Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости внимания.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5
1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5
1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13
1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21
Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста ……………23
2.1 Организация исследования……………………………………..……...23
2.2 Методика диагностики уровня развития внимания у детей 4-5 лет…25
Заключение…………………………………………………….…………….31
Список литературы….………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Дипломная работ1.docx

— 115.11 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа

Особенности развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  …………………………………………………………………...3

Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте……………………..5

1.1Внимание виды и свойства внимания..………………………………….....5

1.2Особенности развития внимания в дошкольном возрасте……….13

1.3Нарушения внимания у дошкольников……………………………21

Глава II. Эмпирическое исследование развития внимания детей дошкольного возраста …………………………………………………………………….23

2.1 Организация исследования……………………………………..……...23

2.2 Методика диагностики уровня  развития внимания у детей  4-5 лет…25

Заключение…………………………………………………….…………….31

Список  литературы….………………………………………………………32

Приложение……………………………………..…………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитием многообразных  форм массовой культуры, рост темпа  жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни  современному человеку.

Происходящие  изменения в обществе оказали  влияние и на развитие детей, активно  включившихся в водоворот нашей  бурной жизни, и выдвинули новые  требования в целом. Дошкольное образование  стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное образовательное  учреждение призвано создать условия  для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Сегодня  проблемы, связанные с развитием  внимания у дошкольников, как никогда  вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание. Значительно увеличилось  количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы.

Цель  работы: изучить особенности развития внимания у детей  младшего и среднего дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: Поэлементное сравнение - это сложный психологический  процесс, характеризующий степень  устойчивости  внимания.

Задачи:

1. Выполнить анализ психолого-педагогической  литературы, посвященной проблеме  внимания и его развития у  дошкольников.

2. Изучить возрастные особенности  внимания в  младшем и в среднем дошкольном возрасте.

3. Определить динамику развития внимания детей 3-5 лет.

Объект  исследования: внимание дошкольников.

Предмет исследования: особенности внимания детей 3-5 лет.

Исследование  проводилось на базе детского сада №44 г. Подольска. Возраст испытуемых колеблется между 3 и 5 годами.

Практическая  значимость выполненной работы заключается  в возможности использования  полученных в ходе исследования данных в работе с детьми младшей и средней групп детского сада.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на

36 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Развитие внимания в дошкольном возрасте

1 Внимание, свойства внимания

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Внимание есть та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» . {19;156 }

Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности  и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление  в ней выбора данного объекта  из некоторого поля возможных объектов.

Исследование  внимания ведутся много веков и среди психологов до сих пор нет согласия в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение. Одни ученые утверждают, что как особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона другого психологического процесса или деятельности.

  И внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Нельзя  быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения  объективной реальности. Внимание –  это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором  она как в фокусе сосредоточена.

Внимание- это единственная сфера психического, относительно которой высказываются сомнения в самом факте его существования как самостоятельной психической реальности. Так, Э. Рубин на IX Международном психологическом конгрессе утверждал, что слово «внимание» не обозначает ничего конкретного и определенного, и «как объяснительный принцип» исчезает, когда изучение какого- либо феномена раскрывает его (феномена) внутреннюю структуру. Ученые в своих спорах о внимании пришли даже к необходимости отказаться от использования вообще понятия внимания. По мнению П.Я. Гальперина, причина этого заключается в том, что, во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона или свойство психической деятельности, во-вторых, внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности» .{24;34}

С.Л. Рубинштейн (1946) полагал, что внимание лишено своего содержания и является динамической характеристикой протекания познавательной деятельности. В современной  системной психофизиологии внимание трактуется не как отдельный психический  процесс, а как результат определенных межсистемных отношений в ЦНС, которые  обеспечивают эффективность деятельности человека.

Другие  полагают, что внимание представляет собой независимое психическое  состояние человека, специфический  внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения психологи указывают на то, что  в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

Р.С. Немов отмечает, что правильное решение состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, увидеть во внимании и сторону процессов, и самостоятельное, независимое от них. Это значит принять точку зрения, согласно которой, внимание как отдельный психический процесс не существует, но представляет собой особенное состояние, характеризующее все эти процессы. Эта позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными:

1. Механизм доминанты  можно наблюдать на всей поверхности  коры головного мозга, независимо  от того, зоны каких анализаторов  в них локализуются.

2. Ретикулярная формация  находится на пути нервных  импульсов, касающихся всех познавательных  процессов.

3. Нейроны внимания –  клетки – детекторы новизны  – можно встретить практически  на всей поверхности и в  некоторых внутренних структурах  головного мозга 

4. Все 3 фактора в центральной  нервной системе существуют автономно,  независимо от отдельных сенсорных  анализаторов, что говорит все  же о особенном феномене, не сводимым ко всем остальным.

Указывалось в частности на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс, как  его возможный врожденный механизм, на доминанту, исследованную и описанную  в связи с вниманием А.А. Ухтомским. Психологи отмечают, что действительно в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, однако у него есть особенности проходящие через все другие психические процессы. Это – наличие в нем динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, устойчивость, переключаемость и других, которые непосредственно к познавательным процессам (ощущению, восприятию, памяти, мышлению) не относятся.

Физиологический механизм внимания, как отмечают психологи (27 ; 154), рассматривается как фильтр расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией – анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе головного мозга и в подкорковых областях. Она тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зону ясного видения.

Ю. Б. Дормашев и В. Я. Романов отмечают существенную особенность внимания, которая выражается в пестроте и разнообразии входящих в него явлений {26;31}: «внимание может быть чувственным и интеллектуальным, активным и пассивным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным, оно может направляться и переключаться, удерживаться и отвлекаться, сосредотачиваться и распределяться. Его описывают как узкое и широкое, интенсивное и ослабленное, инертное и подвижное, устойчивое и колеблющееся. Считают, что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной мобилизации и др.» { 26;215}

Психологи утверждают, что ни один психический  процесс не может протекать целенаправленно  и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Человек может смотреть на какой либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями человек, не слышит разговоров, хотя звуки голосов доносятся до его слухового аппарата. Человек может не чувствовать боли, если внимание направленно на что – то другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на предмете или деятельности, человек подмечает все его детали и действует очень продуктивно, а, фиксируя свое внимание на ощущениях, он увеличивает свою чувствительность.

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Р.С. Немов отмечал: «Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору, поступающей в организм информации, в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической

активности  на одном и том же объекте или виде деятельности» {27 ;206}.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилище долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор понимания и решения задачи. Внимание играет огромную роль в процессе развития речи. В экспериментальных работах доказано, что при отсутствии слухового внимания изменяется порог слуховой чувствительности, по сравнению с нормальным он повышается в несколько десятков раз, а чувствительность к звуку соответственно снижается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  внимания

По активности человека в  организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Маклаков на  рис.1 показал структуру внимания.

 

Направленность  и сосредоточенность психической  деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. .{23.363}

Таким образом: внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств.

Если  направленность и сосредоточенность  внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Информация о работе Особенности Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста