Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития специальной психологии характеризуется переосмыслением подходов к психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями на основе тенденций гуманизации и интеграции. Согласно многочисленным данным клинических исследований, увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.
Необходимо понимать, что в основе определения и раскрытия потенциальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта лежит тонкая психологическая диагностика и развитие обучаемости мыслительной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I Глава. Теоретические основы особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………5
Понятие мыслительной деятельности…………………………………….5
1.2. Характеристика мыслительной деятельности у детей без отклонений в развитии……………………………………………………………………………8
1.3. Особенности процесса мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………10
1.4. Методические подходы к организации работы по улучшению
и активизации мыслительной деятельности детей с нарушением
интеллекта……………………………………………………..…………………14
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
II Глава. Методические рекомендации для произведения коррекционно- педагогической работе по улучшению мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта…………………………………………………………17
2.1. Развитие мыслительной деятельности……………………………………17
2.2. Организация коррекционно-педагогической работы по улучшению мыслительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта…………19
Выводы по второй главе………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью значительно отстают от своих сверстников по уровню всех видов мышления, в частности наглядного. Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического).

Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «олигофрения», с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями.

У малыша с умеренной умственной отсталостью к году наблюдается  запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста: не формируются или недостаточно формируются первые формы общения со взрослым; практически отсутствует овладение предметной деятельностью; первые социальные эмоции стерты, сформированы недостаточно; не развивается первое «предличностное» новообразование - активность; познавательная сфера не получает достаточных стимулов для развития. К трем годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания. Таким образом, к концу раннего возраста малыши с интеллектуальными нарушениями имеют значительное отставание в психическом, речевом, социальном развитии, а также в развитии предметной деятельности [4, С.65].

В дошкольном возрасте у детей с  умеренной умственной отсталостью  резко проявляются нарушения  памяти. Особенно трудны им для запоминания  инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное  мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач» [28, С. 36].

К началу школьного возраста у детей  с нарушением интеллекта не формируется  новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. «Если ребенок в конце  раннего возраста говорит «Я большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо много учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную» [31, С. 37].

 

 

Несомненно, ведущей деятельностью детей школьного возраста, является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.

Таким образом, значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история. В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому  на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей с нарушением интеллекта значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Кроме того, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

Известно, что основным недостатком  мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений. Часто в обобщении используются внешне близкие по временным и  пространственным раздражителям признаки - это обобщение по ситуационной близости (стол и стул, колготки и ботинки, чашка и блюдце). Обобщения детей с нарушением интеллекта очень широкие, недостаточно дифференцированные. Эти особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать при организации обучения. Чтобы сформировать у них правильные обобщения, следует затормозить все лишние связи, которые «маскируют», затрудняют узнавание общего, и максимально выделить ту систему связей, которая лежит в основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методические подходы к организации работы по улучшению

и активизации мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта

 

Образование направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая  общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задания и выполнять их, словом понимать учебную задачу.

На занятиях у учащихся формируются не только знания, умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия. Особенность обучения проявляется и в том, что дети этого возраста, имея небольшой объём внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объём задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу.

Во-первых, для вовлечения вовлечь  детей в учебную деятельность необходимо, достичь того, чтобы каждое занятие было интересным для детей можно, сопровождая его игрой, сюрпризными моментами, загадками, скороговорками.

Немаловажное значение имеет и  эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его  общения с детьми в процессе учебной  деятельности. Педагог должен создавать  обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребёнку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать помощь.

Во-вторых,  разделить занятие  на несколько частей. Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части воспитанники настраиваются на выполнение определённой работы или её части. Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятий, возрастом детей, условиями проведения занятий. В процесс объяснения задания могут активно включаться дети, отвечая на вопросы воспитателя, показывая у доски способы выполнения задания.

Вторая часть - самостоятельная  деятельность детей по выполнению задания  педагога или замысла самого ребёнка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, всё ли идёт верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в напоминании, просто поддержке или поощрении.

Третья часть - заключительная – анализ выполнения задания и  его оценка. В этой части также  следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение  детей, во-вторых, оценивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось выполнить. Делать это нужно так, чтобы не подорвать уверенность ребёнка в своих возможностях, не подорвать интерес к познавательной деятельности.

На каждом занятии  решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться.

Таким образом, рассмотрев организацию работу по развитию и  активации мыслительной деятельности, то есть теоретические аспекты проблемы, обратимся к практическим рекомендациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе:

 

  1. Мыслительная деятельность – это своеобразный исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге.
  2. Мыслительная деятельность у детей без отклонений определяется тем, что, действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Данная деятельности делится на два этапа: образное мышление – основной вид мышления дошкольника, который перетекает в логическое мышление. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания.
  3. У детей с нарушением интеллекта наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщений. Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей.
  4. Особенность обучения детей с нарушением интеллекта проявляется и в том, что дети, имея небольшой объём внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объём задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу, поэтому необходимо разделять урок на этапы и четко представлять цель и важность каждого.

 

II Глава. Методические рекомендации для произведения коррекционно- педагогической работе по улучшению мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта

2.1. Развитие мыслительной деятельности

 

Умственное воспитание - развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. На основе практических действий малыш учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать [19, C.81].

Постепенно у ребенка  развивается способность мыслить  не только на основе непосредственного  восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Как мы отмечали ранее, во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления сведений, фактов.

Большое место среди  познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полеченных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение [11, С.32].

 

Для диагностики мышления обычно используется тест «4-ый лишний».

 Цель: оценка образно-логического  мышления, умственных операций, анализа  и обобщения. 

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и скажи, какой предмет здесь лишний и почему? Скажи, как можно было бы объединить 3 других предмета?».

 Обработка и анализ  результатов. 

 Модификация обработки результатов теста:

5 баллов - ребенок правильно  находит «лишний» предмет на всех карточках и называл обобщающее слово;

4 балла - ребенок правильно  находит «лишний» предмет на 4 карточках и правильно называл обобщающее слово на этих карточках;

3 балла - ребенок правильно  находит «лишний» предмет только на 3 карточках и затруднялся назвать обобщающее слово;

2 балла - ребенок правильно находит «лишний» предмет менее чем на двух карточках, обобщающее слово смог назвать на 2 карточках.

Систематизируя результаты 2-х тестов, можно определить шкалу уровня развития:

5 баллов - высокий уровень  мышления активное формирование  словесно-логического мышления, высокий  уровень обобщения; 

4 балла - средний уровень развития мышления;

3 балла - низкий уровень  мышления, отсутствие словесно-логического  мышления;

2 балла - очень низкий  уровень мышления.

Информация о работе Особенности мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта