенка, имеющего нарушение интеллекта. Сложность ранней психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью состоит в том, что дети на ранних этапах развития в процессе обследования могут проявлять одинаковые или сходные диагностические результаты, но при этом могут обнаруживать различные виды и степени поражение центральной нервной системы. Темпы и результаты развития тяжело умственно отсталых детей в специализированном учреждении со временем показывают, что эти дети обладают совершенно разными потенциальными возможностями. Именно этим обусловлена актуальность исследования.

Хотелось бы также  отметить, что большинство работ по данной тематике посвящены содержанию программ социально-бытовой и трудовой адаптации детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, а изучению процесса повышения обучаемости и выявлению особенностей мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта не уделяется должного внимания.

Проблемами обучения детей с нарушением интеллекта, и  в частности, детей с тяжелыми нарушениями интеллекта занимались Л.С.Выготский, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, А.Я.Иванова, А.Р.Маллер, М.С.Певзнер, С.Я.Рубинштейн, Г.В.Цикото.

Цель исследования: выявить  особенности мыслительной деятельности у  детей с нарушением интеллекта.

Объект исследования: психологический процесс мыслительной деятельности.

Предмет исследования: особенности мышления ребенка с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: развитие и активизация мыслительной деятельности ребенка с нарушением интеллекта будет проходить более успешно, если представить концептуальную базу, отражающую особенности мыслительной деятельности коррекционно-педагогической и психологической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

Задачи исследования: 1. Представить понятие мыслительной деятельности. 2. Охарактеризовать мыслительную деятельность у детей без отклонений в развитии. 3. Проанализировать особенности процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта. 4. Показать методические подходы к организации работы по  улучшению и активизации мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта. 5. Выявить особенности развития мыслительной деятельности. 6. Выявить особый характер организации коррекционно-педагогической работы по улучшению мыслительной деятельности  с детьми с нарушением интеллекта.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

I Глава. Теоретические основы особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

    1. Понятие мыслительной деятельности

 

Известно, что мыслительная деятельность ребенка зависит от его психологической готовности к мышлению. Прежде, чем рассматривать особенности мыслительной деятельности у детей с отклонением в развитии и без, попытаемся выявить, что такое мышление и мыслительная деятельность. Существует несколько подходов к понятию мышление, в силу того, что сущность мышления настолько разностороння насколько разносторонни продукты мыслительной деятельности [7, C. 23]. Рассмотрим различные дефиниции.

1. Мышление - это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [4, C. 67].

2.Мышление - это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий [3, C. 76].

3. Мышление - это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком [8, C. 33].

4. Мышление - это опосредствованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин [11, C. 88].

Из приведенного выше следует, что  у человека имеется множество  разных видов мышления. По продукту мышление можно разделить на: теоретическое  и практическое, творческое и нетворческое. Теоретическое - это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены. Практическое - это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключением тех, которые решаются при помощи теоретического мышления. Творческое мышление (его иногда называют продуктивным) - это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто такое, что до него никто еще не придумал и не создал [14, C. 99].

Основные процессы мышления - это  анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне [15, С. 98].

С позиций общей теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные системные  узловые компоненты [15, C. 121]:

 а) результат как  ведущий системообразующий фактор  мыслительной деятельности человека;

 б) оценку результата  мыслительной деятельности с помощью обратной афферентации;

 в) системоорганизующую  роль исходных биологических  и социальных потребностей и  формирующихся на их основе  доминирующих мотиваций в построении  мыслительной деятельности;

 г) программирование  мыслительной деятельности с помощью аппарата акцептора результата действия на основе механизмов афферентного синтеза и принятия решения;

 д) эффекторное  выражение мыслительных процессов  через поведение, соматовегетативные  компоненты и через специально  организованный аппарат речи.

Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной  основе по сравнению с эмоциональной  деятельностью, приобретает качественно  новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника сохраняет  все типичные черты функциональной системы. Правое полушарие определяет преимущественно чувственный, эмоциональный компонент психической деятельности. Левое полушарие определяет функции языка и речи.

Итак, мы рассмотрели  дефиницию понятия мыслительная деятельность, выделили особенности  данного процесса, далее обратимся к анализу мыслительной деятельности  у детей без отклонения в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика мыслительной деятельности у детей без отклонений в развитии

Прежде всего, хотелось бы отметить, что мышление, как и память, было предметом постоянного внимания психологов. Признание и судьба многих исторически существовавших школ и направлений в психологии напрямую зависела от того, насколько им удавалось продвинуть вперед решение проблем мышления.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают, к своего рода экспериментам, для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника.

В простейших формах оно  появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных  с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение.

Младшие дошкольники  решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, то есть на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме [18, С.55].

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Таким образом, мы кратко охарактеризовали особенности мыслительной деятельности у детей в норме, далее обратимся к рассмотрению процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

 

Дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Мыслительные операции протекают у учащихся специальных школ своеобразно. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщений [7, C.54].

Информация о работе Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта