Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития специальной психологии характеризуется переосмыслением подходов к психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями на основе тенденций гуманизации и интеграции. Согласно многочисленным данным клинических исследований, увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.
Необходимо понимать, что в основе определения и раскрытия потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта лежит тонкая психологическая диагностика и развитие обучаемости мыслительной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I Глава. Теоретические основы особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………5
Понятие мыслительной деятельности…………………………………….5
1.2. Характеристика мыслительной деятельности у детей без отклонений в развитии……………………………………………………………………………8
1.3. Особенности процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………10
1.4. Методические подходы к организации работы по улучшению
и активизации мыслительной деятельности детей с нарушением
интеллекта……………………………………………………..…………………14
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
II Глава. Методические рекомендации для произведения коррекционно- педагогической работе по улучшению мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………17
2.1. Развитие мыслительной деятельности……………………………………17
2.2. Организация коррекционно-педагогической работы по улучшению мыслительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта…………19
Выводы по второй главе………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы еще  раз акцентировали внимание на развитии мыслительной деятельности, представили  диагностический тест, далее перейдем к описанию коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

 

 

2.2. Организация  коррекционно-педагогической и психологической работы по улучшению мыслительной деятельности  с детьми с нарушением интеллекта

Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на то, какая форма памяти у ребенка преобладает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая или кинестетическая. Например, если у ребенка наблюдается выраженное недоразвитие памяти в слуховой модальности, рекомендуется проводить занятия по развитию слуховой и зрительно-слуховой памяти. Все занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситуации, доступной ребенку.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у детей с психическим недоразвитием непосредственно связано с совершенствованием деятельности и восприятия. Важной задачей психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Для ее решения работа должна вестись в следующих направлениях:

–обучение детей многообразным  предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

– обучение детей использованию  вспомогательных предметов (орудийные  действия);

– наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности;

– формирование элементарных логических обобщений.

Особое коррекционное  значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью веревки, палки. В процессе таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств, не забывая при этом учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия.

Для улучшения мыслительной деятельности, можно использовать следующие методики.

Методика №1. Игра «Четвертый лишний».

Задачи:

· развитие мышления,

· умения классифицировать предметы.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: два и более.

Описание игры: ребенку  называют группу слов, три из которых  объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.

Комментарий: для младших  детей лучше подбирать группы, имеющие четкие различия, например: одежда - музыкальный инструмент, фрукты - животные. Для детей постарше задачу можно усложнить. Например, найти лишнее в группе: тополь, ель, береза, дуб (лишней будет ель, так как она относится к хвойным деревьям, а остальные названия - к лиственным). Если дети затрудняются ответить, нужно предложить им порассуждать. Взрослый должен помогать детям наводящими вопросами, потому что дети часто выделяют второстепенные признаки, не обращая внимания на главные

Методика №2. Игра « Наоборот».

Задачи:

· развитие скорости мышления,

· сообразительности.

Возраст: 4-5 лет.

 

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: дети садятся  в круг. Взрослый или кто-то из детей  начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» (можно придумать. пары слов: вверх - вниз, далекий - близкий, храбрым трусливый, клеить - рвать, север - юг ). Когда кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ

Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.

Методика №3. Игра «Кто кем будет?».

Задачи:

· развитие внимания,

· воображения,

· мышления,

· речи.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: два или более.

Описание игры: дети садятся  в кружок. Взросл ми м дает вопросы, обращаясь по очереди к каждому  ребенку: «Кем (чем) будет... (пока - ученик, подмастерье, яйцо, утенок, желудь, мальчик, козленок, ягненок, щенок, котенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, моржонок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица)?».

Комментарий: вариантов  ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника.

 

Детям также можно  предлагать предметы, объединенные одной  тематикой (растения, животные).

Методика №4. Игра «Кем был?».

Задачи:

· развитие мышления,

· речи, воображения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: два или более.

Описание игры: дети садятся  в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому  ребенку: «Кем (чем) был... (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц )?».

Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет  детям взглянуть на обыденные  предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки

           Методика №5. Игра «Поезд».

           Задачи:

          · развитие мышления,

          · операций анализа и синтеза.

Возраст: 4,5-8 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Описание игры: картинки складывают в центре стола, дети стоят  вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая  их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые». Поезд можно строить в обоих направлениях.

 

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в  поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.

           Методика №6. Игра «Похоже-непохоже».

           Задачи

           · развитие внимания,

           · мышления,

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: две картины.

Описание игры: рядом  ставят две картины. Дети делятся  на две команды, одна из которых должна найти сходство между ними, а другая - различия.

Комментарий: детям дается время, в течение которого идет групповое обсуждение. Затем выходят по одному участнику от команд и начинается «поединок». Капитаны могут обращаться за помощью к своей команде. Побеждает та команда, которая нашла больше отличий (или сходных черт).

           Методика №7. Игра «Делаем по-разному».

           Задачи:

           · развитие мышления,

           · воображения, внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети показывают, как можно сделать что-то по-разному. Например: идти - быстро, прогуливаясь, вприпрыжку, устало; прыгать - через скакалку, на одной ножке, через барьер, в высоту.

Комментарий: команду  к выполнению какого-либо действия может давать взрослый, а может  и кто-то из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей, можно ввести дополнительное правило: ребенок, не успевший быстро сменить движение, выбывает из игры.

Таким образом, использование дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо и весьма продуктивно.

 Решение задач в  образном плане на использование  вспомогательных средств в проблемной  ситуации детьми 5-6 лет происходит  наиболее успешно, если использовать  в процессе обучения игры типа  «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.

Такие игры как «Что случилось», «Кому какое угощение» и другие дают возможность сформировать предпосылки  для перехода от решения задач  в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

 Для формирования  понимания внутренней логики  действий в сюжете, в котором  предполагается динамическое изменение  объектов, используются следующие  игры: «Как достать шарик», «Дорисуй»,  «Чего не хватает», «Сгруппируй»  и другие.

При формировании наглядно-образного  мышления у детей дошкольного  возраста необходимо включать игры направленные на понимание явлений, связанных  между собой причинно-следственными  зависимостями. («Разбитая чашка», «Кошка и молоко» ).

Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует формированию наглядно-образного мышления.

Таким образом, представив, методику коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта, перейдем к формулированию выводов.

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе:

 

  1. Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Как мы отмечали ранее, во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.
  2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что наглядно-образное мышление дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения, кроме того, нужно опираться и на психологическую коррекционную работу по развитию мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Проанализировав, изучения психолого-педагогическую литературу можно говорить о том, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.

 Многочисленными исследователями  установлено (Л. С. Выготским,  А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Ю. Т. Матасовым  и др.), что мышление неразрывно  связанно с чувственным познанием,  так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка.

 Для мышления человека  характерны проблемность, поиск.  То есть мыслительный процесс  - это процесс, которому предшествует  осознание исходной ситуации (условия  задачи). Он является сознательным  и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения).

 Важным в психическом  развитии ребенка является формирование  мышления. Именно в дошкольный  период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), при-чинное мышление, способность к анализу, синтезу.

 Исходя, из этих  особенностей рекомендуется формировать мышление, развивать мыслительную деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нужно начинать с развития наглядно-действенного мышления. Именно на основе этой формы возникают два других вида мышления наглядно-образного и словесно-логического.

 Проведение дидактических  игр способствует формированию  мышления.

 В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Акимова Е.Ю., Козлов И.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для высш. пед. уч. заведений .- М.: Академия, 2000. - 160 с.

Информация о работе Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта